Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »
материал
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является одной из главных задач новых образовательных стандартов.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира, и ценностно-смысловых оснований личностного выбора ученика.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе деятельностного подхода, как условия достижения высокого качества образования.
Задача учителя - уметь конструировать новые педагогические ситуации, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Поэтому я считаю, что активизация мыслительной деятельности младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать.
Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого, за Личность, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в активизации мыслительной деятельности младших школьников, является ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление - один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания и объективного подхода к окружающему его информационному полю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский
1. Актуальность использования технологии развития критического мышления в учебном процессе
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является одной из главных задач новых образовательных стандартов.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира, и ценностно-смысловых оснований личностного выбора ученика.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе деятельностного подхода, как условия достижения высокого качества образования.
Задача учителя - уметь конструировать новые педагогические ситуации, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Поэтому я считаю, что активизация мыслительной деятельности младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать.
Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого, за Личность, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в активизации мыслительной деятельности младших школьников, является ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление - один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания и объективного подхода к окружающему его информационному полю.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта
Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую значимость.
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, ученики начальных классов в соответствии возрастными особенностями должны уметь ее рассматривать вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Развитие критического мышления – и есть точка опоры для учителя в данной ситуации,
это и есть естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, с окружающим миром.
Поэтому свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность, свою «Я» концепцию и создать условия для саморазвития и самосовершенствования. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧ.
Ведущая идея моего педагогического опыта - заключается в активизации познавательной деятельности обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления через ЧП
Цель данной технологии – состоит в развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
3. Теоретическая база опыта
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: педагоги Джинни Стил, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер - члены консорциума Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в 29 странах мира. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
В основе данной технологии лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
Методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются идеи деятельностного подхода к обучению А.Н. Леонтьева, проблемного обучения (Д.В. Вилькеев) и групповых форм обучения (В.И.Андреев)
Концептуальная часть данной технологии строится на основе личностной ориентации педагогического процесса.
4.Технология описания опыта.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, т.е пробудить в нём исследовательскую и творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Через технологию РКМЧП формируются следующие компетенции:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание многозначности точек зрения.
- Развитие таких базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Формирование умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний,
умение сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Отличительные качества технологии РКМЧП:
- надпредметный характер
- технологичность
- усвоение информации и развитие коммуникативных способностей
-применение способов работы с текстом как инструмента самообразования.
Инновационность технологии.
Что же принципиально нового несёт технология развития критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы, их достаточно много.
Урок, построенный по технологии РКМЧП, строится в соответствии технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.
Первая стадия - вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по изучаемой теме.
Ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме, проблеме.
Кому-то этот этап, наверняка, знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. Но стройная система приемов критического мышления вызывает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний. (Слайд с приёмами)
Вторая стадия – осмысление.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию, осмыслить её, соотнести уже с имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На данной стадии ребенок задаёт себе вопрос «Что я хочу узнать?».
На стадии осмысления ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные знания.
(Слайд с приёмами)
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
«Что я узнал?» на уроке по данной теме, проблеме, так звучит вопрос ученика на данном этапе.
(Слайд с приёмами)
Из этого следует, что особенностью данной педагогической технологии является то, что ученик в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своей деятельности, сам определяет конечный результат, что и является основой для активизации познавательной деятельности ученика.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определённом этапе урока, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. Каждый приём имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.
Комбинируя их, я планирую уроки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
- личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
- метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
- предметных (новые знания по конкретному предмету).
И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Формы урока РКМЧТ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученик - главное действующее лицо урока, дети получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.
(слайд )
5. Анализ результативности применения данной технологии.
Данную технологию изучаю с 2014 года.
Разработанные и проведѐнные уроки наглядно показывают эффективность использования приѐмов технологии развития критического мышления для активизации познавательной деятельности.
Промежуточный контроль показывает рост качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами дети справляются без затруднений, показывают устойчивые результаты (КО – 63 %, успеваемость- 100%).
(слайд – диаграмма)
В результате работы большинство ребят научились слаженно работать в группах, избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ.
Дети активно принимают участие в предметных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
(слайд с грамотами)
В конце учебного года совместно с психологической службой школы будет проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся с использованием методики Замбицявичене Э.Ф.
(слайд с грамотами)
6. Перспективность
Технология РКМЧП открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере, т.к. представленный набор особых приёмов, позволяет строить процесс обучения, обеспечивая самостоятельную и сознательную деятельность учащихся на любом уроке, вооружают ученика и учителя методами конструирования собственного образовательного маршрута.
6. Заключение.
Подводя итоги выше сказанному, могу сказать:
Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и атмосфера радости на уроке, сопутствующая поиску и творчеству, считаю, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников.
Поэтому ориентиром в моей дальнейшей педагогической деятельности есть и останутся слова педагога, автора гуманной педагогики Ш. Амонашвили:
Урок – это когда ребёнок набирает света. Но…если вести урок без сердца, нас увидят дети, запомнят что-то, мы поставим оценки….
…Откроем своё сердце!!! Ведь наша главная задача – воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить ученика Верой в него!!!
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
(слайд) адрес сайта
В основе современного образования лежит активность учителя, и что не менее важно, активность ученика.
Формы урока РКМЧТ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученик - главное действующее лицо урока, дети получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.
Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, я к выводу, что эта технология актуальна на современном этапе развития образования и позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.
Подводя итоги выше сказанному, остановимся на главных выводах:
Технология Развития Критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству. Главная роль на уроке отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для работы с текстом применяют разнообразные приѐмы.. Разработанные и проведѐнные уроки наглядно показывают продуктивность использования приѐмов технологии развития критического мышления для работы с текстами.
Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, я пришла к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.
Ориентиром в моей педагогической деятельности есть и останутся слова педагога –новатора Ш.Амонашвили:
Урок – это когда ребёнок набирает света. Если вести урок без сердца, нас увидят дети, запомнят что-то, мы поставим оценки….
…Откроем своё сердце!!! Ведь наша главная задача – воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить Верой в него!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра, как средство познавательной активности на уроках в начальной школе».
Работать учителем в начальной школе очень сложно. Дети маленькие и быстро устают на уроках, а любой материал, даже самый простой им надо излагать в интересной и увлекательной форме. Для ре...
Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.
В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....
Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».
В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...
Активизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Публичное представление педагогического опыта...
Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...
Реализация ИКТ как средство активизации познавательной активности на уроках окружающего мира
В статье рассматриваются особенности применения ИКТ на уроках окружающего мира как средство активизации познавательной активности младших школьников....
«Облако слов» как средство познавательной активности на уроках в начальной школе
quot;Облако слов" отличное средство для развития познавательной активности на уроках в начальной школе....