Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.
статья по математике по теме
В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_interes.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда -либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса, – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задавать вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- помогать отстающим;
- объяснять более слабым ученикам непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильные задания;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Для формирования устойчивых познавательных интересов учитель должен ставить перед собой следующие задачи:
1. Выявить наличие интересов с помощью:
- наблюдения;
- контакта с психологом;
- тестов, анкет;
- свободного выбора деятельности;
- бесед с ребёнком, с родителями.
2. Определить уровень развития интереса.
- Первый уровень – непосредственный интерес к новым фактам, явлениям, занимательным вещам; интерес ситуативный, неустойчивый.
- Второй уровень – стремление к познанию существенных свойств предмета и явлений; интерес относительно устойчивый.
- Третий уровень – стремление к установлению причинно-следственных связей, использование элементов исследовательской деятельности; интерес устойчивый.
3. Закрепить, скорректировать, сформировать познавательный интерес.
Среди разнообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
- увлеченное преподавание;
- новизну учебного материала;
- историзм;
- связь знаний с судьбами людей, их открывшими;
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
- использование новых и нестандартных форм обучения;
- чередование форм и методов обучения;
- проблемное обучение;
- эвристическое обучение;
- обучение с компьютерной поддержкой;
- применение мультимедиа-систем;
- использование интерактивных компьютерных средств;
- взаимообучение (в парах, в микрогруппах);
- тестирование знаний, умений;
- показ достижений обучаемых;
- создание ситуаций успеха;
- соревнование (с товарищами по классу, с самим собой);
- создание положительного микроклимата в классе;
- доверие к ученику;
- педагогический такт и мастерство педагога;
- отношение педагога к своему предмету и ученикам.
Для развития познавательной активности важен интерес к изучаемому предмету, именно интерес может побудить учащихся к активной фантазии и плодотворной интуиции. Для этого важно выделить следующие приёмы повышения эффективности преподавания: яркий рассказ учителя о применении изучаемого материала в различных областях знаний, использование цветных таблиц, моделей, технических средств, практические работы с моделями фигур, лабораторные работы, создание игровых ситуаций. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности на уроках математики.
В данной работе представлены примеры развития познавательной активности на уроках математики по программе "Начальная школа 21 века"...
Выступление Развитие познавательной активности на уроках математики
Конкретный познавательный и интересный материал для уроков математики 1-2 классов...
Развитие познавательной активности на уроках математики
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений
Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...
Развитие познавательной активности на уроках математике
Развитие познавательной активности на уроках математике...
Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию. Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....