Реализация ИКТ как средство активизации познавательной активности на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему

Карпова Лилия Семёновна

В статье рассматриваются особенности применения ИКТ на уроках окружающего мира как средство активизации познавательной активности младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpova_liliya_semyonovna.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Карпова Лилия Семёновна.

Реализация  ИКТ  как средство активизации познавательной активности  на уроках окружающего мира.

  Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения ИКТ на уроках окружающего мира как средство активизации познавательной активности младших школьников. Автор предлагает  активное использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения образовательных задач.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации стратегии развитии информационного общества.[2]

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.  

Этот уровень соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

В начальной школе учащимся необходимо научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, анализировать, наблюдать, обобщать, делать выводы.

Наибольшие затруднения у детей вызывает усвоение информации именно на уроках окружающего мира. Это связано, с большим объемом информации, неумением детей работать с информацией, недостаточным количеством наглядных пособий и сложностью некоторых тем. Для решения этой проблемы на  помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии . Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет демонстрировать фотографии (животных, растений, памятников, городов и т. д. ), иллюстрации, карты, схемы, задания для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи, музыкальное сопровождение при демонстрации фото - и видеоряда. Помогает лучше использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа. Несмотря на то, что многие учителя умело  и грамотно применяют ИКТ на своих уроках, всё же остаются вопросы по применению и использованию ИКТ на уроках окружающего мира. Это связано с огромным интерактивным пространством, которое встречается учителю при подготовке к урокам. Информация, особенно с интернета, поступает к учителю большим потоком, невозможно охватить все электронные новинки, выявить новые образовательные и исследовательские сайты. Всегда будут открываться всё  новые  и новые горизонты, внедряться новые предложения по использованию ИКТ на уроках окружающего мира. [3]

      Проблемами  при обучении на основе ИКТ в настоящее время занимаются многие ученые (А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, А.В. Соловов и др.). Они считают , что «у информационных технологий в учебном процесс есть свои плюсы и минусы. И все-таки, будущее - за новыми формами обучения. Их нужно осваивать и внедрять в учебный процесс.»

«Окружающий мир» в начальной школе — очень интересный, но сложный предмет.

Как построить свою работу так, чтобы детям  на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания. Как выполнить заказ современного общества, реализовать цели начального образования: научить младших школьников учиться, получить  максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей.[1]

Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. И в этом на помощь приходят информационно - коммуникационные технологии.                                

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Используемые  мультимедийные презентации на уроках окружающего мира позволяют сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогают детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, отправиться в увлекательные путешествия.

В презентации включаем  наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Используем презентации не только в формате PowerPont, но и SmartNotebook.

Сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным помогает использование интерактивной доски.

Галерея встроенных интерактивных инструментов, функциональные возможности программы SmartNotebook дают простор для создания различных познавательных заданий, тестов, кроссвордов, занимательных игр, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлеченным в познавательный процесс и является действительно активным участником урока.

Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира  значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и творческой  деятельности, включает в работу всех учащихся класса, повышает мотивацию обучения. Кроме этого используются разнообразные ресурсы интернет,  таких  как веб-сайт Глобал-Лаб wwwglobalab.ru, где ученики исследуют окружающий мир по одинаковым методикам и размещают  результаты исследования в форме отчётов. Эти отчёты могут включать в себя рассказы, фотографии, фильмы, таблицы и данные измерений. Сегодня появилась возможность использовать микроскоп и в начальной школе. Он вновь один на весь класс, только гораздо умнее, имеет уникальную возможность вывода информации с предметного столика на монитор компьютера, а также позволяет проектировать изображение на интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора. Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать  самостоятельную исследовательскую деятельность учащегося.

Цифровой микроскоп  обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию. С применением  цифрового микроскопа, появилась возможность более качественно и интересно проводить уроки, возрос интерес к биологической науке, исследовательской деятельности, так как работа с микроскопом  - один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся. В целях  исследовательской и практической деятельности учащегося, с большим интересом используется детьми цифровая лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправится в лес, на экскурсию, в поход. Проводя научные эксперименты с помощью цифровых приборов, ребята вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся вести наблюдение, работать с таблицами и графиками, создают новые проекты. [6.c3]

Также с большим увлечением используем с детьми  готовые обучающие электронные программы. Для эффективного поиска информации мы  обращаемся к электронным детским энциклопедиям.

Таким образом, в ходе реализации средств ИКТ на уроках окружающего  мира, развивается познавательный интерес, и познавательная активность, что                                                                              привело к достижению   следующих результатов:

класс

успеваемость  по предмету(%)

качество обученности(%)

2

100

78

3

100

85

4

100

90

Таким образом эффективное использование возможностей современных информационных технологий на уроках окружающего мира способствует формированию и развитию  познавательной активности в начальной школе. Проведение уроков с применением ИКТ даёт школьникам возможность получить навыки работы, необходимые для жизни в современном информационном обществе. Использование  интерактивного учебного оборудования повышает у обучающихся интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, позволяет установить мгновенную обратную связь, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, что доказывает эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

Литература

                                                                                                                                                

  1. Поликарпова Л.Д. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира / Л.Д.Поликарпова // – (http://festival.1september.ru)   (08.11.2014).
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005
  3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
  4. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.  
  5. Фисенко О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко //  – (http://narod.yandex.ru) (25.11.2014):

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира

Что необходимо школьникам для успешной жизни в современном мире? Необходимо уметь решать жизненные задачи, видеть и решать проблемы, определять приоритеты, осуществлять осознанный выбор, самосто...

Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира с соблюдением здоровьесберегающих технологий

Презентация позволяет обобщить опыт по работе над соблюдением здоровьесберегающих технологий....

Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира

При ознакомлении с окружающим миром учащихся I—IV классов используются разнообразные методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой. В данной статье учителя начальных кл...

МЕТОДИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

МЕТОДИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.«Окружающий мир» является одним из основных предметов образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных...

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....

Приёмы активизации познавательной деятельности на уроке окружающего мира

На уроках окружающего мира применяют разнообразные приемы, которые активизируют самостоятельную мысль, творческий потенциал, речевую  деятельность  ребенка.  Эти  приемы  опир...


 

Комментарии

Черепанова Наталья Васильевна

Добрый день, Лидия Семеновна! Вы рассмотрели очень актуальный вопрос. Это очень необходимый материал. Спасибо Вам огромное.