Комплекс дидактических игр и упражнений для развития личностной готовности к школе.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

 Приходько Маргарита Сергеевна

Предварительный просмотр:

Развитие личностной готовности детей к школе.

       Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Современные исследования показывают, что большинство детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы  все компоненты готовности, а именно компонент-

 личностная готовность.

      Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика. Нередко проявляется неумение устанавливать  доброжелательные отношения с окружающими. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, испытывают   отрицательные эмоциональные переживания, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Итак, чтобы  сформировать личностную готовность к школе, важно использовать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие личностной готовности.

1.Игра «Круг имен»

Цель: формирование чувства единства в коллективе, преодоление барьера между детьми

Ход игры: Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех. Эту игру можно со временем усложнять. Просить называть свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м.

- Тебя зовут Лена. Ты ходишь в 1-й класс и любишь рисовать.

В эту игру можно играть вместе со взрослыми. Это помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой. Пусть Вас не смущает, что некоторым детям еще трудно произносить имя и отчество взрослых и запомнить все имена. Помогите им в этом.

2.Упражнение «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе»

Ход: Дети делятся на 2 группы. Педагог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

3. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

Цель: формирование произвольности поведения

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Педагог показывает пример, дети повторяют.

«Шалтай-болтай

сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне»

4. Игра "Кто меня позвал".

 Цель: - формирование навыков общения со сверстниками

Ход игры: дети становятся группой, один ребенок выходит из группы, отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

- Меня позвал ты, Саша.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

5. Рисуночное упражнение «Я через 15 лет стану …».

Цель: формирование позиции школьника

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши.

Ход задания: Подумайте, кем вы хотите стать через 15 лет и чем вы хотите заниматься. Затем нарисуйте это на листе.

6. Графический диктант «Кот»

Цель: формирование произвольного поведения

Оборудование:  тетрадные листы в клетку, карандаши, лист с диктуемой фигурой.

Инструкция: Сейчас мы с тобой будем рисовать. Надо постараться, чтобы получилось красиво и аккуратно. Для этого надо внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек, и в какую сторону ты должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию - ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.  

Ход задания: От начальной точки 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединяем в начальной точке. Теперь посмотрите, кого вы нарисовали?

7. Игра «Цветик – многоцветик»

Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние сверстников

Оборудование: разноцветные лепестки из бумаги

Ход игры: - Педагог предлагает детям выбрать лепесток такого цвета, который соответствует его настроению к школе; соответствует настроению школьного друга. При этом вывешивается таблица «Цветопись настроения», и детям объясняется:

 Красный, оранжевый – соответствует радостному настроению;

 Желтый цвет – выражает светлое, приятное настроение (отношение);

 Зеленый – спокойное настроение;

 Синий – грустное настроение;

 Фиолетовый, черный – тревога, беспокойство.

- На лепестках эмоциональное настроение с помощью мимики лица (веселое, улыбающееся, спокойное, грустное, тревожное).

8.Игра «Путаница»

Цель: формирование навыка совместной деятельности.

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук, начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

9.Игра: «Угадай слово»

Цель: формирование умения действовать по правилу

 Ход игры:

Детям предлагается угадать названия произвольно выбранных предметов, задавая при этом уточняющие вопросы, на которые можно получить ответ «Да» или «Нет».

10. «Бип».

Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.

Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип».

11.Игра «Ласковое имя»

Цель: укрепить взаимоотношения детей в группе, развивать уверенность в поддержке сверстников; доверие к ним, поднять эмоциональный тонус детей.

Инструкции: “Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя”.

12.Игра «Почта»

Цель: формировать умение действовать по правилу

Ход игры:

Игра начинается с переклички игроков и водящего:

 - Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города…

- А что в том городе делают?

 Водящий может сказать, что танцуют, поют, рисуют и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание,

 отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Потом фанты выкупаются, выполняя различные задания.

 13.Игра «Енотов круг»

Цель: развивать воображение и коммуникативные навыки, развивать уверенность в поддержке сверстников.

Оборудование: веревка длиной 1,5 метра

Дети становятся в круг, взяв друг друга за руки крепко. Веревку длиной 1,5 метра завязываем в круг. Ведущий одевает круг через плечо. За определенное время, не расцепляя рук, продеть веревочный круг через каждого участника. Можно использовать одновременно два круга (друг за другом или навстречу друг другу).

14. Игра: «Ласковые шаги»

 Цель: формирование чувства общности

Ход игры: Из группы детей выбираются 2 человека (можно 4 человека, которые делятся по парам). Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 12-16 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.

Можно задать тему: Ласковые слова для мамы. Слова утешения и т.д.

15. Графический диктант «Собачка»

Цель: формирование произвольного поведения

Оборудование:  тетрадные листы в клетку, карандаши, лист с диктуемой фигурой.

Инструкция: Сейчас мы с тобой будем рисовать. Надо постараться, чтобы получилось красиво и аккуратно. Для этого надо внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек, и в какую сторону ты должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию - ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.  

16.Игра «Зеркало»

Цель: развитие навыка работы в парах

Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

17.Рисуночное упражнение "Совместный рисунок".

 Цель: формирование умения договариваться друг с другом

 Оборудование: листы бумаги, карандаши

Дети делятся на группы по 2-4 человека. На каждую группу 1 лист бумаги. Каждая группа сама решает, что ей рисовать. Педагог подсказывает детям, что вначале они должны договориться между собой, распределить, кто на каком участке листа что будет рисовать.

18. "Придумай сказку". 

Цель:  формирование навыков общения со сверстниками

Оборудование: картинки героев

Преподаватель показывает детям картинки главных героев и дети придумываю сказку.

Дети говорят по очереди, дополняя друг друга.

Некоторые дети, способны вложить в сказку идею, а не только придумывать события. Важно подхватить эту идею и обсудить ее вместе с детьми. Необходимо также проявлять уважение к тому, что говорят дети.

19.Игра: «Согласованные действия»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия:

-пилка дров;

-гребля в лодке;

-перемотка ниток;

-перетягивание каната;

-передача хрустального стакана;

-парный танец.

20. «Черный, белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите»

Цель: формировать умение действовать по правилу

Ход: Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

"Да" и "Нет" не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

Итак, игра оказывает большое влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре, в привычной обстановке  дети легче усваивают навыки и знания.  Дидактических игры и упражнения, проводимые в группе, способствует формированию положительного отношения к школе, развитию навыков общения и совместной деятельности, а так же у детей формируется умение действовать по правилу. Помимо этого, игры способствуют формированию социально-психологической зрелости ребенка. Исходя из выше изложенного, можно сказать, что комплекс дидактических игр и упражнений способствует формированию личностной готовности к школе.

Занятия можно проводить как в детском саду, так и на базе школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры и упражнения для развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников" (3 класс)

Данная работа содержит игры и упражнения, направленных на развитие психомоторных и сенсорных процессов учащихся 3 класса....

Буклет для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"

Буклет содержит в себе игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей. Является отличным дополнением к консультации для родителей теме "Развитие мелкой моторики рук у детей"....

Комплекс дидактических игр и упражнений по математике для обучающихся 1 класса с ОВЗ вариант VIII (I).

Дидактические игры и упражнения для развития математических представлений....

Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"

Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития когнитивных процессов у учащихся начальных классов с легкой степенью умственной отсталости

Собраны дидактические игры и упражнения для развития когнитивной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью в начальной школе....

Использование комплекса дидактических игр и упражнений в логопедической работе по формированию словаря признаков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, которые реализуют ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структур...