Икона
план-конспект урока (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет : Орксэ
Тема: Икона.
Класс: 4 – Б Дата: 15.12.2021 Учитель : Васильцова В.В.
Тип урока : открытие новых знаний.
Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир
Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
ПредметныеУУД : имеют представление о понятиях «Икона», молитва «перед иконой», «ценность».
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства, в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Оборудование: учебник А.Кураев, презентация по теме урока « Икона».
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
По горизонтали:
- Целая стена из икон по середине с вратами. (Иконостас.)
- С помощью чего наполняют воздух дымом благоуханным? (Кадило.)
- Что находится за иконостасом? (Алтарь.)
- Кто совершает службу в храме? (Священник.)
По вертикали:
- Квадратный столик, на котором зажжено множество свечей. (Канун.)
- Картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. (Икона.)
- Как называется обращение к Богу? (Молитва.)
- Этот предмет символизирует веру и причастность человека к Божественному свету. (Свеча.)
- Место, где совершаются церковные службы. (Храм.)
2 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||
3 | 5 | |||||||||||||
1 | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
3. Подготовка и мотивация к усвоению новых знаний
Слайд №1 Икона «Взыскание погибших» и стихотворение “Стоял бы и смотрел…”. Р.Матюшин.
Стоял бы и смотрел, не отрываясь.
Икона – чудо! Кротость и печаль.
“Взыскание погибших”. Как живая!
Струится покрывало по плечам,
Дитя прильнуло в поисках защиты,
Предчувствуя далёкий Крестный час.
Пока ещё ручонки не пробиты,
Но ты глядишь на каждого из нас.
О Мати Света! Все мы виноваты.
История кружит в который раз.
Растут иуды, воины, пилаты,
Кто пред тобой сейчас?
-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?(Ответы детей)
- Да. Вы правы. Сегодня мы поговорим об иконах и образе Пресвятой Девы Марии. Но ещё нам предстоит выяснить различие между иконами и картинами.
4. Знакомство с новой темой.
- Что вы знаете об иконах? (Обмен мнением учащимися).
Слайд №2 Икона.
- Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ».
- Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека в том числе и богочеловека Христа.
- Икона может изображать событие из Библии.
5. Исследовательская работа.
- Для работы нам предстоит разделиться на группы.
- Перед вами разные репродукции, разделите на две группы: иконописные изображения и картины. (Работа выполняется на интерактивной доске)
Учитель: Дайте обоснование того, по какому признаку вы разделили иллюстрации на две группы.
- Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).
-Как вы понимаете слово гармония?
Слайд №3 Гармония
- Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь.
- Мир приходит в душу человека. И эту внутреннюю гармонию иконописец передает через гармонию внешнюю. На иконе целостная гармония человеческого тела слагается так, что пластика линий мягко скользит к лику и глазам. Главное в иконе лицо, а все остальное как бы вбирается в него. Икона преодолевает обычную рассеянность ума своей плоскостностью и ровным золотым или цветным фоном, гармонией линий и их устремленностью к лику.
-Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах?
Работа с карточками.
- Перед вами портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова. Служил в царской армии в конце 18 в начале 19 веков. Ф. Ф. Ушаков посвятил всю свою жизнь военно-морскому флоту и служению Родине. Он не проиграл ни одного военного сражения и всегда заботился о сохранении жизни простых моряков. После ухода в отставку приобрёл деревню Алексеевку в Тамбовской губернии и последние годы жизни провёл там.
Впервые в российской истории и истории Русской Православной Церкви рассматривался вопрос о канонизации воина-моряка. Адмирал Ф. Ф. Ушаков причислен к лику святых.
Задание 1 группе.
Посмотрите внимательно, что общего в этих изображениях? _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2 группе:
Посмотрите внимательно, чем отличаются эти изображения?
Физкультминутка
6.Обобщение изученного.
Слайд №4. Свет иконы.
- На картине свет падает на объект, а на иконе лицо (лик) излучает свет.
- Свет одно из имён Бога и одно из Его проявлений. Золотой (жёлтый) фон на иконе символ бесконечного божественного Света.
- Золотой круг на иконе, нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого.
Слайд №5. Святые лики.
- Самое главное в иконе, - это лицо (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь.
- Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке.
- Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.
Слайд №6. Законы перспективы.
- На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта.
- Линии на иконе не сходятся вдали, а напротив, расходятся. Создаётся ощущение, что не вы смотрите на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на вас.
Слайд №7. Икона и молитва.
- Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами.
- Христиане молятся тому, кого они видят не иконе.
- Икона приглашает людей к молитве, а главное – к подражанию жизни святых.
Иконы Пресвятой Богородицы.
- Особое отношение у русских православных христиан сложилось к Пресвятой Деве Марии. Она издавна считается Покровительницей Русской земли. Православные христиане часто молятся, обращаясь к Ней, прося защиты и помощи.
Известно около 400 икон Пресвятой Богородицы и каждая имеет свою чудотворную историю, свои отличительные особенности. Сложено много молитв и церковных песнопений, посвящённых Пресвятой Небесной Царице. Сейчас мы посмотрим небольшую часть икон с изображением Пресвятой Марии и послушаем ликующий гимн Божией Матери, написанный на слова греческого священника Нектария Эгинского, в исполнении мужского хора Валаамского монастыря.
Просмотр презентации «Иконы Пресвятой Богородицы»
7. Подведение итогов. Рефлексия
- Вернёмся к стихотворению Р. Матюшина, которое прозвучало в начале урока. В конце стихотворения, автор задаёт вопрос: «Кто пред тобой сейчас?» Что имел автор в виду?
Ученики: Автор этим вопросом заставляет задуматься читателя «А мы кто? Чем наполнена наша душа: добром или злом?» Поэт направляет людей идти по правильному пути, по светлому пути добра и милосердия.
8. Домашнее задание.
Приготовить сообщение или презентацию об иконе Божией Матери (по выбору).
Прочитать статью учебника стр.76-81.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроссворд. По горизонтали: 1. Целая стена из икон по середине с вратами. 2. С помощью чего наполняют воздух дымом благоуханным? 3. Что находится за иконостасом? 4. Кто совершает службу в храме? По вертикали: 1. Квадратный столик, на котором зажжено множество свечей. 2. Картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. 3. Как называется обращение к Богу? 4. Этот предмет символизирует веру и причастность человека к Божественному свету. 5. Место, где совершаются церковные службы. 2 4 1 3 5 1 1 3 4
Икона «Взыскание погибших» “ Стоял бы и смотрел…”. Р.Матюшин. Стоял бы и смотрел, не отрываясь. Икона – чудо! Кротость и печаль. “Взыскание погибших”. Как живая! Струится покрывало по плечам, Дитя прильнуло в поисках защиты, Предчувствуя далёкий Крестный час. Пока ещё ручонки не пробиты, Но ты глядишь на каждого из нас. О Мати Света! Все мы виноваты. История кружит в который раз. Растут иуды, воины, пилаты, Кто пред тобой сейчас?
Икона Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ». Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека в том числе и богочеловека Христа. Икона может изображать событие из Библии.
Картины и иконы
Гармония. Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь. Мир приходит в душу человека. И эту внутреннюю гармонию иконописец передает через гармонию внешнюю. На иконе целостная гармония человеческого тела слагается так, что пластика линий мягко скользит к лику и глазам. Главное в иконе лицо, а все остальное как бы вбирается в него. Икона преодолевает обычную рассеянность ума своей плоскостностью и ровным золотым или цветным фоном, гармонией линий и их устремленностью к лику.
Что общего в этих изображениях?
Чем отличаются эти изображения?
Свет иконы. На картине свет падает на объект, а на иконе лицо (лик) излучает свет. Свет одно из имён Бога и одно из Его проявлений. Золотой (жёлтый) фон на иконе символ бесконечного божественного Света. Золотой круг на иконе, нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого.
Святые лики. Самое главное в иконе, - это лицо (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.
Законы перспективы На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Линии на иконе не сходятся вдали, а напротив, расходятся. Создаётся ощущение, что не вы смотрите на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на вас.
Икона и молитва. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное – к подражанию жизни святых.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."
Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...
Сценарий праздника День Народного Единства и Казанской иконы Божией Матери
Сценарий для 1 класса. Викторина для родителей....
Основы православной культуры. Урок "Икона"
Модуль "Основы православной культуры". Урок на тему "Икона"....
Иконы в доме
Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И. Тарасенкостаницы Выселки муниципального образования...
Конспект урока православной культуры "О чём рассказывает икона"
Знакомство с известными иконами, иконография церковных праздников....
Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»
Конспект урока Цели урока: - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить с историей развития древнерусской ико...
Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?
На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...