Игровые техники для развития мотивации к обучению.
статья (2 класс)

Кириллова Ксения Владимировна
Личностно-ориентированный подход связан с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye.odt27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые техники для развития мотивации к обучению.

В последние десятилетия образовательная политика была направлена на построение и реализацию вариативного образования. В этих целях созданы различные образовательные учреждения. При всем разнообразии целей и задач большинство из них реализуют просвещенческую функцию. Ориентация на получение в процессе образования научных, социальных и профессиональных знаний заслонила собой многие важные проблемы воспитания современного ребенка. Вариативность образования рассматривается как создание условий для развития разных групп детей (одаренных, с различными физическими и психическими отклонениями и т.п.) Для этого организуются отдельные группы, классы, целые школы. Но возможен и другой подход к реализации идеи вариативности образования. Он состоит в организации условий, которые при наличии единого для всех образовательного пространства создают развивающую среду, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития.

Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности, определении собственной позиции в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период особенно важно оказать ему помощь в становлении и развитии его личности. По мнению ведущих специалистов (Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.) осуществление такой помощи возможно в условиях личностно ориентированного обучения.

Идеи личностно ориентированного подхода реализуются в стандартах второго поколения. Стандарты направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка.

Личностно-ориентированный подход связан с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения.

Методологический уровень анализа проблемы личностно ориентированного обучения представлен в работах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования свидетельствует об его актуальности. В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме личностно ориентированного обучения, мы обнаружили, что специфика работы с младшим школьником в условиях данного обучения практически не раскрыта. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приемов. Остаются открытыми вопросы о том, как лучше организовать личностно ориентированный урок в начальной школе, учитывая своеобразие младшего школьного возраста, какие приемы и методы взаимодействия использовать, какой учебный материал выбрать для раскрытия той или иной темы с учетом субъектного опыта ребенка.

Цель исследования: изучить влияние личностно ориентированного подхода на формирование мотивации учения младших школьников.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования - личностно ориентированный подход как средство формирования мотивации учения младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников будет способствовать формированию положительной мотивации учения.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности мотивации к учению младших школьников.

3. Провести экспериментальное исследование, обработать результаты эксперимента, сделать выводы и оформить дипломную работу.

Для реализации задач исследования использованы следующие методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- эмпирические: обобщение и анализ педагогического опыта; тестирование, анкетирование, беседа, сравнение результатов деятельности, констатирующий эксперимент;

- статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: 3 класс МОБУ «Туршинская основная общеобразовательная школа», экспериментальный класс; 3 класс МОБУ «Люльпанская основная общеобразовательная школа», контрольный класс.

Этапы исследования:

1этап - (сентябрь 2012 года) изучение литературы по теме исследования, определение методик, проведение констатирующего эксперимента.

2 этап - (октябрь-первая половина декабря) проведение формирующего эксперимента.

3этап - (вторая половина декабря - январь 2013года) обработка результатов эксперимента, составление методических рекомендаций.

Теоретическая значимость исследования: расширение теоретических представлений о личностном развитии учащихся в современной среде, об эффективности личностно ориентированного обучения в формировании мотивации к учению младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений при организации работы по формированию мотивации учения младших школьников.

Результаты исследования нашли отражение в выступлении на Всероссийской научно-практической конференции «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации» 7 декабря 2012 года.

Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


1.Теоретические основы формирования мотивации учения младших школьников

1.1 Понятие мотивации в педагогической литературе

В настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной [38].

В книге Марковой А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников» [39] отмечено, что мотивационная сфера состоит из нескольких аспектов: потребность, мотив и цель. Дано определение мотива, в общем, и мотива в обучении.

Мотив - направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

По мнению А.К. Марковой мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях. Кроме того, автор делит их на группы: социальные, познавательные, творческие и социально-познавательные.

А.К. Маркова дает педагогам некоторые советы для лучшей организации мотивации на разных этапах урока.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных, скоропроходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

Изучению проблемы мотивации посвящена работа Н.Ю. Скороходовой «Психология ведения урока»[40].

Рассмотрению вопросов мотивации посвящен целый раздел: «Мотивация на уроке».

Автор также дает определения мотива и мотивации.

Мотив - побуждение к активности в определенном направлении.

Мотивация - процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Н.Ю. Скороходова утверждает, что изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:

1. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность?

2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (внутренние факторы мотивации.)

3. Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние функции мотивации.)

Перечислены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования. Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь - самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов. Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника».

В исследованиях Скороходовой Н.Ю. дается схема влияния учителя на мотивацию достижения у учеников на уроке, и в конце каждого раздела приводятся советы учителю. Подробно описано развитие познавательного мотива (интереса к предмету и любознательности) и социальных мотивов (организация сотрудничества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио в начальной школе как метод развития познавательного интереса учащихся, стойкой мотивации к обучению и профессиональной компетентности учителя

В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически ана...

Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"

Карпова М.А., учитель начальных классов ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга            Дифференцированное обучение младш...

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Развитие мотивации у первоклассников с помощью игровой деятельности

Данная статья раскрывает роль игры в процессе формирования мотивации у первоклассников. А также знакомит с классификацией и кратким описанием  игр. В статье приводятся более интересные примеры иг...

Игровые образовательные технологии, способствующие развитию мотивации обучающихся

      В современных условиях особенно актуальными целями образования становятся адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего ус...

Развитие мотивации к обучению на уроках английского языка

Изучение английского языка в современном мире становится все более актуальным. Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Признавая в...