Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evsikova_religiya_na_rayon_2017.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
по теме:
«Связь культуры и религии»
Евсикова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №91»
Ново-Савиновского района
г. Казани Республики Татарстан
Краткая аннотация к уроку
Это второй урок из двух, предусмотренных программой по этой теме.
В рамках занятия нужно показать ребёнку, что культура и религия слитны с самого начала истории человечества; они связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. А формирование внутренней культуры человека происходит с помощью исторически сформированных норм и правил.
Цель урока:
Помочь учащимся осознать сущность культуры, её основные формы, взаимосвязь культуры и религии.
Учебные задачи, направленные на достижение:
- предметных результатов обучения
- формирование понимания связи между культурой и религией;
- раскрытие понятий «материальная культура», «духовная культура»;
- обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие речи, мышления, творческого воображения;
2) метапредметных результатов обучения:
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;
- развитие умений работать с информацией – познавательные УУД;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- определение степени новизны и важности учебного материала;
- формирование начальных форм личностной рефлексии - регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формировать умение взаимодействия группах – коммуникативные УУД;
3) личностных результатов обучения:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание уважения к истории культуры и религии;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
Оборудование:
Учебник «Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. Авторы: А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.
Карточки для этапа рефлексии
Карточки с вариативными заданиями для проверки домашнего задания
Презентация (32 слайда)
Мультимедийная установка для просмотра презентации
Место проведения:
Кабинет с мультимедийной установкой
План занятия:
1. Организация деятельности учащихся.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
3. Определение темы урока. Постановка целей урока.
4. Изучение новой темы.
5. Творческая работа.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Продолжительность работы: 45 минут
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся.1 мин.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.6 мин.
Проводится сначала в письменной, потом - в устной форме (см. Приложение).
Организуется следующим образом:
ребята 1 ряда получают текст с пропущенными словами и словосочетаниями;
ребята 2 ряда должны соединить линиями понятия с их толкованием;
ребята 3 ряда отвечают на вопросы теста.
Дети работают в парах, выполняя задания. Осуществляется проверка по эталону (таблицы на доске).
При проверке открыт слайд №32 презентации «Карта религий народов мира»
3. Определение темы урока. Постановка целей урока детьми. 2 мин.
На слайде №1 появляется тема урока: «Культура и религия».
- Как вы думаете, ребята, почему перед нами вновь тема урока та же, что была и на прошлом уроке? (Дети высказывают свои предположения, определяют цели урока.)
- Конечно, наш разговор сегодня продолжится, и нам предстоит ещё много интересного узнать по этой теме.
4. Изучение новой темы. 25 мин.
- С чем в повседневной жизни мы связываем слово «культура»? (Когда говорим или думаем о театрах, картинах художников, библиотеках и т.д.)
- В науке принято такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории».
На слайде №2 появляется определение культуры.
- К памятникам материальной культуры можно отнести различные предметы повседневной жизни, орудия труда, прекрасные дома, крепости, которые создавал человек. Как вы думаете, ребята, а что можно отнести к памятникам духовной культуры? (Предположения детей)
- Проверьте свои предположения, обратившись к тексту учебника на с.8 (третий абзац).
Учащиеся перечисляют то, что можно отнести к памятникам духовной культуры, после чтения учебника.
Учитель обращает внимание детей на то, что к духовным ценностям относятся и нравственные нормы поведения, о чём дети сейчас тоже прочитали в учебнике.
- А довольно часто мы употребляем такие выражения, как «Культурный человек», «Культурно себя вести». Что это означает?
- Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ.
Это тот жизненный опыт, который накапливает человечество.
Слайд №3 «Культура – связь поколений»
- Формирование внутренней культуры человека происходит с помощью устоявшихся в обществе определённых норм и правил. И поэтому мы можем оценивать поведение человека как хорошее или плохое, честное или бесчестное и т.д. Только что родившийся человечек, постепенно взрослея, из общения с людьми вбирает культуру.
На слайде №4 появляются слова А.П.Чехова, учитель прочитывает их: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – Боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая чёрная, что не затрёшь её никакими белилами».
- Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, следует много учиться, работать над собой, с добротой относиться к окружающим, любить близких.
Слайд №5 о происхождении и современном значении слова «культура»
Слово «культура» пришло из латинского языка. Оно означало то, что выращено человеком в саду, а не само проросло в поле. Сегодня слово «культура» понимается более широко – это вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым, отзывчивым, менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре – это причины, по которым человек решает действовать именно как человек.
Далее дети работают на уроке в группах.
Работа в группе. Дети обсуждают, какие пропущенные слова можно вставить, чтобы восстановить пропуски. Слова пропущены не во всех высказываниях (только в 7,9,10,12,13), чтобы учащиеся смогли ориентироваться в задании и установить аналогии.
- Я хочу предложить вам ряд мудрых мыслей в стихах:
Проходя мимо старых…, - склонись…,
Проходя мимо памяти…, - вспомни…,
Проходя мимо матери…, - встань…,
Проходя мимо родичей…, - помни…,
Проходя мимо знаний…, - возьми…,
Проходя мимо лености…, - вздрогни…,
Проходя мимо праздных…, - твори…,
Проходя мимо павших…, - запомни…,
Проходя мимо мудрых…, - постой…,
Проходя мимо глупых…, - не слушай…,
Проходя мимо щедрых…, - откушай…,
Проходя мимо чести…, - храни…,
Проходя мимо долга…, - не прячься…,
Проходя мимо слова…, - держи….
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для её существования. Вспомните, ребята, когда появились наскальные рисунки, ритуальные танцы, древнегреческий театр? (В первобытном обществе)
- Для чего первобытные люди исполняли ритуальные танцы и изображали в своих пещерах животных? ( Чтобы задобрить богов)
- Кому были посвящены самые первые спектакли (комедии и трагедии) Древней Греции? (Древнегреческим богам)
- Значит, мы можем сказать, что культура первобытного человека и древних греков напрямую связана…(предположения детей) с их верованиями. В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Египте, Древнем Риме были построены величественные храмы, которые сохранились до сих пор, и люди их посещают. Храмы эти возникли как места, которые должны были служить для совершения ритуалов. Ведь в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов. В древние времена возникли также и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до сих пор. В нашем городе немало мечетей. Первые же священные сооружения мусульман были возведены в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Древние буддистские храмы встречаются в Азии. К сожалению, не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм, он известен лишь по описаниям, - главное иудейское святилище.
- Рассмотрите на с.9 учебника иллюстрацию «Зевс. Древняя статуя». Где её можно было увидеть? (Предположения детей)
- Давайте проверим ваши предположения, прочитав 3 абзац в учебнике на с.9.
- Так в каком виде искусства нашла отражение религиозная тематика? (скульптуре)
- К религиозным сюжетам обращались и живописцы всех времён, и музыканты. Сегодня известно немало музыкальных произведений, написанных либо для религиозных целей (например, сопровождение ритуальных обрядов), либо на религиозные темы и сюжеты.
Просмотр слайдов №6-31 презентации по теме «Культовые сооружения» ( 3 мин)
5. Творческая работа. 5 мин.
Дети должны самостоятельно изучить на с.9 учебника рубрику «Это интересно!» и составить предложения с новыми словами-понятиями из этой рубрики. Работа выполняется самостоятельно каждым учеником.
6. Рефлексия. 5 мин.
Проводится в групповой форме.
Детям раздаются карточки со словами:
архитектура, литература, музыка, скульптура, живопись;
буддизм, ислам, мечеть, карета, монета, законы, платье, сказка, церковь, танец лезгинка, знания, народная песня, копьё.
По просьбе учителя выходят дети по очереди с карточками в руках:
1группа. Что связано с материальной культурой.
2группа. Что связано с духовной культурой.
3группа. В каких видах искусства нашла отражение религиозная тематика. 7. Домашнее задание.1 мин.
Предлагается по вариантам:
1) подобрать стихи, отражающие тему «Культура поведения»;
2) подготовить небольшой рассказ о каком-либо памятнике материальной или духовной культуры.
Приложение
Проверка домашнего задания.
- Вставь пропущенные слова.
В духовном мире есть свои дороги. Они называются ________________________________.
Важнейшей частью большинства духовных _________________ является ______________ .
Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает «_______________», «_________________».
Для проверки:
1.традициями
2. традиций, религия
3. связывать, соединять
2. Соедини линиями правильные ответы.
Религия Ритуал Национальные религии Мировые религии | участие людей в религиозных действиях сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога буддизм, христианство, ислам иудаизм, индуизм |
3.Ответь на вопросы теста.
1.В России больше всего:
а) буддистов
б) православных христиан
2.Значительное число россиян исповедуют:
а) ислам и буддизм
б) иудаизм
3.Сколько религий считаются традиционными религиями России:
а) 3
б) 4
4. Самые многочисленные национальные религии – это:
а) ислам
б) индуизм и иудаизм
Для проверки: 1б, 2а, 3б, 4б
Литература
1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
2. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. – М., 2000.
3.Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.
5 http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ
7. http://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи
8. http://www.tvkultura.ru – официальный сайт телеканала «Культура»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"...
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Росс...
Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: &laqu...