«Игра, как средство познавательной активности на уроках в начальной школе».
методическая разработка на тему
Работать учителем в начальной школе очень сложно. Дети маленькие и быстро устают на уроках, а любой материал, даже самый простой им надо излагать в интересной и увлекательной форме. Для ребят важно, чтобы их деятельность не была однообразной и монотонной. Ведь к семи годам учебная деятельность только начинает формироваться ,преобладающей же остается игровая деятельность. В игре происходит формирование правильного поведения ребенка, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, воспитывает самостоятельность, настойчивость, выдержку, без которой не будет успеха. А использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает для ребенка процесс обучения занимательным. Игра приучает детей к согласованным действиям, соблюдению определенных правил, преодоление препятствий, возникающих в ходе игры, к точности выполнения заданий, к ответственности перед командой (если игра-соревнование). Помня слова В.А.Сухомлинского о том, что игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности я часто на своих уроках использую различные игры.
Игра может проводиться на разных этапах урока. Если я использую игру в начале урока, то она помогает мне организовать и заинтересовать детей. В середине урока игра призвана решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Мои ученики с удовольствием играют......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра, как средство познавательной активности на уроках в начальной школе».
Работать учителем в начальной школе очень сложно. Дети маленькие и быстро устают на уроках, а любой материал, даже самый простой им надо излагать в интересной и увлекательной форме. Для ребят важно, чтобы их деятельность не была однообразной и монотонной. Ведь к семи годам учебная деятельность только начинает формироваться ,преобладающей же остается игровая деятельность. В игре происходит формирование правильного поведения ребенка, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, воспитывает самостоятельность, настойчивость, выдержку, без которой не будет успеха. А использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает для ребенка процесс обучения занимательным. Игра приучает детей к согласованным действиям, соблюдению определенных правил, преодоление препятствий, возникающих в ходе игры, к точности выполнения заданий, к ответственности перед командой (если игра-соревнование). Помня слова В.А.Сухомлинского о том, что игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности я часто на своих уроках использую различные игры.
Игра может проводиться на разных этапах урока. Если я использую игру в начале урока, то она помогает мне организовать и заинтересовать детей. В середине урока игра призвана решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Мои ученики с удовольствием играют.
Вот некоторые фрагменты моих уроков с использованием игр.
Урок для будущих первоклассников по теме «Сказки». На уроке помогали инсценировать отрывки из сказок ребята-четвероклассники. Урок составлен в форме игры-беседы (диалога). В основе лежит общение учителя с детьми. Такая игра воспитывает умение слушать и слышать, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры-беседы является слово ,словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие!
Не стесняйтесь! Располагайтесь поудобнее!
Давайте знакомиться. Я хозяйка этого дома. Зовут меня Светлана Павловна.
А вы как в нашу страну попали? Небось сказки любите. Вижу раненько встали, притомились уже. Вот и отдохните у меня. Домик у меня небольшой, да уютный. Сама все сделала, люблю порукадельничать. Не подумайте, что хвастаюсь. Нас таких в сказках много. Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо шили, готовили? Дети называют такие сказки. Например, «Морозко», «Царевна-лягушка», «Марья-искусница», «12 месяцев» и т.д.
Учитель: Молодцы! Хорошо знаете героинь сказок. А эту знаете?
Красна- девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Как зовут героиню? Из какой сказки? Кто автор?
Четвероклассники инсценируют отрывок из сказки «Снегурочка»
Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки
Ученик-четвероклассник: Отгадайте и мою загадку
Ой, вы гости-господа
Долго ль ездили, куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Узнали из какой сказки?
Учитель: А теперь, ребята ответьте царю-батюшке на его вопрос
И какое в свете чудо?
Четвероклассники инсценируют начало сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Следующим видом дидактической игры являются игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Примером может служить урок в 1 классе по теме «Прибавить и вычесть 2. Название чисел при сложении».
Это решение веселых задач :
1) Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два под березой,
Один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
2) На поляне у дубка
Крот увидел три грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашел грибов?
3) В два уселись в электричку мы на станции «Пески». Ну а в семь все как обычно прибыли на «Васильки». Сколько времени в пути были мы? Ответ найди.
4) Дядя ежик в сад зашел, десять спелых груш нашел. Две из них он дал ежатам, остальные же зайчатам. Сколько груш отдано зайчатам?
Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Повторение. Предложение».
На партах у ребят листки. Задание перевернуто , чтобы нельзя было прочитать. Учитель:- Ребята, возьмите листки. Переверните. Это шифровка. Спишите с листка к себе в тетрадь, вставив пропущенные буквы.
П.см.три в.кру. , кр.снеют .сины , х.лодный веет.р , б.ре.ки скл.нилис. , пр.плыва.т тучи , д.жди.
Учитель:- Объясните написание.
-Выделите в кружок в первых словах следующие № букв: 1 , 6 , последнюю , 5 , 8 , 3.
- Прочитайте слово. (пейзаж)
- Что такое пейзаж? Прочитайте в толковом словаре значение слова пейзаж.
Давайте напишем это слово по чистописанию. Я предлагаю несколько написаний. Расположите по порядку, начиная с зимнего.
Урок по обучению грамоте по теме «Буква Р.Звуки |р| |р´| »
«Доскажи словечко»
1) Широка и глубока
Наша быстрая…река
2)До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - … школьный ранец .
3) Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос он в землю крепко.
Что же это …репка
4)Над рекой повисло
Цветное коромысло.
Ребятишек радует
Цветная …радуга.
5) Ей не скажешь: «Кошка, брысь! »
Потому что это…рысь
Очень часто игры загадки я использую на уроках окружающего мира.
Еще один вид дидактической игры – это игра-путешествие. Игры- путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры- путешествия- усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. Игры-путешествия облегчают преодоление трудностей, обостряют внимание, наблюдательность. Они всегда несколько романтичны. Хочу привести фрагмент такого урока.
Урок по русскому языку по теме «Звуки и буквы» во 2 классе
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Почему? Это вы узнаете если правильно прочитаете транскрипцию слова. Посмотрите на экран.
[п у т´ и ш э с т в´ и й´ э]
Учитель: Почему наш урок необычный? Куда мы с вами отправляемся?
Запишите слово в тетрадь.
Назовите гласные буквы. Что можете сказать о слове? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. А теперь отгадайте на чем мы отправимся в путешествие : Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется в полет (ракета)
Но ракета не может отправиться в полет т.к. нет окон. Давайте поставим пропущенные буквы в слова и посмотрим на что похожи окна ракеты. Запишите слова в тетрадь.
В.сток, д.рога, к.рабль, быстр.
Учитель: Как называют слова которые записали? Соотнесите звук и букву, которую написали.(в слове восток слышим звук «а» пишем «о», в слове дорога слышим звук «а» пишем «о» и т. д.)
Как иначе называют ракету?
Учитель: Как думаете на какую букву похожи окна ракеты? Как называют у ракеты окна? (иллюминаторы)
А теперь в путь. Давайте напишем путь нашей ракеты. Чистописание: ооОООоо ооОООоо ооОООоо
Молодцы! Ракета приземлилась на планете, где хозяйничает злая Клякса. Помогите жителям планеты избавиться от Кляксы. Для этого нужно решить несколько задач.
- Найдите лишнее. Объясните почему.
И Л М Н З Р
Я Е Э Ю Е
- Какие слова спрятались?
[кот] [ кот]
Что нужно знать,чтобы правильно написать слова. В каком значении употреблены данные слова?Какое правило поможет написать правильно слова? Запишите , рядом напишите проверочные.
- Посмотрите на экран.
Кто узнал сказку? Назовите автора.
Посодил дет репку- вырасла анна бальшая- пребальшая. Стал дет ребку тинуть, а вытащить не может.
Какую орфограмму нужно знать,чтобы написать правильно? Спишите, в скобках записывайте проверочные слова.
Учитель: Ура! Злая Клякса повержена и волшебная страна свободна. Но, чтобы вернуться на землю нужно выполнить еще задание…
Но все же хотелось бы предостеречь учителей. Слишком частое использование игр может привести к тому, что детям надоест играть. Поэтому урок-игру следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц, а вот игровые моменты можно и нужно применять на каждом уроке в начальной школе. Задача учителя- научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.
В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....
Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.
Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...
Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию. Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....
«Деловая игра как средство познавательной активности на уроках математики в начальных классах»
Использование игровых технологий в начальной школе....
«Облако слов» как средство познавательной активности на уроках в начальной школе
quot;Облако слов" отличное средство для развития познавательной активности на уроках в начальной школе....
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Роль игры в развитии познавательной активности на уроках математики в начальной школе
Самая понятная и простая форма обучения детей это игра В процессе игры ребенок овладевает различными знаниями и умениями. Это особенно актуально на уроках в первых и вторых классах....