"Использование пальчикового театра в коррекции речи с младшими школьниками ОВЗ"
статья

Колесникова Татьяна Андреевна

Предварительный просмотр:

«Использование пальчикового театра в коррекции речи

с младшими школьниками ОВЗ»

        Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи. На логопедических занятиях рекомендуется использовать самые разнообразные приёмы, развивающие тонкую моторику.

        В нашей работе мы активно используем пальчиковый театр. На наш взгляд, пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

        В своей работе я использую пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Применяю театр пальчиков на занятиях по коррекции дисграфии и дислексии, учитывая, что у детей с нарушениями чтения и письма длительное время сохраняется игровая мотивация.         Разыгрываем наши мини – спектакли в режиме внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.

        Для театральных постановок я отбираю доступные по содержанию, небольшие по объёму тексты. В качестве текстов для спектаклей я использую адаптированные  народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов.

        Большинство наших спектаклей имеют стихотворную форму как наиболее благоприятную для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.

        Прежде чем приступить непосредственно к постановке спектакля, я читаю её вместе с детьми, затем мы обсуждаем сюжетные линии, поступки героев, определяем актёров, изготовляем декорации. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке основного механизма нашего театра – пальцев. Непосредственно перед спектаклем такая тренировка (2-3 минуты) становится разогревом пальцев.

        В качестве тренировок могут быть некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу.

        Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».

        В ходе таких постановок познавательная активность воспитанников и речь естественным образом стимулируются благодаря эмоционально ярким сказочным образам. При «вхождении в роль» в полной мере реализуются возможности их подражательной деятельности. В ходе игр с пальчиками воспитываются гуманные чувства, они учатся различать добро и зло, справедливость и несправедливость, искренность и лицемерие, другие проявления человеческого поведения в доступных для их понимания ситуациях. Опыт показывает, что разработанные инсценировки на основе сюжетов детских сказок, потешек и стихов с использованием пальчикового театра особенно эффективны при закреплении навыков детей, полученных ими на занятиях логопеда и воспитателя.

        Таким образом,  пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением положительно влияет на развитие речевых зон головного мозга, способствует подготовке руки к письму, развитию внимания и памяти, которые необходимы для успешного преодоления дефектов речи и дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»

Доклад на тему:«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей  младшего школьного возраста» Использование информационных  технологий в логопедической работе соверше...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной дея...

Использование жанра «Музей-театр» как средства литературного образования младших школьников

В статье затрагивается проблема литературного образования младших школьников. Показана роль жанра «Музей-театр» по формированию читательской грамотности учащихся. Проанализированы изменени...

Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....

Методическая разработка "Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи у младших школьников".

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи у учащихся младших классов. Данные игры подобраны с учетом возрастных особенностей и рекомендованы для использования  родителями  в ...