"Зрительно-слуховая стимуляции" для обучающихся с ОВЗ и ТМНР, 4 класс
учебно-методическое пособие (4 класс)

Коростылева Елена Сергеевна

Коррекционная направленность образовательного процесса обеспечивается через создание специальных методов и приемов: методы альтернативной коммуникации, сенсорной интеграции, приемы музыкальной терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Учебно-методическое пособие

 по «Зрительно-слуховой стимуляции»

(в сочетании с элементами музыкальной терапии).

Учитель: Коростылева Е.С.

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие по «Зрительно-слуховой стимуляции»  разработано  с учетом  психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. Программа рассчитана на 3 часа в неделю (исходя из 34 недель в году).

Для обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Зачастую, в силу заболевания, эмоциональные реакции характеризуются однообразием и малодифференцированностью. Установление контакта затрудненно. Внимание привлекается с трудом, неустойчиво. Установить контакт на незначительное время можно путем тактильного прикосновения с голосовым сопровождением. Реакции на различные тактильные раздражители слабо выражены и малодифференцированы.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через создание в образовательном процессе специальных условий на занятиях. Педагог должен  уметь создаать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики в педагогической работе с учащимся с ОВЗ,  уметь устанавливать эмоциональный контакт с ребенком. Это возможно с помощью использования на своих уроках приемов музыкальной терапии, а так же мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального и духовного настроя педагога. Важное место в коррекционно-воспитательной работе с учащимися имеет полисенсорный и духовный подход, который не подменяет медико-биологического взгляда на развитие, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

На ряду с основными (словесный, наглядности, практический, проблемно-поисковой) методами организации деятельности  в образовательном процессе используются специальные методы и приемы, такие как:

- метод альтернативной коммуникации;

- музыкальной терапии на основе духовной и классической музыки, например: слушание записей духовных произведений; колокольных звонов; классической музыки, звуков природы, организация творческой и игровой деятельности под музыку);

-сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств (стимуляция на основе разного рода раздражителей: визуальных, звуковых, тактильных и др.).

 Значение слуховых ощущений в повседневной жизни играет важную роль в предметно-познавательной деятельности и выступает в качестве регулятора поведения обучающихся с ОВЗ. Использование на уроках  фонового звучания классической и духовной музыки помогают педагогу установить благоприятную атмосферу сотрудничества и взаимодействия с учащимся.  Звучание красивой мелодии, разнообразных звуков природы способны помочь учащимся с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, дает возможность творческой самореализации и  активного взаимодействия в социуме, помогает раскрыть свой внутренний потенциал.

Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в коррекционных целях. Средства музыкальной терапии широко используются в педагогической работе с детьми  с нарушениями зрения, речи, ЗПР, умственной отсталостью, ДЦП, которые имеют эмоционально-личностные проблемы, тревожны, конфликтны.

Пассивная музыкальная терапия (музыкальная деятельность). Участие ребенка относительно активное в непосредственном действии, но во время слушания музыки активно участвуют в работе все эмоционально-волевые и  познавательные психические процессы (восприятие, воображение, мышление, ощущение, внимание, память).

Активная музыкальная терапия  (музыкальная деятельность). Активное включение ребенка в творческий процесс посредством пения, дирижирования и игры на воображаемых музыкальных инструментах. Непосредственное участие самого ребенка в музыкальной деятельности дает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением или движением. Это приводит к разрешению внутреннего конфликта, и как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

Интегративная музыкальная терапия (музыкальная деятельность). Синтез приемов музыкальной терапии приводит к соединению музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Восприятие музыки в сочетании с  зрительными образами также  отвлекает детей от переживаний, помогает увидеть красоту окружающего мира, которая из-за переживаний остается незамеченной. Органическое сочетание двух способов восприятия (зрительного и слухового)  дает более сильный психокоррекционный и воспитательный эффект.

Интегративная музыкотерапия имеет два вида:

  • музыкоцветотерапия — восприятие музыки в сочетании с цветом (например, духовные песнопения в Церкви среди икон, горящих свечей, мозаики и росписи храма);
  • музыкоизотерапия — «изображение» музыки в рисунке (цветными карандашами, красками).

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

Предполагаемые результаты освоения программы.

Наличие динамики в зрительном, слуховом восприятии, в эмоционально-волевой сфере. Фиксация  или кратковременное сосредоточение взгляда на предмете (объекте) с которым проходила коррекционная работа. Кратковременное прослеживание предметов горизонтальной и вертикальной плоскости, локализация источников звука (далеко, близко). Эмоциональная отзывчивость на взаимодействие с педагогом в игровых и занимательных моментах. Узнавание своего педагога или звучания любимой музыки. Расширение сенсорного опыта.

У учащихся с диагнозом (F-73) организация самостоятельной работы, на уроках по программе «Зрительно-слуховая стимуляция » не предусмотрена.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ПРЕДМЕТУ "ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ"

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Обследование зрительного  и слухового восприятия

2

1.

Знакомство с визуальными  и слуховыми раздражителями.

12

2.

Знакомство с русской народной музыкой и звучанием некоторых народных инструментов.

8

3.

Знакомство с временами года с музыкальным сопровождением.

39

4.

Знакомство с разнообразием природы животного мира.

10

5.

Расширение сенсорного опыта (развитие зрительно-слухового восприятия).

13

6.

Повторение пройденного материала

13

Итоговая диагностика усвоения программы

2

ИТОГО

99

Содержание программы

Обследование зрительного и слухового восприятия учащегося.

 Зрительное восприятие: реагирует на яркий свет; смотрит на источник света и медленно передвигающиеся предметы; осматривает предмет, который держит в руке; смотрит на различные предметы в помещении; ищет пропавший из поля зрения предмет.

Слуховое восприятие: реагирует на громкий шум; реагирует на легкий шум (погремушка); поворачивает голову на шум, возникающий вне поля зрения, но рядом с ухом; прислушивается к шагам, разговору, музыке; прислушивается к легким шумам.

  1. Знакомство с визуальными и слуховыми раздражителями.
  • Визуальные:

 Поднесение и удаление предмета к ребенку и от ребенка (например, игрушечный ангел на ленточке). Знакомство с визуальным раздражителем: фонарик, панно «Водопад», акваколонна. Показ ребенку различных световых раздражителей - фонарик, световая игрушка, калейдоскоп, зеркальный «солнечный зайчик». Работа с визуальными и звуковыми раздражителями. Наблюдение за плавающими рыбками в акваколонне (занятие в сенсорной комнате). Наблюдение за движущимися игрушками: перемещение  игрушки или предмета. Прослеживания движения предмета в горизонтальной плоскости (прокатывание мячика в поле зрения ребенка). Прослеживания движения предмета в вертикальном направлении (воздушный шарик, мячик). Показ игрушек издающих звук. Перемещение игрушки издающей звук в пространстве. Вынос игрушки из поля зрения ребенка.  Предъявление колокольчика в поле зрения ребенка Сосредоточение и фиксация взгляда на предлагаемых музыкальных предметах: ангел с колокольчиком, музыкальная игрушка и др..

  • Слуховые:

Работа со слуховым раздражителем. Привлечение внимания к звучащей музыкальной игрушке. Стимуляция слухового восприятия: реакция на разные звуки погремушки, звучащей и  пищащей игрушки в сочетании с игровыми и занимательными моментами. Знакомство с  шумовыми раздражителями: барабан, трещотка, маракас, баночки с крупами и др.. Нахождение источника звука близко расположенного Нахождение источника звука далеко расположенного. Приближение и удаление звукового раздражителя (игра со звучащей игрушкой, колокольчиком; пение и речь педагога).

Прослушивание  музыки и песен из детских фильмов и мультфильмов, красивой музыки, совмещая с игровой и творческой деятельностью.

Слушание звуков природы (шум дождя, ветра, морского прибоя, пения птиц и др.). Занимательные и игровые моменты под музыку.

2. Знакомство с русской народной музыкой и звучанием некоторых народных инструментов 

Слушание музыки русского народного жанра различного характера и темпа (в исполнении оркестра русских народных инструментов; просмотр и слушание русских музыкальных сказок, слушание русских народных песен, колыбельных). Знакомство с некоторыми музыкальными народными инструментами. Игра на колокольчиках, деревянных ложках, металлофоне, гармошке и др. инструментах.

3.  Знакомство со временами года с музыкальным сопровождением.

Осень. Рассматривание красот даров осени – фрукты и овощи, грибы и ягоды, желуди, разноцветные листья, букеты из рябины и кленовых листьев и др. в сочетании с прослушиванием классической музыки П. И. Чайковского «Осень» (из альбома «Времена года»). Слушание звуков природы: «пение птиц», «журчание ручья», «шум морского прибоя», «шум дождя» и др. в сочетании с творческой деятельностью и игровыми элементами (рисование или дирижирование под музыку)  Слушание выразительного чтения стихов педагогом об осени или музыкальной композиции, просмотр мультфильма о природе «Серая шейка» и др.

Зима. Зимние символы: снег, лед, Рождественская новогодняя елка с красивыми игрушками, пряниками и хлопушками. Рождественские иллюстрации и наглядные пособия: икона Рождества Христова, волхвы с подарками, пастухи с овечками, запах апельсинов (ароматерапия). Слушание и разучивание Рождественских колядкок. Прослушивание музыкальной композиции «Зима» (П.И. Чайковский «Времена года») в сочетании с творческой деятельностью и игровыми элементами (разукрашивание рисунков по теме или дирижирование под музыку). Слушание выразительного чтения стихов педагогом или музыкальной композиции о зиме, просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино» и др..

Весна. Рассматривание весенних символов, пробуждения и обновления всей природы: зеленая травка, цветы, солнышко, птицы. крашеные яица, Пасхальные куличи, икона Христова Воскресения, Пасхальные открытки, расписные деревянные яица, аромаподушечка с запахом цветов (лаванды, мяты) Прослушивание музыкальной композиции «Весна» (П.И. Чайковский «Времена года») в сочетании с творческой деятельностью и игровыми элементами (разукрашивание рисунков по теме или дирижирование под музыку). Слушание выразительного чтения стихов педагогом или музыкальной композиции о весне, просмотр мультфильма «Паровозик из ромашково».

Лето. Иллюстрации и наглядные пособия: солнышко, зеленые  веточки деревьев, цветы, птицы, море (арома-подушечки с запахами цветов и трав лаванды, мяты, душицы). Прослушивание музыкальной композиции «Лето» (П.И. Чайковский «Времена года») в сочетании с творческой деятельностью и игровыми элементами (разукрашивание рисунков по теме или дирижирование под музыку). Слушание выразительного чтения стихов педагогом или музыкальной композиции о лете; просмотр мультфильма «Летние каникулы Бонифация». Прослушивание звуков природы: «пение птиц», «журчание ручья», «шум морского прибоя», «шум дождя» и др. в сочетании с коррекционно-развивающими упражнениями и игровыми моментами.

4. Знакомство с разнообразием природы животного мира.

Слушание голосов животных и птиц в записи, рассматривание картин и иллюстраций с животными и птицами (музыкальные книги, фрагменты видеофильмов о животном мире). Слушание звуков природы (шум дождя, ветра, морского прибоя, пения птиц и др.) в сочетании с рисованием или занимательными и игровыми моментами. Рассматривание картин и иллюстраций с природой. Прослушивание музыкального цикла «Малыш в лесу», где классическая музыка звучит на фоне пения птиц.

5.  Расширение сенсорного опыта (развитие зрительного и слухового восприятия).

Посещение сенсорной комнаты. Занятия на водном матраце. Занятие в сухом бассейне с шариками. Применение тактильного взаимодействия через вибрационный легкий массаж всего тела. Знакомство с духовной музыкой. Слушание православных молитв и песнопений как в записи, так и в исполнении педагога  (акапелло). Посещение и занятия в домовой церкви, участие в праздничных мероприятиях учреждения. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка. Стимулирование эмоционального реагирования на взаимодействие с педагогом во время вербального и не вербального общения. Стимулирование ответной реакции на прослушивание любимой музыки.

6. Повторение пройденного материала, изученного в течение года.

Итоговая диагностика усвоения программы.

Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимаие скрытых проблем развития / Э.Дж. Айперс; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009.

  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.
  3. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. – М.: ДРОФА, 2010.
  4. Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003
  5. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
  6. Пенелопа Лич. Младенец и  ребенок от рождения до 5 лет.СПб., 1993г.
  7. Сара Ньюмэн. Игры и занятия с особым ребенком. Серия «особый ребенок» М., Издательство «Теревинф» 2007г.
  8.  Е. Янушко. Игры с аутичным ребенком. М. М., Издательство «Теревинф» 2004г.
  9. Тумашенко А.Ф. Неврологические нарушения у детей., принципы, профилактика, коррекция. СП б. Издательство «Детство-пресс» 2011г.
  10.  Мельникова Р.В., Косогорова  А.Н., Бареева Т.В.  Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. СПб, Издательство «Детство -пресс» 2010г.
  11. Елена Хилтунен. Практическая  Монтессори-педагогика. Моска. «Юнион -Паблик», «Альта-Принт» 2005г.
  12. Хенинг Рюе. Когда ты и я вместе. Пособие для родителей. Совместное издательство Института раннего вмешательства .1999.
  13. Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью. АПО. Кафедра Специальной коррекционной педагогики . 2009г.
  14.  Шипицина Л.М., Е.В. Михайлова.НОУ ИСПиП .Дети с множественными нарушениями развития. 2012г. СПб. 2012г.
  15. А.В. Закрепина. Трудный ребенок. Издательство « Дрофа» М. 2007г. Методическое пособие.
  16. А.И. Белая, В.И. Нерясова. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. 2000г. act издательство.

Игры и упражнения на развитие зрительно-слуховой  стимуляции.

1. Коррекционное упражнение под музыку «Птица», «Ангел»;

2. Коррекционное упражнение под музыку «Ветер веточки  качает»;

3. Звеним в колокольчики под песню «Бом, бом, бом –утро растревожено…»;

4. Игра с зеркальным солнечным зайчиком;

5. Песни и стихи о временах года, о природе, о животных;

6. Игра с  голосовым лото;

7. Прослушивание и рассматривание музыкальных книг из серии «Чей это голос?» или «Чей это домик?»;

8.  Игровые занимательные моменты: «Что звенит?», «Где звенит?»;

9. Игровые занимательные моменты: «Кто там?», « Где ты?»;

10. Игра в  прятки.

Календарно-тематического планирование

Зрительно-слуховая стимуляция (99 часов)

Тема

Кол-во часов

Дата

Первое  полугодие 1 четверть - 24часа

Обследование зрительной сферы

1

Обследование слуховой  сферы.

1

1. Знакомство с визуальными и слуховыми раздражителями

1.1

Вводный урок.  Мир вокруг нас.

1

1.2

Красивый мир музыки. Знакомство с лучшими образцами классической и духовной музыки. Знакомство с картинами и иллюстрациями природы.

1

1.3

Движущиеся игрушки и предметы. Перемещение, наблюдение за движущимися  предметами разных цветов и размеров. Приближение и удаление. Игра с механической или мягкой игрушкой.

2

1.4

Шумовые инструменты (маракас, баночка с крупой) и игрушки с наполнителями(погремушка и др.). Нахождение по слуху спрятанной игрушки.  Знакомство, разглядывание источника звука. Игра с игрушкой или на шумовых инструментах.

2

1.5

Световые раздражители ( фонарик, ночник), светящиеся игрушки («Йо-йо» резиновые мячики «мигающие ежики»), калейдоскоп.. Знакомство с визуальным раздражителем. Включение и выключение игрушки. Игровые занимательные моменты с светящимися предметами. Поднесение и удаление предмета к ребенку и от ребенка.

2

1.6

Музыкальные книжки и игрушки. Рассматривание иллюстраций совместно с музыкальным сопровождением книги. Включение и выключение музыкальной книги или игрушки.

2

1.7

Знакомство с музыкальным колокольным звоном. Прослушивание духовных песнопений с колокольным звоном. Игровые занимательные моменты с игрушкой «Ангел с колокольчиком». Нахождение источника звука (колокольчик).Звон в колокольчики разных размеров и звучаний.

2

2. Знакомство с временами года с музыкальным сопровождением. «Осень».

2.1

Рассматривание картин и иллюстраций осенней природы под музыку (шум дождя, ветра, пения птиц, звуков природы, классическую и духовную музыку)

2

2.2

Слушание выразительного чтения стихов, рассказов о осени в сочетании с звучанием классической музыкой «Осень» П. И. Чайковского (из музыкального альбома «Времена года»).  

2

2.3

Творческая и игровая деятельность в сочетании с звучанием классической музыкой «Осень» П. И. Чайковского. Рисование, лепка или дирижирование под музыку.

2

3. Расширение сенсорного опыта.

3.1

Посещение и ознакомление с предметами сенсорной комнаты.

Знакомство с визуальным раздражителем: фонарик, панно «Водопад», акваколонна (сенсорная комната). Наблюдение за плавающими рыбками в акваколонне, или в аквариуме.

1

3.2

Знакомство с духовной музыкой. Занятие в домовой церкви.

1

3.3

Посещение Богослужения и участие в Божественной Литургии.

1

4.

Повторение пройденного материала.

1

        

Первое  полугодие 2 четверть -  23 часа

1. Знакомство с русской народной музыкой и звучанием некоторых народных инструментов.

1.1

Просмотр русских народных сказок, мультфильмов. Слушание музыкальных сказок «Репка», «Теремок» и др.. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

4

1.2

Знакомство с некоторыми музыкальными народными инструментами и их звучанием (балалайка, гармошка, деревянные ложки, дудочка). Слушание звучания оркестра народных инструментов. Привлечение внимания игрой на дудке, на ложках. Игра на ложках под русскую плясовую. Слушание русских народных песен и рассматривание иллюстраций о природе. Слушание колыбельных песен.

4

2.     Знакомство с временами года  «Осень» (продолжение).

Знакомство с временами года  «Зима».

2.1

Знакомство классической музыкой. А. Вивальди «Осень». Рисование или дирижирование под музыку.

2

2.2

Знакомство с временем года  «Зима». Слушание выразительного чтения стихов, рассказов о зиме в сочетании со звучанием классической музыкой «Зима» П. И. Чайковского (из музыкального альбома «Времена года»).  

3

2.3

Просмотр мультфильмов о зиме «Зима в Простоквашино» и др… Просмотр книг и иллюстраций о зимней природе под музыку и звуки природы (шум ветра, хруст снега, классическая и духовная музыка).

3

2.4

Знакомство классической музыкой. А. Вивальди «Зима». Рисование или дирижирование под музыку.

2

3.  Расширение сенсорного опыта.

3.1

Знакомство с духовной музыкой. Занятие в домовой церкви

1

3.2

Посещение Богослужения в честь праздника Свт. Николая Чудотворца и участие в Божественной Литургии.

1

4.

Повторение пройденного материала.

3

Второе полугодие 3 четверть -  29 часов

1.Знакомство со временами года  «Зима» (продолжение).

1.1

Слушание  пения Рождественских колядок.

Рисование, разукрашивание или совместная игровая деятельность под музыку.

3

Слушание классической музыкой. А. Вивальди «Зима». Рисование  или чтение сказки «Зимовье зверей» под музыку.

4

Слушание стихов, рассказов о празднике Рождество Христово в сочетании со звучанием Рождественских песнопений и колокольного звона.

3

Просмотр мультфильма о временах года «Двенадцать месяцев».

3

2. Знакомство с разнообразием природы животного мира.

2.1

Птицы. Перелетные и не перелетные птицы (снегири и ласточки). Пение птиц. Слушание различных голосов певчих птиц (соловей, кукушка, иволга и др.). Рассматривание изображений птиц (иллюстрации, рисунки). Рисование, разукрашивание или лепка под музыкальное сопровождение (музыкальный цикл «Малыш в лесу»).

5

2.2

Животные. Дикие и домашние животные. Знакомство с некоторыми голосами домашних животных (мурлыканье кошки, пение петуха, мычание коровы и др.), криками дельфинов (аудиозаписи, детские музыкальные книжки). Рассматривание иллюстраций о животных. Игровые занимательные моменты.

5

3. Расширение сенсорного опыта.

3.1

Участие в Рождественской службе (домовая церковь). Слушание колядок в исполнении клиросного хора.

1

3.2

Посещение Рождественского концерта.

1

4

Повторение пройденного материала

4

Второе полугодие 4 четверть -  23 часа

1.Знакомство со временами года  «Весна».

Знакомство со временами года  «Лето».

1.1

Знакомство с временем года  «Весна». Слушание выразительного чтения стихов, рассказов о весне в сочетании со звучанием классической музыкой «Весна» П. И. Чайковского. Рассматривание книжных иллюстраций о весенней природе.

2

1.2

Весна- прослушивание музыкальной композиции о весне, Пасхе, слушание  звуков природы: «пение птиц», «журчание ручья».. Предъявление запахов весенних цветов: мешочек с засушенными цветами лаванды (ароматерапия). Рассматривание Пасхальных расписных яиц, открыток,  праздничных куличей.

2

1.3

Просмотр мультфильмов о весне «Паровозик из Ромашково» и др… Просмотр книг и иллюстраций о весенней природе под музыку и звуки природы («пение птиц», «журчание ручья», «шум морского прибоя», классическая и духовная музыка).

2

1.4

 Занятие на природе. Вдыхание аромтов весенних цветов,  рассматривание живой природы (птиц, бабочек, насекомых). Совместная творческая и игровая деятельность на улице.

2

1.5

Знакомство с временем года  «Лето». Слушание выразительного чтения стихов, рассказов о лете в сочетании со звучанием классической музыкой «Лето» П. И. Чайковского (из музыкального альбома «Времена года»).

2

2. Расширение сенсорного опыта.

2.1

Посещение сенсорной комнаты. Занятие на водном матраце Игровые и занимательные моменты..

1

2.2

Занятие в сухом бассейне с шариками.

1

2.3

Занятие на природе (на свежем воздухе). Стимулирование эмоционального реагирования на взаимодействие с педагогом во время взаимного общения и игры (вербальный и не вербальный контакт).

2

2.4

Участие в Пасхальной службе и праздничном мероприятии.

2

3.

Повторение пройденного материала, изученного в течение года в сочетании с музыкотерапией.

5

Итоговая диагностика

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."

Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

Рабочая программа для детей и подростков с ОВЗ и ТМНР по предмету "Зрительно-слуховая стимуляция"

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через создание в образовательном процессе специальных условий, а так же специальных методов и приемов: методы альтернативной коммуникац...