Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
Изучая тему «Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?», дети знакомятся с христианским праздником, историей его появления и отображением в православной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_i_radost_v_ikonah_rozhdestvo_hristovo.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мозговая Т.Н. идентификатор: 228-354-913
Урок православной культуры
Тема: Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?
Цель: ознакомление с христианским праздником, историей его появления
и отображением в православной культуре.
Задачи:
Формировать нравственное сознание на основе христианских понятий абсолютной значимости: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, адаптированных к детскому пониманию.
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с языком православной иконы, дать понятие «иконописный канон», «мир небесный», « мир земной».
Создать ситуацию нравственного выбора.
Воспитывать детей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные духовно – нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, музыка №15, №17, иллюстрации №44-47, презентация, выставка детских рисунков, демонстрационные карточки, учебник.
Ход урока
Показ 1 слайда
I. Мобилизационный момент.
Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы и радостны. Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, на дом вам было дано задание нарисовать рисунок на тему «Рождественские радости».
Анализ рисунков детей. Показ 2,3,4. слайдов
- А теперь давайте посмотрим, как художник нам показал рождественские радости.
- Как вы думаете, почему на многих рисунках изображена ёлка?
Поможет понять нам это, стихотворение В. Шамонина «Рождественская ёлка».
- Какие православные праздники радости вы знаете?
Показ 5 слайда
Давайте проверим себя, все ли изученные праздники вы назвали.
III. Презентация новых знаний.
Произошло чудо! В мир пришел не просто Младенец, но Богочеловек. «Таинство странное виж(д)у и преславное», — воспевают в этот день в православных храмах.
Показ 6 слайда
Вспомним слова преподобного Романа Сладкопевца, которыми он воспел пришествие в мир Бога. «Дева сегодня Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангелы с пастырями славословят, волхвы же со звездою путешествуют: так как ради нас родился Младенец, Превечный Бог».
Бог пришел в мир, чтобы спасти человечество, падшее ослушанием Божией воле праотца Адама.
Работа по учебнику (с. 11)
- Давайте прочитаем отрывок из священной истории о Рождестве Христовом.
Среди полночной тишины весть о Рождестве Христовом услышали пастухи, охранявшие ночью стада. Ангел Господень предстал перед ними и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2:10,11). И вот смеренным пастухам открылось небо, и они увидели Воинство Небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» Так в Еванглеии рассказывается об этом великом событии. (Беседа по вопросам в учебнике)
Рождество Господа Иисуса Христа является одним из Великих праздников Церкви. На месте Вифлеемской пещеры возведен храм. Ныне вряд ли найдется на земле уголок, где бы люди не слышали о великом событии Рождества Христова. С тех пор это событие описывали поэты, изображали художники, в храмах звучит красивая праздничная радостная музыка.
Работа по учебнику (с. 13)
- Давайте прочитаем, как описывает это событие в своём стихотворении «Рождество» В. Шамонин
Слушаем. «Посетил ны есть свыше Спас наш» (№17).
IV. Закрепление полученных знаний.
Показ 7 слайда
В православных храмах мы можем увидеть иконописные изображения Рождества Христова. Самые разнообразные иконы дошли до нашего времени. Они (как древние, так и новые) подробно рассказывают о явлении в мир Христа Спасителя. Мы сейчас с вами будем смотреть иллюстрации икон, которые были написаны в разные века, русскими мастерами иконописи. Но чтобы понять, что изображено на них, мы должны научиться понимать язык, на котором икона «разговаривает». У иконы есть свой особый язык, которым она повествует о радостных и печальных событиях Священной истории.
Обсуждаем-размышляем.
Большинство икон, на которых изображено событие Рождества Христова, на первый взгляд похожи. В чем они похожи? Что мы видим? (Ответы).
Правильно, на всех иконах мы видим горы, которые занимают почти все пространство. В центре иконы изображается Богомладенец, спеленутый и лежащий в яслях, и Его Мать — Пресвятая Богородица.
На заднем плане - вход в пещеру. Который называется вертеп. Здесь видны животные: конь и вол.
Давайте посмотрим, что это сияет вверху иконы? Правильно, Вифлеемская звезда. Почему она так называется?
По сторонам звезды стоят ангелы. А почему, как вы думаете, они стоят на вершинах гор?
Они стоят на вершинах гор потому, что ангелы это жители небесные, а не земные. Их жизнь не похожа на нашу земную жизнь. Как вы думаете, какие Ангелы, добрые или злые? А если они добрые, то в каких делах ангел приходит на помощь человеку? В добрых.
Значит, люди могут обращаться за помощью к Ангелу Хранителю, если делают доброе дело.
Игра «Добрые дела». Какие дела являются добрыми?
Один мальчик назвал: такие добрые дела. Я буду их перечислять.
Если вы согласны, что это дело доброе — отвечайте хором: «Да!» Если вы услышите о плохом, дружно скажем: «Нет!»
Давайте поможем мальчику разобраться в том, какие дела хорошие, какие плохие.
Доброе дело — это когда…
- Дерутся. (Нет.)
- Сердятся на товарища, который нечаянно толкнул. (Нет.)
- Списывают. (Нет.)
- Выполняют просьбы и указания родителей и старших людей. (Да.)
Не дают никому пользоваться своей вещью. (Нет.) - Подают милостыню нищим и больным людям. (Да.)
- Садятся за выполнение домашних заданий, когда наступил уже поздний вечер. (Нет.)
- Радуются, когда у товарища происходит несчастье (порезал палец, потерял ручку...). (Нет.)
- Любят смотреть мультфильмы про злых чудовищ. (Нет.)
- Если находят чужую вещь, стараются найти ее хозяина и возвратить. (Да.)
- Огорчаются и завидуют, если видит у соседа красивую вещь, которой у них нет. (Нет.)
- Если товарищ ошибся в чем-то, сердито делают ему замечание. (Нет.)
Подведение итогов игры.
Молодцы. Вы правильно подсказали мальчику, какие дела являются добрыми, а какие — нет.
Показ 8 слайда
Ещё раз посмотрите и прочитайте какие дела являются добрыми.
Добрым делом является:
1. Послушание и помощь родителям и старшим.
2. Прощение обидчика.
3.Старательное выполнение своих обязанностей (выполнение уроков, помощь по дому).
4. Помощь, сочувствие к каждому человеку.
5. Милостыня нуждающимся людям.
Показ 9 слайда
Продолжение рассказа.
Мы сейчас посмотрим, что еще изображается на иконах Рождества Христова. Вокруг пещеры изображаются события, которые помогают нам лучше понять чудо Божия Воплощения.
Один из ангелов возвещает пастухам о Рождестве Спасителя в Вифлеемской пещере; другой указывает волхвам на лучезарную звезду. Она ведет волхвов к месту Рождества Младенца Христа. Волхвы изображаются или едущими верхом горной дорогой, либо приносящими свои дары. Что они принесли в дар? (Золото, ладан и смирну).
В левом углу иконы изображен одетый в козлиную шкуру старик — «сомнение». Он беседует с праведным Иосифом. Старик - это образ нечистой силы.
Внизу, справа под горой — родственница Иосифа, с Младенцем на руках.
Иконы, изображения которых мы смотрим, написаны разными иконописцами в разное время. Работа по учебнику (с. 13) Иконы рождество Христово.
Показ 9 слайда
Однако, расположение людей, ангелов, горок, животных в них похоже.
Чем это объясняется? Неужели иконописцы не могли придумать и нарисовать как-то по-другому?
Оказывается, при написании Священного образа должны быть выполнены обязательные правила. Они называются иконописным каноном.
На иконе мы видим также Небесные силы и людей. Они изображаются по-разному.
Людей иконописец прорисовывает так, что мы узнаем их.
А вот то, что относится к небесному миру, он изображает как бы не полностью, без подробностей. И нам может показаться, что икона «не похожа» на то, что мы видим вокруг. Например, на иконе изображены не горы, а «горки».
Икона писалась по особенным правилам. Они четко определяют, что должно быть «похожим», а что «несхожим» с нашими земными представлениями.
В иконе мы видим два мира: земной (человеческий) и небесный (таинственный, невидимый глазам человека). Язык иконы нам помогает увидеть и понять это.
Когда на иконе изображается мир небесный, иконописец убирает все лишнее, все «земное».
- Что же такое иконописный канон?
- Какие два мира мы видим на иконе?
Вот теперь и давайте внимательно смотреть, что же самое главное выделили иконописцы на иконах Рождества Христова? (иллюстрации на доске)
Рождение Христа, который пришел в мир, чтобы спасти человечество, падшее ослушанием Божьей воли.
Во всех иконах мы видим главное — радость иконописцев с любовью славящих «в вышних Бога». Такими словами первыми прославили Младенца Христа пастухи и ангелы. Небо и земля соединились в радостном прославлении Бога. В православных храмах звучат праздничные песнопения, в музыке и словах которых слышны радостные настроения.
Послушайте песнопение и ответьте на вопрос: о чем в нем поется?
Слушаем. « Слава в вышних Богу» (1 урок 2 четверти).
Изучаем церковнославянскую азбуку.
Повторяем слова: «Рождество Христово», «пророк», «храм».
У вас на столе лежат листики, на которых записаны слова. Прочитайте их.
Рядом запишите эти слова буквами церковнославянской азбуки.
Показ 10слайда
V. Рефлексия
Сегодня на уроке мы с вами узнали ещё об одном христианском празднике, «Рождестве Христовом», познакомились с новыми иконами.
Мне хочется узнать, какими словами вы можете выразить чувства, которые остались в вашей душе после нашего урока.
Ассоциативный ряд
Радость
Печаль
Надежда
Зло
Спокойствие
Грусть
Доброта
Тоска
Счастье
VI. Домашнее задание. Нарисуйте рисунок на тему «Рождество Христово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок православной культуры "Добро и зло"
Материал урока раскрывает христианское понимание основных категорий христианской этики: «добро» и «зло» и их источника, показывает их проявление в добродетелях и страстях человека. Добродетели о...
Урок православной культуры в 3 классе "Рождество Пресвятой Богородицы"
Предмет "Православная культура " мы ведем 5 лет. Цель данного урока познакомить учащихся с историей праздника «Рождество Пресвятой Богородицы» и обогатить духовный мир учащихся....
Урок православной культуры в 4 классе "День защитника Отечества"
На основе христианской истории данный урок воспитывает любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение. Разработка проекта для урока включает в себя несколько этапов....
Конспект урока православной культуры "О чём рассказывает икона"
Знакомство с известными иконами, иконография церковных праздников....
Тестирование «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях»
тесты по православной культуре для начальной школы...
Урок православной культуры на тему "Уроки преподобного Сергия"
Урок посвящен 700 летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского....
Урок православной культуры в Боровске. От старообрядчества к православию. Памятники культуры древнего города.
Материал содержит сведения о памятниках культуры города Боровска Калужской области.Использовать материал можно на уроках по Основам Православия и на уроках краеведения. Материал может быть полезен для...