Иконы в доме
методическая разработка (2 класс) на тему
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени И.И. Тарасенко
станицы Выселки муниципального образования Выселковский район Краснодарского края
Внеклассное занятие
по основам православной культуры
«Иконы в доме»
Учитель
основ православной культуры Федько Елена Николаевна
2010 год
Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «красный угол», главными иконами, находящимися в нем и его убранством.
Задачи:
- показать связь прошлого и настоящего;
-установить личные связи ребёнка с православной культурой;
- расширить словарный запас и кругозор учащихся;
- развивать творческие способности;
- воспитывать в учащихсяблагочестие .
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, презентация, 4 рушника, ткань и ленты для украшений, ножницы, клей.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приветствие учащихся.
- Повторение пройденного.
В 1792 Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани, от Тамани до устья Лабы.
-Что представляли собой эти земли? (Степи, заросшие терновником)
- Что необходимо было сделать казаку в первую очередь? (Построить жилье).
Казаки, народ верующий. Первым делом строили церковь, а потом строили хаты.
Закройте глаза. Мы отправимся в виртуальное путешествие в музей. Вспомните хату казака. Что вы видели внутри хаты? (Ответы детей)
- Кто из вас знает, как называлось самое красивое место в доме? (Красный угол)
Самое видное место в доме называется красный угол
- А почему его называли красным?
В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. (Учитель зажигает свечу). Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится.
Свою историю казаки знали и почитали. Бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы не жили бедно или богато, но в селе не было хаты без святого угла.
- Сообщений цели урока.
Мы с вами говорим о «красном угле». А что находится в «красном углу»? Кто догадается, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Правильно. Об иконах в доме.
- Работа над новым материалом.
- А кто изображен на иконах? (Спаситель, Божия Матерь, святые)
- « А разве кто – нибудь видел Бога?»
Ответы детей
- Нет. Глазами видеть обычно людям невозможно. Из Библии мы узнали, что Бог есть Святой Дух, и человек не может его увидеть.
- Мы не видим Бога, но мы его чувствуем. В минуту опасности какая – то неведомая сила отводит от тебя и твоих близких беду.
Учитель:
В доме тишина, горит лампада
Прямо впереди – иконостас,
И СПАСИТЕЛЬ ясными очами
Смотрит в душу каждому из нас.
И под этим взглядом ощущаем, Всю греховность трепетной души,
Не случайно, видно, повторяем:
«ГОСПОДИ! ПОМИЛУЙ И СПАСИ!»
А что такое икона? (Чтение подготовленных детей)
Икона – слово «греческое». Это священное изображение (образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Но это не только художественное изображение, это молитвенный образ. Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к первообразу, попросить помощи в добрых делах.
Иконы – это образ Бога или святого ,и окно в духовный мир .Икона действительно открывает верующему человеку окно в духовный мир ,потому что Господь и святые , изображенные на иконе ,пребывают в духовном мире ,в вечности .
Как же появилась первая икона?
(Рассказ ученика) В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
- У кого из вас дома есть иконы?
(Рассказы учеников)
1. Я расскажу вам историю говорящей иконы. Случилось это в одном из монастырей на Святой горе Афон. Монах, по имени Нил, входил в трапезную с зажжённой лучиной. Однажды он услышал голос от образа Богородицы, висевшего над дверью. Голос призывал не ходить в этом месте и не коптить икону. Нил подумал, что эта шутка одного из монахов и продолжал ходить в этом месте с коптящей лучиной.
Внезапно монах ослеп. Горько раскаиваясь, молился Нил Пресвятой Деве, умоляя о прощении.
И вновь услышал чудный голос, извещавший о возвращении ему зрения.
Этот же голос приказал сказать всем: « С этой поры будет именоваться икона моя «Скоропослушницею»
Многих верующих Она избавляла от кораблекрушений и освобождала от плена. Перед образом «Скоропослушницы» особенно молятся о духовном прозрении, когда не знают, как лучше поступить.
2.Над кроваткой, чуть в сторонке,
Божьей Матери иконка.
Добрый взгляд ее лучится;
Если мама отлучится,
То не страшно мне одной
Утром рано я проснусь
На иконку помолюсь.
- О какой иконе идет речь?
(Об иконе Божией Матери)
3. Я расскажу о Николае Угоднике. На Руси верили, что Николай Угодник помогает человеку не терять силу духа и оберегает его.
Николай Угодник славился как врачеватель и целитель. В народе считалось, что он может избавить человека от любой болезни. Отправляясь в дорогу, надеялись на защиту Николая Угодника.
Празднуется Никола два раза в году. Весной 22 мая – Никола Вешний. Зимой 19 декабря – Никола зимний.
Учитель: Иконы хранили и передавали по наследству, ими благословляли казаков отправлявшихся на войну; молодоженов, вступавших в брак.
Иконы сопровождали всю жизнь православного христианина – кубанского казака, они были главными свидетелями всех событий. За стол никогда не садились ,не помолившись перед иконами, просыпаясь утром ,обращались к образам ,и первые слова были –молитва, вечером перед сном – опять же к иконам с молитвой.
- Физминутка.
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь нам всем пора
Делать добрые дела.
- Творческая работа.
Икона - это образ Бога или святого. Икона действительно открывает верующему человеку окно в духовный мир, потому что Господь и святые , изображенные на иконе ,пребывают в духовном мире, в вечности .Поэтому у православных людей сложилась традиция украшать иконы.
Для икон делали специально красивые полки – БОЖНИЦЫ. Икону ставили на красивую салфетку, накрывали рушником.Рушники - это традиционный элемент украшения кубанского жилища.
- Работа в группах.
На уроке рисования вы рисовали рушники. Сегодня, на занятии, мы украсим наши рушники с помощью ленточек и аппликации. Все необходимое есть на столе.
Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасности труда при работе с ножницами и клеем.
- Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед;
- Не оставлять в раскрытом виде;
- Клей наносить на поверхность изделия тонким слоем.
(Украшение полотенец).
- Выставка детских работ.
- Итог занятия.
- Что нового вы узнали на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."
Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...
Сценарий праздника День Народного Единства и Казанской иконы Божией Матери
Сценарий для 1 класса. Викторина для родителей....
Основы православной культуры. Урок "Икона"
Модуль "Основы православной культуры". Урок на тему "Икона"....
Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?
На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...
Технологическая карта урока "Казанская икона Божией матери- хранительница русского дома"
Технологическая карта урока по предмету Основы православной культуры в 4 классе "Казанская икона Божией матери- хранительница русского дома"...
Презентация "Иконы. Икона Иоанна Богослова"
В данной презентации дается описание имени Иван, его историческое значение....
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ "Икона. Виды икон"
Технологическая карта поможет учителю по предмету ОРКСЭ по теме "Икона.Виды икон" провести интересный полный урок. Данная разработка направлена на полное усвоение данной темы, поможет научит...