Основы православной культуры. Урок "Икона"
методическая разработка (4 класс) по теме
Модуль "Основы православной культуры". Урок на тему "Икона".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_pravoslaviyu.docx | 24.75 КБ |
prezentaciya_po_kursu_orkse_ikona.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Основы православной культуры
Урок 15
Икона
составила: учитель начальных классов
МОУ Старохмелевской СОШ
Мичуринского района
Сапункова Алла Денисовна
2010 г.
Аннотация:
Данный урок подготовлен на базе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс. – М., «Просвещение», 2010. Урок знакомит детей с особенностями иконописного изображения, с различиями написания иконы и картины. Воспитывает у детей бережное отношение к христианским святыням. Использована презентация для освоения новой темы. Урок подготовлен на основе творческого использования материалов сайта «Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 – 5 классов».
Проблема:
Сегодня, когда разрушаются традиционные способы передачи духовных и культурных ценностей от родителей детям – дети не знакомы с ценностями христианского искусства, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества.
План урока.
- Организация деятельности учащихся.
- Беседа по домашнему заданию.
- Обсуждение темы урока с обучающимися.
- Вступительное слово учителя.
- Выявление восприятия, мотивация.
- Размышляем сами.
- Работа над новым материалом.
- Исследовательская работа с текстом учебника.
- Послетекстовая работа.
- Закрепление.
- Заочное путешествие.
- Работа с карточками.
- Врезка. Текст по Б. Успенскому.
- Итог урока.
- Сядем в кружок.
- Домашнее задание.
Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл
иконы.
Задачи:
- познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;
- уяснить, что свет – основа иконописания;
- воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.
Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся. Беседа по домашнему заданию. Запись в тетради темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися (как вы понимаете тему урока).
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами проведём урок, посвященный русской иконе. Кто знает что такое икона? (изображение святых и их деяний).
- Икона слово греческое. Это священное изображение (образ), которое почитают православные христиане.
- У кого из вас есть дома иконы? Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».
- Выявление восприятия, мотивация.
Размышляем сами.
Делим детей на группы и просим находящиеся в классе репродукции разделить на две группы: иконописные изображения и картины. Затем каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.
- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит? (на картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона пишется по строгим канонам – правилам).
- Как вы понимаете слово «гармония»?
- Какие слова вы бы написали, близкие по значению данному слову? (согласованность, стройность, слаженность).
- Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваше мнение.
- Работа над новым материалом.
Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание.
- Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям.
Чтение текста.
Послетекстовая работа.
- Какие подтверждения своим предположениям вы обнаружили в тексте?
- Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном
изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
- Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображае-
мого, например, солнце?
- Как вы думаете, почему Свет – одно из имён Бога?
-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?
- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
- Закрепление.
Заочное путешествие.
- Иконопись зародилась В древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. ( Рассказ ученика).
В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
- Как называют людей которые пишут иконы? (иконописцы). Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв, репродукцию икон которого мы видим.
- Конечно написать икону может только человек, который обладает добродетелями. У вас на столах карточки, выберете из них добродетели и прикрепите их на доску.
Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.
Врезка.
Учитель рассказывает текст по Б. Успенскому.
Один мальчик нарисовал обычный детский рисунок. Внизу листка – домик, вверху – лес. От двери дома к лесу шла дорога. Но отчего – то она была похожа на хвост кометы – чем дальше, тем она становилась шире. Отец уже пояснил этому мальчику, что вдали линии на рисунке должны сходиться и, значит, дорога ближе к горизонту (то есть к верхнему краю листа) должна сужаться. Но мальчик всё же нарисовал по – своему. Поэтому отец спросил его – «Ты же сам в домике, дорога, уходя от тебя вдаль, должна уменьшаться! Отчего же ты всё нарисовал наоборот?». И мальчик ответил: «Но ведь гости же оттуда придут!».
- Итог урока.
Сядем в кружок.
Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придёт к нему издалека? Есть ли тут что- то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом?
В живописи всё исходит от человека и направляется к горизонту. В иконописи от источника света к человеку, который только благодаря этому может духовно возрастать
- Домашнее задание.
- Расскажите родителям что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.
- Посмотрите на иллюстрацию иконы. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконе. (Приложение)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок на тему: «Икона». «Икона – явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию». (князь Евгений Трубецкой, 1917г.)
Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл иконы . Задачи: - познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; - уяснить , что свет – основа иконописания ; - воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.
Размышляем сами.
Гармония – с греческого связь, порядок, слаженность, соразмерность, лад.
И сследовательская работа с текстом - найдите подтверждение нашим предположениям . в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины ? почему Свет – одно из имён Бога?
Заочное путешествие иконы Древней Руси
Спас Нерукотворный
Евангелист Лука пишет икону Богоматери.
Андрей Рублёв «Спас в силах»
Андрей Рублёв «Троица».
Домашнее задание: - Расскажите родителям что вы узнали и что поняли сегодня на уроке. Посмотрите на иллюстрацию иконы. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры
На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...