Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Евсикова Светлана Михайловна

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evsikova_religiya_na_rayon_2017.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

по теме:

«Связь культуры и религии»

Евсикова Светлана Михайловна,

 учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №91»

Ново-Савиновского района

г. Казани Республики Татарстан

Краткая аннотация к уроку

Это второй урок из двух, предусмотренных программой по этой теме.

В рамках занятия нужно показать ребёнку, что культура и религия слитны с самого начала истории человечества; они связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. А формирование внутренней культуры человека происходит с помощью исторически сформированных норм и правил.

Цель урока:

Помочь учащимся осознать сущность культуры, её основные формы, взаимосвязь культуры и религии.

 Учебные задачи, направленные на достижение:

  1. предметных результатов обучения

 - формирование понимания связи между культурой и религией;

 - раскрытие понятий «материальная культура», «духовная культура»;

 - обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие речи, мышления, творческого воображения;

2) метапредметных результатов обучения:

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;

- развитие умений работать с информацией – познавательные УУД;

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- определение степени новизны и важности учебного материала;

- формирование начальных форм личностной рефлексии -  регулятивные УУД;

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- формировать умение взаимодействия  группах – коммуникативные УУД;

3) личностных результатов обучения:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание уважения к истории культуры и религии;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Оборудование:

Учебник «Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. Авторы: А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.

Карточки для этапа рефлексии

Карточки с вариативными заданиями для проверки домашнего задания

Презентация (32 слайда)

Мультимедийная установка для просмотра презентации

Место проведения:

Кабинет с мультимедийной установкой

План занятия:

1. Организация деятельности учащихся.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

3. Определение темы урока. Постановка целей урока.

4. Изучение новой темы.

5. Творческая работа.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Продолжительность работы: 45 минут

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся.1 мин.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.6 мин.

Проводится сначала в письменной, потом -  в устной форме (см. Приложение).

Организуется следующим образом:

ребята 1 ряда получают текст с пропущенными словами и словосочетаниями;

ребята 2 ряда должны соединить линиями понятия с их толкованием;

ребята 3 ряда отвечают на вопросы теста.

Дети работают в парах, выполняя задания. Осуществляется проверка по эталону (таблицы на доске).

При проверке открыт слайд №32 презентации «Карта религий народов мира»

3. Определение темы урока. Постановка целей урока детьми. 2 мин.

На слайде №1 появляется тема урока: «Культура и религия».

- Как вы думаете, ребята, почему перед нами вновь тема урока та же, что была и на прошлом уроке? (Дети высказывают свои предположения, определяют цели урока.)

- Конечно, наш разговор сегодня продолжится, и нам предстоит ещё много интересного узнать по этой теме.

4. Изучение новой темы. 25 мин.

- С чем в повседневной жизни мы связываем слово «культура»? (Когда говорим или думаем о театрах, картинах художников, библиотеках и т.д.)

- В науке принято такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории».

                     На слайде №2 появляется определение культуры.

- К памятникам материальной культуры  можно отнести различные предметы повседневной жизни, орудия труда, прекрасные дома, крепости, которые создавал человек. Как вы думаете, ребята, а что можно отнести к памятникам духовной культуры? (Предположения детей)

- Проверьте свои предположения, обратившись к тексту учебника на с.8 (третий абзац).

Учащиеся  перечисляют то, что можно отнести к памятникам духовной культуры, после чтения учебника.

         Учитель обращает внимание детей на то, что к духовным ценностям относятся и нравственные нормы поведения, о чём дети сейчас тоже прочитали в учебнике.

- А довольно часто мы употребляем такие выражения, как «Культурный человек», «Культурно себя вести». Что это означает?

-  Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ.

Это тот жизненный опыт, который накапливает человечество.

Слайд №3 «Культура – связь поколений»

- Формирование внутренней культуры человека происходит с помощью устоявшихся в обществе определённых норм и правил. И поэтому мы можем оценивать поведение человека как хорошее или плохое, честное или бесчестное и т.д. Только что родившийся человечек, постепенно взрослея, из общения с людьми вбирает  культуру.

На слайде №4 появляются слова А.П.Чехова, учитель прочитывает их: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – Боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая чёрная, что не затрёшь её никакими белилами».

- Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, следует много учиться, работать над собой, с добротой относиться к окружающим, любить близких.

     Слайд №5 о происхождении и современном значении слова «культура»

Слово «культура» пришло из латинского языка. Оно означало то, что выращено человеком в саду, а не само проросло в поле. Сегодня слово «культура» понимается более широко – это вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например,  становится более заботливым, отзывчивым, менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре – это причины, по которым человек решает действовать именно как человек.

Далее дети работают на уроке в группах.

Работа в группе. Дети обсуждают, какие пропущенные слова можно вставить, чтобы восстановить пропуски. Слова пропущены не во всех высказываниях (только в 7,9,10,12,13), чтобы учащиеся смогли ориентироваться в задании и установить аналогии.

- Я хочу предложить вам ряд мудрых мыслей в стихах:

 Проходя мимо старых…, - склонись…,

 Проходя мимо памяти…, - вспомни…,

 Проходя мимо матери…, - встань…,

 Проходя мимо родичей…, - помни…,

 Проходя мимо знаний…, - возьми…,

 Проходя мимо лености…, - вздрогни…,

 Проходя мимо праздных…, - твори…,

 Проходя мимо павших…, - запомни…,

 Проходя мимо мудрых…, - постой…,

 Проходя мимо глупых…, - не слушай…,

 Проходя мимо щедрых…, - откушай…,

 Проходя мимо чести…, - храни…,

 Проходя мимо долга…, - не прячься…,

 Проходя мимо слова…, - держи….

Многие памятники материальной  и духовной культуры  возникли в связи с религией, они необходимы для её существования. Вспомните, ребята, когда появились наскальные рисунки, ритуальные танцы, древнегреческий театр? (В первобытном обществе)

- Для чего первобытные люди исполняли ритуальные танцы и изображали в своих пещерах животных? ( Чтобы задобрить богов)

- Кому были посвящены самые первые спектакли (комедии и трагедии) Древней Греции? (Древнегреческим богам)

- Значит, мы можем сказать, что культура первобытного человека и древних греков напрямую  связана…(предположения детей) с их верованиями. В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Египте, Древнем Риме были построены величественные храмы, которые сохранились до сих пор, и люди их посещают. Храмы эти возникли как места, которые должны были служить для совершения ритуалов. Ведь в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов. В древние времена возникли также и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до сих пор. В нашем городе немало мечетей. Первые же священные сооружения мусульман были возведены  в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Древние буддистские храмы встречаются в Азии. К сожалению, не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм, он известен лишь по описаниям, - главное иудейское святилище.

- Рассмотрите на с.9  учебника иллюстрацию «Зевс. Древняя статуя». Где её можно было увидеть? (Предположения детей)

- Давайте проверим ваши предположения, прочитав 3 абзац в учебнике на с.9.

- Так в каком виде искусства нашла отражение религиозная тематика? (скульптуре)

- К религиозным сюжетам обращались и живописцы всех времён, и музыканты. Сегодня известно немало музыкальных произведений, написанных либо для религиозных целей (например, сопровождение ритуальных обрядов), либо на религиозные темы и сюжеты.

     Просмотр слайдов №6-31 презентации по теме «Культовые сооружения» ( 3 мин)

5. Творческая работа. 5 мин.

Дети должны самостоятельно изучить на с.9 учебника рубрику «Это интересно!» и составить предложения с новыми словами-понятиями из этой рубрики. Работа выполняется самостоятельно каждым учеником.

6. Рефлексия. 5 мин.

Проводится в групповой форме.

Детям раздаются карточки со словами:

архитектура, литература, музыка, скульптура, живопись;

буддизм, ислам, мечеть, карета, монета, законы, платье, сказка, церковь, танец лезгинка, знания, народная песня, копьё.

По просьбе учителя выходят дети по очереди с карточками в руках:

1группа. Что связано с материальной культурой.

2группа. Что связано с духовной культурой.

3группа. В каких видах искусства нашла отражение религиозная тематика. 7. Домашнее задание.1 мин.

Предлагается по вариантам:

1) подобрать стихи, отражающие тему «Культура поведения»;

2) подготовить небольшой рассказ о каком-либо памятнике материальной или духовной культуры.

Приложение

Проверка домашнего задания.

  1. Вставь пропущенные слова.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются ________________________________.

Важнейшей частью большинства духовных _________________ является ______________ .

Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает «_______________», «_________________».

Для проверки:

1.традициями

2. традиций, религия

3. связывать, соединять

2. Соедини линиями правильные ответы.

Религия

Ритуал

Национальные религии

Мировые религии

участие людей в религиозных действиях

сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога

буддизм, христианство, ислам

иудаизм, индуизм

3.Ответь на вопросы теста.

1.В России больше всего:

а) буддистов

б) православных христиан

2.Значительное число россиян исповедуют:

а) ислам и буддизм

б) иудаизм

3.Сколько религий считаются традиционными религиями России:

а) 3

б) 4

4. Самые многочисленные национальные религии – это:

а) ислам

б) индуизм и иудаизм

Для проверки: 1б, 2а, 3б, 4б

Литература

1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.  –  М., 1991.

2. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России.  –  М., 2000.

3.Планируемые результаты начального общего образования  (Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. –   М., 1986.

5 http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ

6. http://www.orkce.ru

7. http://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи

8. http://www.tvkultura.ru – официальный сайт телеканала «Культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"...

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

Конспект  урока по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  &laqu...