Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"
статья по математике по теме

Карпова Валентина Валентиновна

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.

Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.

Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной деятельности на разных этапах урока с учётом возрасных особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпова Валентина Валентиновна

– учитель начальных классов

 ГОУ ТО «ТС(к)ОУ школа-интернат VII вида»

Тема: «Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала»

  Актуальность данной темы.

  1. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

  2. Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала на уроках математики.

 3. Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной деятельности на разных этапах урока с учётом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития.

4.  Литература.

        Современные условия характеризуются гуманизацией  образовательного процесса, обращением к личности ученика, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование и развитие познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в интересную игру…» Здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место занимает в жизни ребёнка игра. Особенно ребёнка отстающего в развитии от своих сверстников.

Для меня как учителя начальных классов, обучающего детей с задержкой психического развития, всегда было важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учёба, был менее болезненным. Известно, что на развитие познавательной активности и самостоятельности ребёнка оказывают влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных, социальных. И главный фактор – это среда, окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность. Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою активность, лучше всего создают игровые ситуации. Игровые действия ребёнка сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Поэтому я постоянно использую на уроках наглядно-дидактический и игровой материал. Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Мой опыт показывает, что при использовании на уроке наглядно-дидактического и игрового материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с задержкой психического развития произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность, обогащать словарный запас.

Многие игровые упражнения требуют не только умственных, но и волевых усилий: выдержки, умения соблюдать правила (порядок выполнения действий). Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным напряжённым трудом, не отвлекала от учёбы, а способствовала интенсификации умственной работы, развитию познавательных интересов и способностей учащихся с задержкой психического развития.

Рассматривая роль игры в интеллектуальном и психическом развитии детей, Л.С.Выгодский писал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает из жизни ребёнка, но, наоборот, она пропитывает собою деятельность ученика. Это происходит потому, что игра – наиболее освоенная дошкольниками деятельность. В ней они черпают образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, труде, творчестве. Поэтому использование наглядно-дидактического и игрового материала на уроках в начальных классах, опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) в процессе обучения детей с задержкой психического развития учителем коррекционного учреждения – это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие и создание нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигнувший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

Понятие «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории: выявление и учёт нарушений развития познавательной деятельности, использование специальных форм и методов обучения, организация охранительного режима, использование дозированных учебных нагрузок и др.

Особенности познавательной деятельности у учащихся с задержкой  психического развития проявляются в недостаточном развитии внимания (распределение, концентрация, объём) и пониженной работоспособности. У всех школьников, отстающих в развитии, наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у таких учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно)  словесного материала.

По моим наблюдениям, среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает ведущее место. Уже к моменту поступления в школу дети имеют разный уровень школьной зрелости из-за индивидуальных особенностей психофизического развития. Недостаточная  сформированность готовности детей к обучению нередко усугубляется ослабленным здоровьем и другими неблагоприятными факторами. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определённые выводы, создают особые трудности в освоении математики младшими школьниками с задержкой психического развития.

Для развития интереса и познавательной активности на уроках математики я постоянно использовала раздаточный материал, игровые таблицы, счётный материал, веер цифр, перфокарты с изображением сказочных героев, игрушки. С уверенностью могу сказать, что при применении этих наглядно-дидактических материалов время выполнения задания сокращается, результат выполняемой задачи становится выше.

Использование наглядно-дидактического и игрового материала активизирует у детей с задержкой психического развития и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Услышанное и увиденное, повторённое не один раз запоминается детьми лучше, что положительно влияет на формирование стойких знаний, умений, навыков.

Причём подобные перфокарты можно использовать и в 1-ом классе, и во 2-ом, и в 3-ем, и в 4-ом. Меняется только задание по ним. В процессе их выполнения на уроках математики дети незаметно для себя тренируются в совершенствовании вычислительных навыков.

Наглядно-дидактический и игровой материал способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, развивает у них воображение и память, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.

Использование игровых ситуаций требует от ребёнка проявления таких моральных качеств, как честность, смелость, товарищество, ответственность. Соревновательный элемент даёт возможность тренировать волю, развивать способность к правильной оценке и самооценке своих возможностей, воспитывает дисциплину.

Таким образом, использование наглядно-дидактического и игрового материала на уроке преследует сразу три цели: коррекционно-развивающую, обучающую,  воспитательную.

Урок – основная форма организации учебной деятельности. От того, как он построен, чем насыщен, насколько активен, динамичен, интересен, зависит КПД учительского труда. В построении и проведении урока выделяют несколько важных этапов:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Знакомство с новым материалом.
  4. Повторение и закрепление пройденного.
  5. Контроль и самоконтроль.

Приведу примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока.

Во время проверки домашнего задания  по математике часто проводила игру «Кто вернее и быстрее?». Ученикам даётся время для просмотра в тетради примеров, которые они решали дома. На доске записаны те же примеры с пропущенным слагаемым, вычитаемым или уменьшаемым. По команде учителя дети с каждого ряда по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные числа. Осуществляется перекрёстная проверка примеров, выявляются ошибки, определяется ряд-победитель (могут вручаться, например, жетоны). Т.к. за время урока идёт не одна игра, то в конце урока по жетонам учитель может оценить работу каждого ученика.

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к изучению нового материала. Например, для подготовки к изучению нумерации чисел и действий сложения и вычитания в пределах 10 использую игры, с помощью которых дети усваивают способы практического сопоставления элементов: устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» и преобразуют числовое неравенство в числовое равенство. Так в игре «Вершки и корешки» знакомлю детей с приёмом образования пар. На магнитной доске дети прикладывают к каждому «корешку» свой «вершок».  Для формирования пространственных представлений («перед», «за», «после», «между», «сверху», «снизу», «над», «под», «справа», «слева») я часто использовала наборы предметов, с помощью которых  дети должны были правильно и быстро нарисовать картину по заданию. Для контроля иногда выставляла образец этой картины. На начальном этапе обучения математике очень важно сформировать у детей знание числового ряда.  Мною использовались карточки с пропущенными числами, а дети с помощью «веера» цифр показывали «сбежавшие» числа. Для формирования знаний чисел натуральной последовательности и умения их воспроизводить в прямом и обратном порядке я использовала игру «Счёт с мячом», «Составь поезд». Дети называли последующее или предыдущее число, соседей данного числа. При знакомстве с цифрами учила детей соотносить их с количеством предметов. При изучении состава чисел в пределах 10 использовала игру «Засели домик». Вычислительные навыки отрабатывала с помощью игр: «Отпусти рыбку в море», «Помоги белочке набрать орешков», «Сорви яблочко», «Помоги мышке попасть в норку»,  «Накорми ежа» и т.д.

Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым предстоит работать школьникам.

Если выполнение какого-то задания требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего игрой, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесёт эмоциональную разрядку, позволит избежать переутомления.

В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.

При излишней возбудимости учащихся игре лучше отвести заключительную часть урока, если её проводить в виде соревнования, и любую его часть, если ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих детей. Например, «Мы художники», «Составим разноцветный поясок», «Каждой цифре своё место» и др.

      Наглядно-дидактический и игровой материал может быть использован как средство самоконтроля, а точнее его форм – обратной связи.

Эффективный контроль над работой учащихся со стороны учителя и целенаправленная работа по выработке у самих учащихся самоконтроля – есть важнейшее условие формирования знаний, умений, навыков учащихся, успешности всего учебно-коррекционного процесса.

Внешней обратной связью (оперативной или отсроченной по времени) называют способы учёта и оценки результатов обучения, т.е. они выполняют функцию контроля знаний. Внутренняя обратная связь – это получение информации о результатах обучения самими учениками, т.е. самоконтроль.

Хочу отметить, что в своей практике я отдаю предпочтение дидактическим средствам внешней обратной связи: сигнальные карточки, светофоры, перфокарты, тесты, лото и т.д. Они выполняют функцию контроля и диагностики качества усвоения знаний, умений, навыков учащихся.

На этапе знакомства с новым учебным материалом лучше использовать неигровые средства и методы обучения. При подборе, разработке и применении игровых заданий на уроке необходимо учитывать возрастные особенности детей с задержкой психического развития. Исследования психологов показали, что детей 6-7 лет больше всего увлекает само игровое действие (действие с игрушками, предметами, с ярким дидактическим материалом, разнообразные движения и т.п.) и сказочный сюжет игры. Детей 8-9 лет больше интересует результат игры, проявляется интерес к играм-соревнованиям, в которых возникает желание одержать личную победу. А у учеников более старшего возраста личные успехи отодвигаются на второй план. Они больше переживают успех или неуспех команды (своего ряда).

Обобщением опыта моей работы по использованию наглядно-дидактического материала на уроках математики стала сводная таблица. С её помощью можно подобрать подходящую игру, исходя из темы урока, этапа урока, возрастных особенностей детей.

В таблицу вошли игры, которые я чаще использовала при обучении детей с задержкой психического развития математике. Дидактические игры и упражнения я классифицировала с учётом содержания разделов школьной программы:

1) игры, направленные на изучение нумерации целых неотрицательных чисел в пределах 10, 100, 1000 и т.д.;

2) игры, способствующие усвоению арифметических действий и формированию вычислительных навыков;

3) игры, способствующие усвоению геометрического материала.

Это упрощает выбор игрового материала и даёт учителю возможность вернуться к ранее проведённой игре (в усложнённом варианте) при изучении той же темы в следующем классе. 

       Для развития познавательной активности и успешного освоения детьми с задержкой психического развития программы по математике просто необходимо систематическое использование наглядно-дидактического и игрового материала и на уроках, и при проведении индивидуально-коррекционных занятий.

Литература

1. Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребёнка»

М., Роспедагентство, 1994г.

2. «Обучение детей с задержкой психического развития». Пособие для учителя под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского.

М., Просвещение, 1981г.

3. О.С.Газман, Н.Е.Харитонова «В школу – с игрой»

М., Просвещение, 1991г.

4. Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике»

М., Просвещение, 1989г.

5. Н.Б.Истомина «Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах»

М., Просвещение, 1985г.

6. Е.В.Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения»

Ярославль, Академия развития, 1997г.

7. В.С.Кукушкин «Современные педагогические технологии»

Ростов-на- Дону, 2004г.

8. С.Н.Лысенкова «Когда легко учиться»

М., Педагогика, 1985г.

9. Е.М.Минскин «От игры к знаниям»

М., Просвещение, 1982г.

10. Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»

Ярославль, Академия развития, 1996г.

11. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова «Играя, учимся математике»

М., Просвещение, 1993г.

12. Научно-методический журнал «Начальная школа»

№№ 7, 8, 2001г.

№№ 4, 8, 9 2007г.

№№ 1, 5, 6 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...

Диагностика познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития(по Карповой)

Диагностика познавательной деятельности учащихсяс задержкой психического развития (по Карповой)...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс

Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ....

Развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения

Познавательная активность и обучаемость – свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных сп...