Активизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе
статья по теме

Публичное представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

педагогического опыта

учителя начальных классов

Босомыкиной Светланы Николаевны

«Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему образу и подобию. Поэтому такими  ценными становятся  для учителей  острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии…»  

                                                                              У.Глассер

1.Актуальность и перспективность опыта .

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она  созвучна с проблемой нашей школы. На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество развития личности ученика. Благодаря развитию индивидуальных качеств мышления, человек ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные знания в конкретной обстановке. Деятельность человека разумна, благодаря объективной действительности.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Ученик должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи, мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.

Поэтому моя роль, как учителя состоит не в том, чтобы сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Для этого при обучении необходимо создать в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умение думать, не учит тем мыслительным операциям, с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике, направленных на формирование логического мышления.

2. Концептуальность.

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи  требует  новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Процесс познания у младших школьников  не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, эпизодичен. Для этого необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Через деятельностный метод обучения и создание в школе среды, способствующей формированию у детей стойкой жизненной позиции, я:

- воспитываю духовно-нравственные качества личности (ответственность, честность, доброту, милосердие);

- развиваю трудолюбие, духовную культуру, патриотизм, национальное самосознание, толерантность;

- воспитываю гуманистические ориентиры поведения, исключающие жестокость, насилие над личностью.

 

3. Наличие теоретической базы опыта.

 Теоретическую основу моего опыта составляют:

1. Идея активизации обучения имеет большую историю.

Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности.  Постановка проблемных вопросов были характерны для
дискуссий
Сократа и  Пифагора.
2.
Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский
ученый
Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на
необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к
учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое
учит детей «мыслить чужим умом».
3.   И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

4. А Ж.Ж.Руссо вел борьбу  за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.
«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.
Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть
он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

5.  «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

На это  опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
 6. Идеи Г.И. Щукиной:  идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

7. Концепция УМК «Школа 2100» авторского коллектива учёных (Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые  представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

9. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.


           4. Ведущая педагогическая идея 

заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся. Ведущая педагогическая идея педагогического опыта- формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, вести здоровый образ жизни, проявлять стойкую жизненную позицию. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья. Ребёнку важно, чтобы мама и папа были рядом, одобряли его, поддерживали. Помимо семьи, развитию познавательной активности ребёнка самое серьёзное внимание должна уделять школа.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- учебно - игровая деятельность;

- дидактические игры;

- работа в парах;

-  групповая работа;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ,

- использование современных образовательных технологий.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока: урок-путешествие, экскурсии, уроки проекты, уроки путешествия и т.д.

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит -  урок удался.

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно Осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, Более эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности.

      Дифференцированное обучение.

         Работая по образовательной модели «Школа 2100», я  решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика,  его склонности, интересы, ценности.  Использование  данной технологии   вызывает интерес к изучению предметов, развивает  способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой  ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.       Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры,  которые  не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.    

   В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

    Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми  имеются значительные, качественные различия. По словам  Н.К. Крупской « переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

     Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне  помогают дидактические игры.

   Структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

 2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».

        Мне помогают в выборе дидактических игр  такие книги:

  1. Т. И. Тарабарина « И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия развития», 1997 г.,  
  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г.
  3. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004г.

Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий обеспечивает богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности учащихся на уроке, позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия интереснее, повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. В работе использую цифровой фотоаппарат, дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и  инновационные методы обучения, что несет  прогнозируемый  результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. С опорой на информационные технологии  самостоятельно разработала и провела ряд уроков  и внеклассных занятий: Урок- путешествие по мордовскому языку  « Заочное путешествие по городу Саранску», урок по русскому языку во 2 классе «Правописание безударных гласных в корне слова», классный час «Здоровое питание»,урок по математике «Закрепление вычислительных навыков. Семь чудес света». Создание новых средств получения информации дает толчок для  развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

     Я имею свою личную   страничку на сайте по адресу : "http://nsportal.ru/bosomykina-svetlana-nikolaevna"

     

Содержание предметов обогащаю  на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной  литературой. ( Э. Д. Вартаньян. Из жизни слов. М., «Детская литература» 1973г.; Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Мир растений, М., Москва,2012 г., Детская энциклопедия, М., «Росмен» 2012 г.; Новая детская энциклопедия, М., «Махаон»,2011г.; Энциклопедия для детей «Праздники, традиции, обычаи» М., «Махаон», 2007г.. )

 Со второго класса  все учащихся  завели  портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют его познавательную активность.

6. Результативность опыта .

Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

 Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.

Согласно приказу МО РМ от 03. 09. 2012 г. «Об организации и проведении мониторинга уровня и качества подготовленности обучающихся общеобразовательного учреждения в РМ» в 2012-13уч. года был проведен мониторинг в 4 классе по русскому языку  со следующими результатами:

 

предмет

% успеваемости

% качества знаний

Средний балл

Русский язык

100

91.3

4,6

.

     Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа».

  Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам. Из книги Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу  «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М., Вако, 2008г. задания развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам, дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.

В 2014 году  мои ученики принимали участие во Всероссийской олимпиаде младших школьников по русскому языку  и математике на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка» и награждены грамотами за 1 место.

В 2012 году моя ученица Оркина Анна стала лауреатом Международного конкурса-игры по ОБЖ «Муравей»  ( Центр дополнительного образования «СНЕЙЛ» ФБГОУ ВПО « Омский государственный педагогический университет»).

В 2013 году мои ученики Карандаева Вероника,Соколов Иван, Оркина Анна и Ушакова Вероника  стали призёрами Международного конкурса- игры по русскому языку «Ёж»  (Центр дополнительного образования «СНЕЙЛ» ФБГОУ ВПО « Омский государственный педагогический университет»).

В 2014 году Босомыкин Дмитрий занял 3 место Международного Конкурса – игры по русскому языку «ЁЖ» ((Центр дополнительного образования «СНЕЙЛ» ФБГОУ ВПО « Омский государственный педагогический университет»).

А также учащиеся принимали активное участие в конкурсах:

Муниципальный уровень

Российский уровень

Международный  уровень

1. Половников Иван - выдана грамота   муниципального конкурса « Защитим лес» в номинации сочинение,  1 место

п. Зубова Поляна ,2012

1. Белозубов Александр – выдан диплом участника, занявшего 1 место во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Грамматическая карусель»

2014 г.

Оркина Анна стала лауреатом Международного конкурса-игры по ОБЖ «Муравей»  2012

2.Оркина Анна - выдана грамота  муниципального конкурса « Защитим лес» в номинации сочинение,  2 место

п. Зубова Поляна ,2012

.

2. Денисова Ирина - выдан диплом участника, занявшего 1 место во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Грамматическая карусель»

2014 г.

Карандаева Вероника заняла 1 место Международного конкурса- игры по русскому языку «Ёж».

2013г.

3. Ушакова Вероника -  выдана грамота  муниципального конкурса « Защитим лес» в номинации сочинение,  2 место

п. Зубова Поляна ,2012

3.Паксяев Кирилл - выдан диплом участника, занявшего 1 место во Всероссийской олимпиаде по математике  «Математическая регата»

2014 г.

Ушакова Вероника заняла 2 место Международного конкурса- игры по русскому языку «Ёж».

2013г.

 
 С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами выступаю:

1) на педагогическом совете школы:

1. Доклад «Формы воспитательной работы здорового образа жизни школьников» 2010г.

2. Доклад «Особенности личностно- ориентированного урока» 2011 г.

3. Доклад «Первые результаты внедрения ФГОС в 1 классе» 2013г.

4. Доклад «Первые результаты обучения основам светской этики» 2013г.

2) на заседаниях РМО:

  1.  «Педагогические технологии и активные методы организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС начальной школы», 2013г.
  2.  «Активизация познавательной деятельности учащихся 
    на уроках в начальной школе.» 2014

 3) ШМО учителей начальных классов:

1. «Работа над совершенствованием техники чтения», 2011г.

2. «Суть изменения современного урока с введение ФГОС», 2012г.

3. «Проектная деятельность в начальной школе», 2013г.

Разместила на  сайте "http://nsportal.ru/bosomykina-svetlana-nikolaevna"       конспекты открытых уроков, внеклассное мероприятие и доклад.

Уроки:

 Русский язык- 3кл. «Правописание безударной гласной в корне слова»,

  Математика- 2,3кл. +Презентация. «Закрепление сложения и вычитания многозначных чисел »,

Внеклассное мероприятие: «*8 Марта – нежный праздник»

Доклад: «Книга – постоянный друг и спутник детей в их умственном развитии»

7. Возможность тиражирования.

       Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

      Размещён на сайте:

1. Личный сайт: "http://nsportal.ru/bosomykina-svetlana-nikolaevna"

2. Школьный сайт: http://www.zubovosch1.narod.ru/Bosamykina.htm

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

1. Урок - путешествия  по математике «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».

2. Классный час «Моя Мордовия.

3. Доклад  «Активизация познавательной деятельности».

4. Игры.

Я буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.  

     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                      Учитель:          _________________ /Босомыкина С.Н.

                                           

                                                      Зам.директора по УР :___________/Чепайкина И.А./

                                                     Директор школы: _______________/Колдырина Н.И./

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Игра как средство активизации учебной деятельности на уроках в начальной школе".

Предлагаю вниманию коллег статью о роли игр в процессе обучения младших школьников....

Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе(из опыта работы)

Материал выступления на педагогическом совете школы из опыта работы по теме "Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе". В нём отражены способы активизации познавательной дея...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Развитие исследовательской и познавательной деятельности...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе.

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе....

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе»

Анализ работы по самообразованию. Тема: «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе»...

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....

Методы активизации познавательной деятельности. Учебное исследование в начальной школе

Чтобы активизировать процесс обучения,  придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащему­ся инициативу в организации своей познава­тельной деятельности....