«Речевая практика» 2 класс для обучающихся с ОВЗ ( умственная отсталость).
учебно-методическое пособие (2 класс)
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики обучающегося с нарушением интеллекта, что задерживает развитие его речи как средства общения, затрудняет участие ребёнка в коммуникации.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы обучающихся должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rpazrabotka_po_razvitiyu_rechi._2_klass.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие для обучающихся с ОВЗ по курсу «Речевая практика»
Место курса «Речевая практика» в учебном плане и взаимосвязь с другими компонентами предметной области
Учебный курс «Речевая практика» входит в образовательную(предметную) область «Язык и речевая практика» наряду с такими образовательными компонентами, как «Русский язык» и «Чтение». Предмет «Речевая практика» включен в федеральный компонент. Программа для 2 класса рассчитана на 68 учебных часов в год.
Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики обучающегося с нарушением интеллекта, что задерживает развитие его речи как средства общения, затрудняет участие ребёнка в коммуникации.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы обучающихся должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе освоения предмета.
Урок – место разнообразных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать учителя, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. Воспитание средствами русского языка как учебного предмета основывается на реализации предусмотренных в содержании образования видов деятельности.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации ученика с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности обучающегося на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи курса предмета «Речевая практика»:
Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
Воспитание культуры речевого общения
Специфика контингента:
При разработке программы учитывался контингент детей школы, имеющих ослабленное состояние нервной системы, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Программа курса нацелена на реализацию личностно-ориентированного, социокультурного и коммуникативно- деятельностного подхода к обучению учащихся коррекционных учреждений. Личностно- ориентированный и социокультурный подходы ставят в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учитывают его способности, возможности, предполагают его способности, возможности, предполагают формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников( осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей , важности межличностных отношений); воспитание патриотических чувств, гражданской идентичности( осознание себя как гражданина своего Отечества- Российской Федерации), исторической памяти ( уважение к прошлому, к своим предкам, сохранение традиций, праздников своего народа), личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной среде( со сверстниками, взрослыми, в общественных местах).
Коммуникативно-деятельностный подход основывается на различных видах коммуникации. Обучение должно быть максимально приближено к реальному общению. Участники общения(учитель и ученик) выступают как равноправные партнеры. Необходимо, чтобы обучающиеся могли «пропустить любую учебную ситуацию через себя», ощущая ее личностный характер. Это повышает эффективность обучения, так как подключаются детские эмоции. В общении, наряду с коммуникативной функцией языка, выступает и его познавательная функция. Основная идея коммуникативно- деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе взаимодействия с учителем и главным героем учебника Мишуткой.
В результате учебной деятельности на уроках устной речи у младших школьников формируется не только личностные достижения, предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению, желание учиться и узнавать новое;
- осознание себя как ученика, друга, одноклассника, члена семьи, класса( темы: «Дружба в классе», «Семья», «Мой класс»);
- доброжелательное отношение к окружающим, помощь и уважение к их труду( «Моя семья», «Моя школа»);
- умение соотносить свои поступки с принятыми в обществе правилами и нормами («Дружба в классе», «Правила поведения в транспорте», «Мой класс», «В столовой», «В раздевалке»);
- стремление соблюдать правила безопасности («Безопасное поведение на дороге», «Безопасное поведение дома»).
Учащиеся получат возможность для формирования:
- интереса к учебному процессу, готовности преодолевать школьные затруднения;
- умения различать и описывать различные эмоциональные состояния(«Эмоции», сказка «Три поросенка», «Красная шапочка»);
- адекватного оценивания результатов деятельности (своей и одноклассников);
-внимательного и ответственного отношения к своему здоровью, понимания важности здорового образа жизни («В столовой», «В школьном туалете», «Водные процедуры», «Буду здоровым», «Режим дня», «Прием пищи»);
- осознание себя как личности и члена коллектива (семьи, класса), понимания ценности семьи («Дружба в классе», «Моя семья», «Мой класс»);
-умения оценивать свое поведение окружающих людей с позицией культурного человека «Правила поведения в транспорте», «В столовой», «Мой класс»);
-осознания себя как гражданина своего Отчества, уважения культуры и истории России («Новый год», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Космонавтики»);
-навыков безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в обществе, в быту, в природе («Поведение в лесу»);
- умения соблюдать правила безопасного поведения на дороге («Дорога в школе», «Правила дорожной безопасности»).
Предметные результаты.
Учащиеся научатся(минимальный уровень):
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения («Давай познакомимся», «Дружба в классе», «День рождения», «8 Марта», «Новый год», «Моя семья», «Моя школа», «В столовой», «Правила поведения в транспорте», «Поведение за столом»);
- сообщать свои имя и фамилию, домашний адрес («Давай познакомимся», «Моя семья», «Адрес»);
-объяснять, как можно доехать или дойти до школы («Дорога в школу»);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-слушать сказку или рассказ ,уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
-участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
-соблюдать правила поведения в общественных местах («Правила поведения в транспорте»).
Учащиеся получат возможность научиться (достаточный уровень):
-понимать содержание небольших по объему сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по их содержанию;
-выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации ( выполнение различных речевых упражнений);
-участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания;
- выполнять ритуальные действия приветствия, прощания, извинения, используя соответствующие слова, выражения.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения
-урок изучения нового материала;
-урок закрепления знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-повторительно-обобщающий;
-урок-игра;
-урок-исследование.
Методы и приемы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
-выборочная проверка;
-взаимопроверка;
-виды работ связанные с анализом текста, с его переработкой;
-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого
материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- слушание
- говорение
- чтение
- письмо
Формы текущего контроля успеваемости:
Текущий контроль по речевой практике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Устные работы для текущего контроля проводятся 1 раз в неделю в форме чтения или говорения. Тематический контроль по речевой практике в начальной школе проводится в устной речи. Среди тематических проверочных работ занимают работы, с помощью которых проверятся, как учащиеся умеют слушать, говорить, читать и писать.
Содержание учебной программы.
2 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе: | |||
практические, сам.р. и др. | контроль (к.р., к.д.) | |||
1. | Аудирование | 17 | - | - |
2. | Дикция и выразительность речи | 17 | - | - |
3. | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | 17 | - | - |
4. | Культура общения. | 17 | - | - |
Итого: | 68 | - | - |
Содержание программы
Аудирование и понимание речи.
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – пакет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в – на, у – за , над – под, с –на, к –от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту» .
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойти к доске, и напиши свое имя», «Миша, выйди к доске и допиши свою фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свое имя и свою фамилию»
Упражнения на различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- Выполнять простые и составные устные инструкции учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
- Прослушивать и выполнять инструкций, записанные на аудионосителе.
- Читать и выполнятьсловесные инструкции, предъявленных в письменном виде.
- Соотносить речь и изображение (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
- Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельные слоги, слова, предложения.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший сголова учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три); Как на горке на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты)в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- артикуляционной моторики.
- сформируют правильное речевое дыхание.
- использовать силу голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
- пользоваться мимикой и жестами в общении.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «История о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе», «Красная шапочка», «три медведя», «Три поросенка», «В воскресенье все дома», «С днем рождения!», «Садитесь, пожалуйста!» (поведение в автобусе), «За покупками в магазин», «Наш товарищ заболел», «»Дежурство», «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок», «У меня есть щенок», «Мой котенок убежал, может, кто его видел?»,
Выявление представлений детей по теме по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации).Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал, и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно –ответных диалогах: Какая лиса? – Хитрая. – А заяц? – трусливый. – А петух какой? – Смелый. – Кто тебе больше всех понравился?
Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги.Вася любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Планируемыерезультаты
Обучающиеся научатся:
- Речевому и неречевому общению.
- Правилам речевого общения.
- Письменному общению (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
- Условным знакам в общении людей.
- Общению на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
- Виртуальному общению. Общению в социальных сетях.
Культура общения.
Выражение благодарности. «Вежливые слова».
Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- Базовым формулам речевого общения.
- Адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании.
- Правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Человек» для 1дополнительного класса (для обучающихся с умеренной умственной отсталостью)
Рабочая программа по предмету "Человек" для 1 класса...
Урок «Окружающий природный мир» 3 класс для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР Тема: Сезонные изменения в природе. Месяц декабрь
Урок для учащихся с ТМНР по предмету "Окружающий природный мир". Целью урокаставилось формирование у учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития деятельностных способностей к с...
Методическая разработка по теме "Уход за посудой: мытьё чашек и стаканов." 3 класс для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Методическая разработка по предмету окружающий социальный мир для обучающихся 3 класса с умеренной умственной отсталостью. ( 8 вид 2 вариант)...
Интегрированный урок чтения и окружающего мира в 1 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру для обучающихся с легкой умственной отсталостью...
"Математические представления" 1 класс, для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
Конспект урока по предмету«Математические представления»Класс: 1 VIII видУчитель: Романова Ю.В.Цель урока: познакомить с числом и цифрой 3....
Конспект группового логопедического занятия во 2 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. Тема: "Звуки К-Г. Космос"
Конспект группового логопедического занятия во 2 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. Тема: "Звуки К-Г. Космос"...