Икона
план-конспект урока (4 класс)

Конспект урока ОРКСЭ "Икона".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikona.doc216 КБ
Office presentation icon ikona.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет : Орксэ

Тема: Икона.    

Класс: 4 – Б   Дата: 15.12.2021      Учитель : Васильцова В.В.

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.

Задачи урока: 

Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир

Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов.

ПредметныеУУД : имеют представление о понятиях «Икона», молитва «перед иконой», «ценность».

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы. 

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства, в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Оборудование:  учебник А.Кураев, презентация по теме урока « Икона».

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

По горизонтали:

  1. Целая стена из икон по середине с вратами. (Иконостас.)
  2.  С помощью чего наполняют воздух дымом благоуханным? (Кадило.)
  3. Что находится за иконостасом? (Алтарь.)
  4. Кто совершает службу в храме? (Священник.)

По вертикали:

  1. Квадратный столик, на котором зажжено множество свечей. (Канун.)
  2. Картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. (Икона.)
  3. Как называется обращение к Богу? (Молитва.)
  4. Этот предмет символизирует веру и причастность человека к Божественному свету. (Свеча.)
  5. Место, где совершаются церковные службы. (Храм.)

2

4

1

3

5

1

1

3

4

3. Подготовка и мотивация к усвоению новых знаний

Слайд №1 Икона «Взыскание погибших» и стихотворение “Стоял бы и смотрел…”. Р.Матюшин.

Стоял бы и смотрел, не отрываясь.
Икона – чудо! Кротость и печаль.
“Взыскание погибших”. Как живая!
Струится покрывало по плечам,
Дитя прильнуло в поисках защиты,
Предчувствуя далёкий Крестный час.
Пока ещё ручонки не пробиты,
Но ты глядишь на каждого из нас.
О Мати Света! Все мы виноваты.
История кружит в который раз.
Растут иуды, воины, пилаты,

 Кто пред тобой сейчас?

-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?(Ответы детей)

- Да. Вы правы. Сегодня мы поговорим об иконах и образе Пресвятой Девы Марии. Но ещё нам предстоит выяснить различие между иконами и картинами.

4. Знакомство с новой темой.

- Что вы знаете об иконах? (Обмен мнением учащимися).

Слайд №2 Икона.

  • Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ».
  • Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека в том числе и богочеловека Христа.
  • Икона может изображать событие из Библии.

5. Исследовательская работа.

- Для работы нам предстоит разделиться на группы.

- Перед вами разные репродукции, разделите на две группы: иконописные изображения и картины. (Работа выполняется на интерактивной доске)

Учитель: Дайте обоснование того, по какому признаку вы разделили иллюстрации на две группы.

- Есть ли различие между иконами и картинами?  Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).

-Как вы понимаете слово гармония?  

Слайд №3 Гармония

  • Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь.
  • Мир приходит в душу человека. И эту внутреннюю гармонию иконописец передает через гармонию внешнюю. На иконе целостная гармония человеческого тела слагается так, что пластика линий мягко скользит к лику и глазам. Главное в иконе лицо, а все остальное как бы вбирается в него. Икона преодолевает обычную рассеянность ума своей плоскостностью и ровным золотым или цветным фоном, гармонией линий и их устремленностью к лику.

-Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах?

Работа с карточками.

- Перед вами портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова. Служил в царской армии в конце 18 в начале 19 веков. Ф. Ф. Ушаков посвятил всю свою жизнь военно-морскому флоту и служению Родине. Он не проиграл ни одного военного сражения и всегда заботился о сохранении жизни простых моряков. После ухода в отставку приобрёл деревню Алексеевку в Тамбовской губернии и последние годы жизни провёл там.

    Впервые в российской истории и истории Русской Православной Церкви рассматривался вопрос о канонизации воина-моряка. Адмирал Ф. Ф. Ушаков причислен к лику святых.

Задание 1 группе.

Посмотрите внимательно, что общего в этих изображениях? _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2 группе:

Посмотрите внимательно, чем  отличаются эти изображения?

Физкультминутка

6.Обобщение изученного.

Слайд №4. Свет иконы.

  • На картине свет падает на объект, а на иконе лицо (лик) излучает свет.
  • Свет одно из имён Бога и одно из Его проявлений. Золотой (жёлтый) фон на иконе символ бесконечного божественного Света.
  • Золотой круг на иконе, нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого.

Слайд №5. Святые лики.

  • Самое главное в иконе, - это лицо (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь.
  • Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке.
  • Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

Слайд №6. Законы перспективы.

  • На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта.
  • Линии на иконе не сходятся вдали, а напротив, расходятся. Создаётся ощущение, что не вы смотрите на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на вас.

Слайд №7. Икона и молитва.

  • Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами.
  • Христиане молятся тому, кого они видят не иконе.
  • Икона приглашает людей к молитве, а главное – к подражанию жизни святых.

Иконы Пресвятой Богородицы.

- Особое отношение у русских православных христиан сложилось к Пресвятой Деве Марии. Она издавна считается Покровительницей Русской земли. Православные христиане часто молятся, обращаясь к Ней, прося защиты и помощи.

    Известно около 400 икон Пресвятой Богородицы и каждая имеет свою чудотворную историю, свои отличительные особенности. Сложено много молитв и церковных песнопений, посвящённых Пресвятой Небесной Царице. Сейчас мы посмотрим небольшую часть икон с изображением Пресвятой Марии и послушаем ликующий гимн Божией Матери, написанный на слова греческого священника Нектария Эгинского, в исполнении мужского хора Валаамского монастыря.

Просмотр презентации «Иконы Пресвятой Богородицы»

7. Подведение итогов. Рефлексия

-  Вернёмся к стихотворению Р. Матюшина, которое прозвучало в начале урока. В конце стихотворения, автор задаёт вопрос: «Кто пред тобой сейчас?» Что имел автор в виду?

Ученики: Автор этим вопросом заставляет задуматься читателя «А мы кто? Чем наполнена наша душа: добром или злом?» Поэт направляет людей идти по правильному пути, по светлому пути добра и милосердия.

8. Домашнее задание.

Приготовить сообщение или  презентацию об иконе Божией Матери (по выбору).

Прочитать статью учебника стр.76-81.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кроссворд. По горизонтали: 1. Целая стена из икон по середине с вратами. 2. С помощью чего наполняют воздух дымом благоуханным? 3. Что находится за иконостасом? 4. Кто совершает службу в храме? По вертикали: 1. Квадратный столик, на котором зажжено множество свечей. 2. Картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. 3. Как называется обращение к Богу? 4. Этот предмет символизирует веру и причастность человека к Божественному свету. 5. Место, где совершаются церковные службы. 2 4 1 3 5 1 1 3 4

Слайд 3

Икона «Взыскание погибших» “ Стоял бы и смотрел…”. Р.Матюшин. Стоял бы и смотрел, не отрываясь. Икона – чудо! Кротость и печаль. “Взыскание погибших”. Как живая! Струится покрывало по плечам, Дитя прильнуло в поисках защиты, Предчувствуя далёкий Крестный час. Пока ещё ручонки не пробиты, Но ты глядишь на каждого из нас. О Мати Света! Все мы виноваты. История кружит в который раз. Растут иуды, воины, пилаты, Кто пред тобой сейчас?

Слайд 4

Икона Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ». Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека в том числе и богочеловека Христа. Икона может изображать событие из Библии.

Слайд 5

Картины и иконы

Слайд 6

Гармония. Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь. Мир приходит в душу человека. И эту внутреннюю гармонию иконописец передает через гармонию внешнюю. На иконе целостная гармония человеческого тела слагается так, что пластика линий мягко скользит к лику и глазам. Главное в иконе лицо, а все остальное как бы вбирается в него. Икона преодолевает обычную рассеянность ума своей плоскостностью и ровным золотым или цветным фоном, гармонией линий и их устремленностью к лику.

Слайд 7

Что общего в этих изображениях?

Слайд 8

Чем отличаются эти изображения?

Слайд 9

Свет иконы. На картине свет падает на объект, а на иконе лицо (лик) излучает свет. Свет одно из имён Бога и одно из Его проявлений. Золотой (жёлтый) фон на иконе символ бесконечного божественного Света. Золотой круг на иконе, нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого.

Слайд 10

Святые лики. Самое главное в иконе, - это лицо (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

Слайд 11

Законы перспективы На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Линии на иконе не сходятся вдали, а напротив, расходятся. Создаётся ощущение, что не вы смотрите на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на вас.

Слайд 12

Икона и молитва. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное – к подражанию жизни святых.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."

Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...

Основы православной культуры. Урок "Икона"

Модуль "Основы православной культуры". Урок на тему "Икона"....

Иконы в доме

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И. Тарасенкостаницы Выселки муниципального образования...

Конспект урока православной культуры "О чём рассказывает икона"

Знакомство с известными иконами, иконография церковных праздников....

Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»

Конспект урока Цели урока:  - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  ико...

Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...