Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.
статья по математике по теме

В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

         Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

        Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

        Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

           Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда -либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса, – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- задавать вопросы своим товарищам и учителям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- помогать отстающим;

- объяснять более слабым ученикам непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильные задания;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

              Для формирования устойчивых познавательных интересов учитель должен ставить перед собой следующие задачи:

1.  Выявить наличие интересов с помощью:

- наблюдения;

- контакта с психологом;

- тестов, анкет;

- свободного выбора деятельности;

- бесед с ребёнком, с родителями.

2. Определить уровень развития интереса.

- Первый уровень – непосредственный интерес к новым фактам, явлениям, занимательным вещам; интерес ситуативный, неустойчивый.

- Второй уровень – стремление к познанию существенных свойств предмета и явлений; интерес относительно устойчивый.

- Третий уровень – стремление к установлению причинно-следственных связей, использование элементов исследовательской деятельности; интерес устойчивый.

3. Закрепить, скорректировать, сформировать познавательный интерес.

Среди разнообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

- увлеченное преподавание;

- новизну учебного материала;

- историзм;

- связь знаний с судьбами людей, их открывшими;

- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

- использование новых и нестандартных форм обучения;

- чередование форм и методов обучения;

- проблемное обучение;

- эвристическое обучение;

- обучение с компьютерной поддержкой;

- применение мультимедиа-систем;

- использование интерактивных компьютерных средств;

- взаимообучение (в парах, в микрогруппах);

- тестирование знаний, умений;

- показ достижений обучаемых;

- создание ситуаций успеха;

- соревнование (с товарищами по классу, с самим собой);

- создание положительного микроклимата в классе;

- доверие к ученику;

- педагогический такт и мастерство педагога;

- отношение педагога к своему предмету и ученикам.

       Для развития познавательной активности важен интерес  к изучаемому предмету, именно интерес  может побудить учащихся к активной фантазии и плодотворной интуиции. Для этого важно выделить следующие  приёмы повышения эффективности  преподавания:  яркий  рассказ учителя о применении  изучаемого материала в различных  областях знаний, использование  цветных таблиц, моделей, технических  средств, практические  работы с моделями фигур, лабораторные  работы, создание  игровых ситуаций.  Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

          Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на уроках математики.

В данной работе представлены примеры развития познавательной активности на уроках математики по программе "Начальная школа 21 века"...

Выступление Развитие познавательной активности на уроках математики

Конкретный познавательный и интересный материал для уроков математики 1-2 классов...

Развитие познавательной активности на уроках математики

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...

Развитие познавательной активности на уроках математике

Развитие познавательной активности на уроках математике...

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....