Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".
план-конспект урока (4 класс) по теме
Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры"). В ходе урока учащиеся знакомятся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse.rar | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
- помочь учащимся объяснить понятие «справедливая война»;
- познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;
- способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- способствовать формированию умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- способствовать овладению навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, несправедливая война.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, горошины (по количеству учащихся класса).
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы собрались, чтобы вновь поделиться друг с другом теплотой, добротой. Возьмитесь за руки и передайте друг другу частичку своей теплоты. Мы отправляемся в мир православной культуры.
- Закройте глазки и протяните ладошку. Учитель кладёт каждому ученику в ладонь горошину.
- Что это такое?
- На что похожи эти горошины? (Ответы учащихся).
- А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Слайд 3.
- Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась. Учащиеся кладут горошину в выбранное ими место.
II. Актуализация знаний.
- Мы с вами говорили о человеке, о том, что его отличает от других живых существ. Хочу немного поговорить о пчёлах. Слайд 4 .Посмотрите на пчел: они не покидают свою матку (т.е. царицу пчел) даже тогда, когда она уже не может для них ничего делать и, искалеченная или больная, падает на дно улья. Нельзя смотреть без со страдания, как эти Божьи мушки всеми силами стараются поднять свою матку со дна наверх: они спускаются, цепляясь одна за другую, на дно улья и образуют из себя лестницу в надежде, что матка по этой лестнице подни мется вверх, где ее ожидают самые усердные слуги. А если она так обессилела, что не мо жет выбраться оттуда, то при ней остаются несколько пчелок с медом, которые кормят больную матку и согревают ее, прижимаясь к ней. И трогательно бывает видеть, как эти усердные дети не покидают матку свою даже тогда, когда она умрет: они машут над нею крылышками, как бы стараются оживить ее, и только уж тогда, когда увидят, что все на прасно, с жалостливым жужжанием улетают от нее.
- Чему могут научить пчёлы человека? Ответы учащихся.
- Смотря на пчёлок, невольно подумаешь: "По дойдите сюда, разумные люди, поучитесь у этих маленьких созданий не только их уму-разуму, их трудолюбию, бережливости, но и их любви к своим деткам - молодым пчелкам и подивитесь их любви к их матке, поучи тесь у них и этой добродетели.
- Как люди должны относиться друг к другу в семье?
- Без постоянного взаимного прощения, терпения, любви жизнь в семье невозможна.
III. Постановка учебной задачи.
- Мы любим своих родных, свой дом, любим свой двор и улицу, на которой живем. И даже когда человек уже вырос и уехал куда-то далеко из своих родных мест, он всегда вспоминает свой дом, поддерживает связь со своими родными. И всегда возвращается домой, потому что здесь его всегда помнят и ждут. Здесь его Родина. Слайд 5. Без корней веточка не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу. Родина это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие.
- Подберите к слову «родина» синонимы. Ответы учащихся.
Родина, Отчизна, Отечество, Россия.
- Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать.
- Если обидели тебя - можно стерпеть. Христос говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Ведь зло злом победить нельзя. Можно простить свою обиду. Есть ведь и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Слайд 6. Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. Слайд 7.
Чтение учителем текста.
Вечером 28 ноября 2008 г. пьяный бандит позвонил в квартиру Табаковых в под московном городе Ногинск-9. Дома были только дети: 7-летний Женя и его 11-летняя сестра Яна. Они поверили, будто им принес ли заказное письмо, и открыли дверь. Угро жая ножом, бандит потребовал отдать ему деньги. Затем он связал девочку и стал её мучить... Сбегав на кухню, мальчик взял нож и ударил мужчину. Преступник побе жал за Женей, а девочка выбежала из квар тиры и позвала на помощь. В это время на сильник схватил мальчика и нанёс ему 8 ударов ножом в спину. Женя скончался. Указом Президента Российской Федерации Женя Табаков награждён посмертно орденом Мужества за самоотверженность, проявлен ную при исполнении гражданского долга.
- Поясните, гнев Жени был напрасный или уместный? Почему? Ответы учащихся.
- Если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого - долг каждого человека встать на защиту.
- Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.
Тема урока «Защита Отечества». Слайд 8.
Вы узнаете:
- Когда война бывает справедливой.
- О святых защитниках Руси.
IV. Построение проекта открытия нового знания.
Чтение статьи учебника стр.89.
Беседа по прочитанному.
- Какая война считается справедливой? Слайд 9.
Справедливая война
(оборонительная)
Цель: защитить свою семью,
Родину, и её святыни.
Несправедливая война
Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру.
Когда православный человек вправе взяться за оружие? (Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.)
О святых защитниках Родины.
1. О богатырях.
- На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни. Слайд 10.
- Назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри».
- Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января. Его останки - «мощи» - до сих пор лежат в Киево-Печёрской Лавре. Слайд 11.
- О богатырях можно прочитать в древних летописях. В старину о богатырях не рассказывали, а пели с помощью музыкального древнего инструмента. Кто знает его название? Слайд 12.
- Продолжаем экскурсию по галерее портретов.
2. Об Александре Невском.
- Слайд 13. Известен ли вам этот человек? Ответы учащихся.
- За что князя Александра прозвали Невским? Ответы учащихся.
Выступление учащегося с сообщением об Александре Невском.
- Князь Александр в православном мире считается святым (на церковном языке это звучит так: «причислен к лику святых»; в этом случае слово «лик» означает собрание»). В его честь построено много храмов, его именем названа Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. Слайд 13.
- Был учрежден орден Александра Невского, которым награждают лучших защитников нашей Родины. Слайд 14,15.
3. О Дмитрии Донском.
- В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. Слайд 16.
Просмотр фрагмента видео «Житие Преподобного Сергия»(40 мин 40 сек -50 мин 50 сек. ) .
- И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь).
- Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Слайд 17. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча.
Слайд 18.
Во время различных войн известны случаи, когда на поле боя выходили безоружные монахи, держа в руках святые иконы, и противники уходили с поля битвы без сражения. Чем были движимы эти монахи?
- Желанием прославиться.
- Желанием привести врага в замешательство, обмануть, отвлечь и потом напасть с оружием.
- Любовью к своему Отечеству, верой в Бога и в Его всемогущество.
4. О Фёдоре Ушакове.
- Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Слайд 19. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.
- Какими качествами должен обладать воин? Ответы учащихся
- Ещё наши предки-славяне своими нравами производили выгодное впечатление; и в них нет зложелательства, ни коварства, - говорил один византийский писатель, - они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кроткости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».
- Прочитайте статью учебника (стр. 90, 2,3 абзац).
- Кем должен оставаться христианский воин на войне? (Человеком.)
- Какие законы должны действовать на войне? (Законы милосердия и справедливости.) Слайд 20.
- В чём они заключаются?
1. Нельзя добивать раненых.
2. Нельзя трогать безоружных.
3. Нельзя грабить местных жителей.
4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
V. Закрепление. Слайд 21.
Когда война может быть оправдана?
- Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.
- Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину.
- Когда целью войны является обогащение воюющих.
Слайд 22. Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны?
- Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки.
- Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.
- Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.
Слайд 23. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»?
- Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте.
- Если кто-то с войной придёт на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
- Русским только дай повод, сразу начнут войну.
Слайд 24. Что никогда нельзя делать при помощи оружия?
- Навязывать другим людям свою веру.
- Защищать свою Родину.
- Защищать свою жизнь.
Слайд 25. Помимо оружия одерживать победу в войне людям помогает
- ненависть
- желание наказать врагов
- единство и соборность
Солдатам на войне помогает
- любовь близких
- жестокость
- злоба
VI. Подведение итогов.
- А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир, в котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрее, внимательнее друг к другу и тогда станет в мире меньше зла, насилия.
VII. Рефлексия.
- Какое настроение у вас в конце урока. «Посадите» себя на одну из трёх ступенек «лесенки настроения»; Учащиеся прикрепляют «смайлики» на «лесенку настроения».
Слайд 26. VIII. Домашнее задание.
Стр. 88 – 91, прочитать, выполнить задания в тетради.
Список литературы.
- Учебник «Основы православной культуры» 4 – 5, А. В. Кураев. М.: Просвещение. 2012 г.
- Учебник «Окружающий мир» (часть 2), 4 класс. А. А. Плешаков. М.: Просвещение. 2012 г.
- «Святой родник» (православное чтение для всей семьи) № 7, 11 2011г., №2 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по программе "Основы религиозной культуры и светской этики". Тема:"Дружба"
Тема урока: "Дружба"Цель: Формирование у младших школьников понятие "дружба", "друг", "приятель", "дружеские отношения"; ознакомление с понятием "служебные отношения".Задачи урока: 1. выявить уро...
Курс "Основы религиозных культур и светской этики" тема "С чего начинается Родина"
Урок по основам религиозных культур и светской этике" модуль "Светская этика"...
«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....
Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердие
Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердиеЦели: 1-я линия развития личности:Анализировать и объяснять п...
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса
Данный урок знакомит с верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс
Цели и задачи:1. познакомить с понятиями «добро и зло»;2. воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»
Технологическая карта урока "Культура и мораль"...