Статья на тему: "Педагогическое сопровождение учащихся на этапе перехода из начальной в основную школу".
статья

Хлуднева Надежда Владимировна

Статья посвящена проблеме организации педагогического сопровождения детей в период перехода их на новый этап обучения: рассматриваются понятие «педагогическое сопровождение» и условия его эффективности. Описывается исследование по данной проблеме и пути ее решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение учащихся на этапе перехода из начальной в основную школу

Ключевые слова: переход в среднюю школу, педагогическое сопровождение, личностная готовность, мотивация.

Переход из начальной в среднюю школу традиционно считается одной из наиболее сложных психолого-педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - одним из труднейших этапов школьного обучения [1]. Поэтому важно в этот период организовать такое педагогическое сопровождение, которое обеспечит успешную адаптацию детей в новых условиях.

Само понятие «педагогическое сопровождение» рассматривалось многими педагогами (Е.Б. Манузина, Л.И. Пономарева, В.А.  Сластенин, Е.В. Стародубцева, А.Р. Уразова, Н.О. Яковлева и др.), которые давали ему свои определения. Все они сходятся на том, что такое сопровождение является непрерывной и целенаправленной деятельностью педагога, включающей в себя наблюдение за учениками, консультирование, подготовку детей к самостоятельному преодолению трудностей, к принятию решений в ситуациях выбора, создание условий для саморазвития и самореализации.

Для организации эффективного сопровождения надо знать, что определяет готовность учеников к обучению в средней школе. Н.В. Лебедева [3] подразделяет ее на: операциональную, интеллектуальную и личностную. Показателем сформированности первого компонента является наличие у детей определенной системы знаний, умений и навыков, необходимых ему для дальнейшего обучения. Интеллектуальная готовность выражается в развитых и соответствующих возрасту психических познавательных процессов. Но эти компоненты, по мнению автора, не смогут гарантировать успешность обучения без личностной готовности. Сформированность у учащихся потребности в учебной деятельности и устойчивого положительного отношения к ней – вот что имеет первостепенное значение.

Т.Н. Князева [2] считает, что говорить о готовности к обучению в основной школе можно в том случае, если у детей развиты такие компоненты, как мотивационный, ориентировочный, интеллектуальный, регулирующий, социальный, интегративно-личностный. Важнейшим из них считает первый, так как успешность обучения зависит от специфики отношения ученика к нему.

Анализ литературы позволяет говорить о том, что большинство педагогов и психологов считают личностную готовность четвероклассников определяющей. Она включает в себя систему мотивов и потребностей, которые побуждают ребенка к деятельности. А.К. Маркова [4, С.73] утверждает, что «младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста».

Н.В. Лебедева [3] выделяет три основных компонента личностной готовности ребенка к переходу в среднюю школу: 1) внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения; 2) направленность личности на дальнейшую учебу; 3) умение общаться со сверстниками и учителями.

Именно уровень этих составляющих необходимо исследовать у учеников для определения сформированности у них личностной готовности к обучению в средней школе.

В 2019 году было проведено изучение мотивационной сферы в двух 4 классах (4 «А» в составе 26 человек; 4 «Б» - 32 учащихся) одной из гимназий Санкт-Петербурга, а также было проведено анкетирование педагогов начальной и средней школы с целью определения проблем перехода четвероклассников на новую степень образования.

Для выявления мотивации учеников в обоих классах использовалась методика М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения у младших школьников». В результате было выделено пять групп четвероклассников в зависимости от их уровня учебной мотивации. Есть ученики с максимально высоким уровнем, но их немного (в 4 «А» 8 %, в 4 «Б» 19%).  В 4 «Б» половина класса имеет высокую степень развития мотивационного компонента, в 4 «А» чуть меньше – 40%. Это говорит о том, что у них есть желание продолжать обучение. В обоих классах нет детей с низким уровнем. В первом классе, по сравнению со вторым, больше учеников, который имеют невысокий интерес к учебной деятельности (в 4 «А» - 31%, 4 «Б» - 8%). Практически наравне и там, и там четвероклассники со средним уровнем развития мотивации (около 22%).

Также данная методика позволила определить характер мотивации школьников. У большинства изученных учеников 4 «А» (88 %) преобладающим является позиционный мотив обучения («учиться, чтобы быть хорошим учеником, чтобы хвалили родители и учительница»). В другом классе – социальный (75%). Для окончания предложения «Я стараюсь учиться лучше, чтобы…» чаще всего они выбирали такие варианты ответов, как «получать впоследствии много денег», «меня не наказывали». Учебная мотивация выше развита в 4 «А» классе. В нем больше половины учеников отмечали важность приобретения новых знаний и умений. Во втором же классе таких детей было чуть меньше половины. В обоих классах не встретились учащиеся с игровым мотивом, почти половина выбирала ответы, связанные с внешним мотивом (например, «Я стараюсь учиться лучше, чтобы мне покупали красивые вещи»).

Далее была проведена методика Т. Д. Дубовицкой «Диагностика направленности учебной мотивации», которая позволила определить преобладающий тип мотивации (внешний или внутренний) четвероклассников, их отношение к учебной деятельности. Анализ результатов показал, что у чуть больше половины учащихся в обоих классах (61% в 4 «А», 65% в 4 «Б») выражена внешняя мотивация, у остальных – внутренняя. Это говорит о том, что они проявляют интерес к учебе в силу обязанности, под давлением родственников, ради одобрения со стороны окружающих. 46% учеников 4 «А» испытывают трудности в обучении, чуть меньше таких детей в другом классе (39%). У большинства изученных школьников положительное отношение к школе, встречается несколько учеников с отрицательным.

Для изучения ожиданий четвероклассников по поводу обучения в средней школе было проведено анкетирование. Оно показало, что 70% всех учеников считают, что они справятся с трудностями 5 класса. Но из анализа ответов на вопрос «Ты готов к переходу?», оказалось, что 60% класса считают себя все-таки не совсем готовыми.

На вопросы «Что ты знаешь про обучение в средней школе?» и «Чем оно отличается от начальной школы?» подавляющее большинство детей (90%) ответили, что в основной школе будет сложнее, чем в начальной, но в чем проявляется эта сложность объяснить не могли. 16% предположили, что «там будет скучно».

Данные результаты, с одной стороны, позволяют говорить о недостаточной осведомленности будущих пятиклассников относительно особенностей обучения в средней школе, а, с другой стороны, о том, что большинство детей уже прогнозируют определенные трудности этого перехода.

Чтобы более точно и понятно определить путь организации эффективного педагогического сопровождения детей на этапе перехода в 5 класс, также важным было проведение анкетирования среди учителей начальной и средней школ. Это позволило выявить качества, которые должны быть сформированы у четвероклассников для их успешного перехода; а также узнать, как педагоги готовят учеников к обучению в среднем звене. В анкетировании участвовали 36 учителей начальной школы и 18 педагогов среднего звена.

В опроснике учителям предлагалось определить соотношение мотивационного и операционально-деятельностного компонентов.

По мнению 33% учителей начальных классов, для готовности учащихся к обучению в средней школе важно развивать и желание учиться, и интеллектуальные способности, то есть они выбрали соотношение 50:50%. Мотивационный компонент в качестве ведущего выбрали 14 человек (40%), значит, они считают наличие у школьников желания учиться определяющим для успешного обучения.

Для сравнения такое же задание было предложено педагогам средней школы. Большинство из них (62%) мотивационную составляющую посчитали важнее операционально-деятельностной.

На вопрос «Что, по Вашему мнению, важнее: желание ребенка учиться или его успеваемость? Почему?» большинство учителей начальных классов (77%) и средних (67%) ответили в пользу первого. Это говорит о том, что педагоги указывают наличие внутренней мотивации в качестве главного показателя готовности детей к обучению на новом этапе. Объяснения этому они дают следующие: «если ученик готовит уроки с желанием, то знания будут более прочными», «желание учиться свидетельствует о высокой познавательной активности», «мотивация – совокупность факторов, побуждающих детей к учебной деятельности», «при отрицательной мотивации успешный процесс обучения будет невозможен».

В анкете учителям начальной школы был задан вопрос, как они готовят учащихся к основному звену. Были получены такие ответы: развивают умение учиться, формируют навыки самостоятельной работы, воспитывают интерес к учебе, организуют совместную деятельность с родителями и психологами.

На вопрос «Что вы делаете для того, чтобы ученики смогли адаптироваться в 5 классе?» половина учителей средних классов дала ответ: «Помогаю в поиске классов, ориентироваться в расписании». Также были перечислены и такие действия, как: «доброжелательное отношение ко всем ученикам», «оказываю моральную поддержку», «организую внимание на уроке», «помощь в организации собственной деятельности учеников».

Обобщая результаты анкетирования, можно говорить о том, что наличие у детей внутренней мотивации, желание учиться определяет успешность их перехода в среднюю школу. Практически все учителя, как начальной школы, так и основной, среди условий готовности отметили важность развития у детей учебной мотивации.

Общий итог исследования такой: четвероклассники слабо осведомлены об особенностях будущей учебной деятельности, треть изученных учеников не имеют желания учиться, большинство из них имеет внешнюю мотивацию (учатся они ради того, чтобы занять место лидера среди сверстников, одобрения со стороны взрослых). Следовательно, задача педагогического сопровождения детей на этапе перехода в среднюю школу состоит в поддержании и укреплении внутренней мотивации, ознакомлении их с принципами процесса обучения в новом звене.

Такое сопровождение будет включать следующие мероприятия: экскурсия по школе, пресс-конференция с участием пятиклассников, классный час, родительское собрание.

Для развития компонента личностной готовности - ориентированности в специфике будущей деятельности – организуется экскурсия по школе для четвероклассников. В ходе нее учитель знакомит их с педагогами-предметниками, объясняет, какие предметы появятся, показывает расположение кабинетов.

Следующим шагом будет пресс-конференция, на которой пятиклассники расскажут младшим школьникам об особенностях обучения в средней школе, о возможных трудностях нового этапа и о том, как их преодолеть.

В организации сопровождения важным является и осуществление работы с родителями. Целью такой работы будет подготовить взрослых к оказанию поддержки и помощи своим детям на этапе перехода в основную школу, формой – родительское собрание. В ходе него учитель перечисляет психологические особенности 10-летних детей, обсуждаются типичные трудности перехода, вырабатывается программа по организации совместной деятельности, родителям выдаются памятка с рекомендациями «Как помочь ребенку успешно адаптироваться в 5 классе?».

На следующем этапе проводится классный час с четвероклассниками, на котором определяется, какие предметы нравятся ученикам, чем их привлекает учебный процесс. В ходе игры, беседы, парной работы дети вместе с учителем выделяют для себя положительные моменты обучения в школе, свои сильные стороны и успехи. Это будет способствовать поддержанию мотивации учащихся.

Большое значение в становлении учебной мотивации имеет оценка. Важно, чтобы учитель в процессе обучения делал качественный анализ работы каждого ученика, подчеркивал положительные моменты, продвижения в усвоении учебного материала, обсуждал с ребенком причины ошибок.

Также среди основных методов и средств, способствующих повышению мотивации, можно выделить следующие:

- занимательность изложения учебного материала;

- использование современных технологий: проблемного обучения, ИКТ-технологий, игровой;

- разнообразные формы работы;

- внеурочная деятельность, которая организуется в соответствии с интересами учащихся и направлена на удовлетворение их потребностей в досуге.

- вовлечение эмоциональной сферы в учебный процесс;

- совместная работа с родителями.

Таким образом, анализ научных работ и проведенного исследования показал, что процесс педагогического сопровождения будет эффективным в том случае, если он направлен на формирование у учеников внутренней мотивации, развитие у них положительного отношения к школе и ориентированности в предстоящей деятельности.

Литература

1. Денисова А.А. Проблема формирования мотивационной готовности учащихся к обучению в средней школе // Подростки и общество риска: в поисках идентичности: Сборник научных трудов. – СПб.: Астерион, 2013. – С. 307-311

2. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб: Речь, 2007. – 119 с.

3. Лебедева Н. В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М. - 1996. – С.17

4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям учащихся в период перехода из младшей в среднюю школу.

     Многие педагоги и родители характеризуют младший подростковый период развития как возраст, когда появляются первые прогулы, невыполненные домашние задания, падает авторитет ...

Презентация по теме: "Успешная адаптация ребенка при переходе с начального на основной уровень образования"

Презентация по теме: "Успешная адаптация ребёнка при переходе с начального на основной уровень образования"...

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС

В основе ФГОС ООО лежит принцип единства  преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.Ещ...

Статья «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

  Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем по...

Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"

Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"...