Основы религиозной культуры и светской этики» На тему: Роль религии в конфликте
статья (4 класс)
Конец ХХ века, богатый на исторические события, характеризуется также периодом возвращения религии во многие сферы человеческой жизни – культуру, политику, экономику и иное публичное пространство.
С давних времен религия выступала институтом, тесно взаимодействующим с властью. Она способствовала упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Являясь наиболее консервативным, чем любые другие общественные институты, она, в основном, стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою [1].
Религиозный фактор стал одним из наиболее весомых в решении социально-политических проблем. [2] Неудивительно, что роль религии во всем мире стала возрастать. Особенно, при решении локальных и глобальных конфликтов.
Однако, роль религии в конфликте сложно оценить без понимания природы конфликта, ее эволюции в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ворд | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 428 Приморского района Санкт-Петербурга
Эссе
Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»
На тему: Роль религии в конфликте
Подготовила: Хадживалеева Е.К.
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2020 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… | 3 |
| 4 |
1.1. Конфликт и его эволюция в обществе ……………………………. | 4 |
| 5 |
1.3. Роль религии в социуме …………………...……………………… | 6 |
Заключение ……………………………………………………………… | 7 |
Список использованных источников ………………………………….. | 8 |
Введение
Конец ХХ века, богатый на исторические события, характеризуется также периодом возвращения религии во многие сферы человеческой жизни – культуру, политику, экономику и иное публичное пространство.
С давних времен религия выступала институтом, тесно взаимодействующим с властью. Она способствовала упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Являясь наиболее консервативным, чем любые другие общественные институты, она, в основном, стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою [1].
Религиозный фактор стал одним из наиболее весомых в решении социально-политических проблем. [2] Неудивительно, что роль религии во всем мире стала возрастать. Особенно, при решении локальных и глобальных конфликтов.
Однако, роль религии в конфликте сложно оценить без понимания природы конфликта, ее эволюции в обществе.
Роль религии в конфликте
Конфликт и его эволюция в обществе
Тема конфликта изучается в обществе уже давно. В философских концепциях любых народов мы наблюдаем борьбу света и тьмы, добра и зла, противостояние богатства и бедности. От представлений ученых древней Греции и Рима, конфликт перерос в отдельную науку – конфликтологию.
Так, в концепции государства Платона особо выделялось предупреждение конфликтов: для этого было нужно, чтобы каждый член общества занимал свое место. Согласно Платону, «самое лучшее – это не война, не междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же – это всеобщее дружелюбие[1]».
В современном мире предпосылки конфликтов зависят не только от личности как таковой, но и от политико-правового устройства государства. Буржуазная экономика, основанная на конкуренции, ставит в приоритет личную выгоду. С одной стороны этот факт способствует развитию прав личности, свободы мысли и совести, а с другой – усиливает внутрисоциальные конфликты.
По мнению Г. Зиммеля, конфликт, выступая формой разногласия, одновременно является силой, способной объединить противоборствующие стороны, т.е. выполняет функцию социализации. Иными словами, подтверждается философский дуализм – солидарность и враждебность не исключают друг друга [3].
Важно также учитывать, что конфликтология в своем развитии опирается на конкретные социокультурные и исторические условия жизни народов и общественных групп, она носит историко-культурный характер [4].
Религия и конфликт
Человеческая природа такова, что любое увлечение, предубеждение или точка зрения имеет как сторонников, так и противников. Конфликт заложен в человеке, как внутри отдельной личности, так и в различных социальных группах.
Религия, выступая формой общественного сознания, может служить как основой для единения и сплочения людей, так и поводом для разногласий.
Ярким тому примером служат конфликты на почве религиозных воззрений. Известным специалистом по конфликтологии Д. Раппортом в ходе исследования справочной литературы по религии было установлено, что работ, посвященных отношениям религии и войны, в пять раз больше, чем отношениям религии и мира. Несмотря на то, что религия редко выступает как единственный источник конфликта, в XXI веке конфликтов на религиозной и национальной почве становится всё больше; именно религиозные меньшинства дискриминируются чаще, чем любые другие [5].
Однако, обвинять религию в конфликтах неправильно. Зачастую она выступает лишь поводом противостояния, в то время как истинная его причина находится в плоскости перераспределении и завоевании власти, природных ресурсов и материальных благ, личного обогащения лидеров религиозных и политических движений [5].
В современном мире религия оказывает влияние не только на становление и развитие личности, отдельных групп и наций, но и на международные отношения в целом. По сути, являясь одной из неформальных ветвей власти, она способна как становится причиной конфликтов, так и сглаживать их, напоминать людям о вечных ценностях – любви, сострадании, дружбе, духовной силе и уважении.
Роль религии в социуме
Современными социологами замечено, что большинство людей на планете в значительной мере идентифицирует себя именно по религиозной принадлежности. Ранее этот факт был наиболее ярко выражен, в связи с чем религия оказывала прямое воздействие и на государственную стабильность разных стран. Как таковых межэтнических конфликтов не наблюдалось, но зато имели место конфликты на почве вероисповедания [6].
Только к началу ХХ века религиозная идентификация личности ослабела, и ключевым аспектом для самоопределения личности стала выступать ее принадлежность к какой-либо культуре. Например, к европейской, национальной и т.д. Однако, в конце ХХ столетия принцип религиозной идентификации снова занял приоритетные позиции. Так или иначе, сегодня религиозные нормы и правила в сильной мере оказывают влияние на духовное развитие личности, социальные и семейные отношения. Предпосылками периода «религиозного возрождения» стали именно стремительный прогресс второй половины ХХ века, порой непредсказуемые изменения в экономике и социальной сфере, появление новых угроз (атомная энергия, вирусы и пр.), резкая смена быта [7].
Многообразие религиозных культур наряду с преимуществами имеет и ряд недостатков, основным из которых можно назвать появление почвы для потенциальных конфликтов в межконфессиональных и этно-конфессиональных отношениях. Но гораздо опаснее будет, если этот процесс приведет к конфликтам между странами и регионами.
Поэтому религиозные учения, в первую очередь, должны акцентировать внимание на позитивных качествах личности, ее духовном росте. Именно духовное развитие способно предотвратить конфликты в условиях тотальной глобализации и стать залогом дальнейшего развития человечества.
Заключение
О роли религии в обществе можно спорить бесконечно. Каким бы ни был исход спора, религия существует и укрепляется в обществе. Она представляется невидимым «мостом», который связывает человека со сверхъестественными силами, в которые он верит, помогает ему отвлечься от обыденной жизни [8].
Религия сегодня компенсирует потери духовных ориентиров на фоне глобализации общества, развития технологий и постоянно меняющейся окружающей среды: социальной и бытовой. Религиозный фактор трансформировался в ключевой инструмент стабилизации как общественно-политической жизни общества, так и сферы мировой политики. Однако, нередко именно он становится причиной многих конфликтов.
Впрочем, далеко не всегда религиозные взгляды одних групп являются истинным источником общественных конфликтов. Нередко они используются главами государств и духовных общин для удовлетворения собственных корыстных интересов. Поэтому, важно делать акцент на всестороннем развитии личности, т.к. умение разделять духовность от безропотного повиновения сегодня ценно как никогда.
Список использованных источников
- Панкин С. Ф. История мировых религий: Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. – 158 с.
- Сухейль Фарах. Духовная секуляризация и религия: опыт христианства и ислама/ Отв. ред. д.и.н., проф. В.В. Наумкин. Перевод с араб. В. Волосатов. М.: 2008. - 182 с.
- Зиммель Г. Человек как враг // Психология конфликта: Хрестоматия. 2-е изд. / под общ. ред. Н.В.Гришиной. СПб.: Питер, 2008. С. 18–25.
- Дудник С.И., Осипов И.Д. Проблема конфликта в историко-философском измерении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 2. С. 142–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-konflikta-v-istoriko-filosofskom-izme renii (дата обращения: 01.12.2020).
- Гутарева, Н. Ю. Роль религии в международных отношениях / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – С. 1487-1489. – URL: https://moluch.ru/archive/90/19046/ (дата обращения: 01.12.2020).
- Черепанова, Е. С. Философия конфликта : [учеб. пособие] / E. С. Черепанова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 196 с.
- Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2012. – 288 с.
- Зеньковский В.В. Апологетика. – Минск : Белорусская Православная Церковь, 2010. – 528 с.
- Платон. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1972. Т. 3, ч. 2. 687 с.
[1] Платон. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1972. Т. 3, ч. 2. 687 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".
Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры"). В ходе урока учащиеся знакомятся с...
Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"
План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...
Урок по основам религиозных культур и светской этики на тему: "Религии мира"
С 1 сентября 2012 года во всех школах нашей страны ввели курс Основы религиозных культур и светской этики, в 4 классах. Вашему вниманию предлагаю одну из разработок урока по теме: "Религии мира"...
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...
Презентация к уроку основы религиозных культур и светской этики по теме "Буддизм"
Данная презентация поможет познакомить учащихся с мировой религией - Буддизм. В презентации отражены основные учения буддизма, фотогрфии храмов, рассказывается о праздниках. В конце предлаг...
Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"
Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба"....
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...