Использование жанра «Музей-театр» как средства литературного образования младших школьников
статья (3, 4 класс)

В статье затрагивается проблема литературного образования младших школьников. Показана роль жанра «Музей-театр» по формированию читательской грамотности учащихся. Проанализированы изменения в литературном и языковом образовании младших школьников средствами жанра «Музей-театр».

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 378.1                                                                             

Е. А. Мамчур

 учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 12

Героя Советского Союза Черновского Семена Александровича» ,
г. Новокузнецк

Л. Г. Качан

 канд. пед. наук доцент кафедры

 ДО МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации»,
г. Новокузнецк

E. A. Mamchur

  primary school teacher

MBOU "Secondary school № 12

Hero of the Soviet Union Chernovsky Seeds Alexаndrovich ",

Novokuznetsk

E-mail: len.mam4ur@yandex.ru

L. G. Kachan

  Cand. ped. sciences associate professor

  TO MAOU DPO "Institute for Advanced Studies",

Novokuznetsk

E-mail:lukakachan@mail.ru

Использование жанра «Музей-театр» как средства литературного образования младших школьников

Using the museum-theater genre as a means of literary education for younger students

                                                     Аннотация

В статье затрагивается проблема литературного образования младших школьников. Показана роль жанра «Музей-театр» по формированию читательской грамотности учащихся. Проанализированы изменения в литературном и языковом образовании младших школьников средствами жанра «Музей-театр».

                                                            Аnnotation
The article addresses the problem of literary education of younger students. The role of the “Museum-Theater” genre in shaping students' literacy is shown. Analyzed changes in the literary and language education of younger schoolchildren by means of the genre "Museum-Theater".

Ключевые слова

Музейный жанр, музей-театр, литературное образование, театральная мастерская.

Key words

Museum genre, museum-theater, literary education, theater workshop.

Актуальность духовно-нравственного развития и воспитания в условиях введения ФГОС, связана с использованием разнонаправленной и разносторонней работы по активному использованию музейной педагогики в образовательной деятельности младших школьников. «Именно включение музейных форм, технологий и экспозиций школьного музея в работу педагогического и ученического коллективов позволяет выстраивать систему нравственных ориентиров <…>, уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»[4].

Духовно-нравственная проблематика при использовании музейных жанров до сих пор остается малоисследованной областью педагогики. Изучая представление о музейных жанрах, важно выявить факторы, воздействующие на духовно-нравственное развитие ребенка, понимать то, как оно влияет на улучшение качества образовательной деятельности.

Конструктивное предложение своевременно выдвинул Министр культуры РФ В. Р. Мединский, который предложил включить в образовательный стандарт посещение музеев.

Активно  развивающееся направление современного образования – музейной педагогики легло в основу инновационного развития образовательной организации. Реализуя инновационный проект «Школьный музей как ресурс духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС» педагоги пришли к пониманию, что существует не только объективная необходимость научного осмысления данной идеи, но и важна её последовательная и деятельная реализация, в том числе посредством формирования любви к чтению на уроках и во внеурочной деятельности. Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский [2; 6] считали, что человек должен быть истинным патриотом своей родины, всесторонне развитым в физическом и духовном отношении, обладающим единством мыслей, слов и действий.

С введением ФГОС НОО определены новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с опытом чтения, читательской компетентностью.

Также во ФГОС НОО выделено такое универсальное учебное действие, как смысловое чтение, которое относится к метапредметному умению. Смысловое чтение подразумевает обучение чтению: как цели и средству реализации личностных целей читателя; как навыку к разным видам чтения; как понимание, извлечение и использование прочитанного в решении образовательных задач [5].

Актуальность данной проблемы, связана со снижением интереса к чтению книг у взрослого и детского населения, особенно в последние десятилетия.

Перед учителем начальных классов часто стоят вопросы: как сформировать интерес к чтению книг, как воспитать вдумчивого, внимательного читателя? Поиск новых средств духовно-нравственного, художественно-эстетического развития детей, привел нас к использованию музейной педагогики в литературном и языковом образовании младших школьников. Решение широкого спектра проблем, связанных с развитием читательской культуры, позволяет включать элементы музейной педагогики в преподавание русского языка, чтения, математики и других предметов [1]. С этой целью школьный музей был интегрирован в образовательный процесс.

Сегодня школьный музей представляет собой своеобразное собрание, соединение различных жанров. Музей-театр стал новым жанром в работе народного музея боевой и трудовой славы «Память» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза Черновского Семена Александровича». Музейные жанры преломляются в нем с жанрами литературного и театрального искусства.

На методическом объединении учителей начальных классов было предложено использовать в работе школьного музея театральные мастерские.

Основанием выбора данного жанра послужили следующие факторы:

  •  наличие потребности у педагогов к формированию духовности и нравственности посредством творчества;
  • преодоление трудностей образовательного характера в литературном и языковом образовании младших школьников на уроках;
  • усиление влияния музея и кукольного театра на духовно-нравственное воспитание школьников.

Жанр «Музей-театр» органично включается в работу школьного музея, становится основой для изучения культуры, обычаев, преподавания родного языка и литературы. Он формирует читательскую культуру, знакомит с множеством детских произведений. В контексте жанра «Музей-театр» литературное образование ярко выступает как освоение литературы через искусство слова. Именно здесь оно представлено как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знание и умение [3].

Выбранный жанр способствовал развитию интереса к театральной деятельности. Школьники вместе выбирали произведение, спорили, обсуждали распределение ролей в спектакле. Репетиции пьес были продолжительными, проходили с декорациями и реквизитом. После премьеры учащиеся анализировали свое выступление.

В настоящее время школьники с удовольствием составляют сценарии для кукольных представлений, сочиняя и переделывая сказки, изготавливая кукол, участвуя в спектаклях. Так, учащиеся 3-го класса взяли авторское произведение «Честное слово», которое учит честности, ответственности, любви к Родине. Дети тщательно отрабатывали выразительное чтение ролей каждого персонажа, выбирали героев сказки.

Родители вместе с детьми помогли изготовить кукол для нашего театра, смастерить декорации, сделать ширму-занавес.

Все участники кружка оказались замечательными актерами. Это отмечают и наши зрители - родители, одноклассники, учащиеся 2-4 классов.  Были организованы выходы за пределы нашей школы: близлежащий детский сад, а также спектакль увидели ребята из детского дома.

Перед началом работы в жанре «Музей-театр» была проведена входная диагностика литературных предпочтений учащихся и их представлений о театральном искусстве. Полученные результаты показали, что учащиеся 2-4 классов мало читают, поэтому с трудом могут выбрать понравившееся литературное произведение.

Для привлечения родителей к выделенному нами музейному жанру также было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 50 родителей. Анкетирование показало, что родители не в полной мере понимают (37%) важность чтения, не смогли они объяснить, к каким последствиям приводит отказ от полноценного чтения. При следующих встречах мы разъяснили родителям, что чтение – основа грамотного развития детей, оно является необходимым источником всестороннего воздействия на школьника.

Результаты проведенного анализа, позволили сделать вывод, о необходимости системной работы по формированию читательской грамотности у младших школьников средствами жанра «Музей-театр».

В настоящее время под влиянием жанра «Музей-театр» произошли большие изменения в литературном и языковом образовании младших школьников. Учащиеся научились не просто вдумчиво читать, но и делать важные выводы и интересные открытия. Слушая хорошего чтеца, проникаешься настроением исполнителя. Это и есть искусство художественного чтения. Учащиеся стали правильно выражать свои мысли и чувства, а значит придерживаться норм литературной речи. У учеников появилось желание читать лучше, ярче, выразительнее. Учащиеся стали грамотнее читать, говорить и писать. Созданная театральная мастерская смогла объединить детей и родителей. Учащиеся вместе с родителями не только изготавливали кукол и декорации, но и разбирали произведения, учили роли, коллективно работали над замыслом будущего спектакля. Это в свою очередь способствовало не только формированию коммуникативных качеств, но и формированию грамотного, осознанного чтения. В результате к концу 4 класса ученики улучшили навык чтения по всем параметрам (правильность, осознанность, выразительность) (рис.1).

        Своеобразным итогом использования музейных жанров явилось повышение интереса и внимания младших школьников к чтению высокохудожественной детской литературы. Творческим итогом, своеобразным литературным отчетом нашей работы в жанре «Музей-театр» стал выпуск альбома «Наше творчество», также были созданы музейные уголки с куклами, которые были использованы в спектаклях.

Современное развитие школьного музея, его воспитательное воздействие на школьников более всего проявляется в инновационных процессах, частью которых является изучение и активное использование музейных жанров как средства литературного образования во внеурочной деятельности. Благодаря чему у младших школьников возросло познавательное, воспитательное, эстетическое восприятие литературы.

В ближайшей перспективе нам предстоит разработать и внедрить тематические театрализованные экскурсии.

Литература

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2009. – 24 с. - (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.
  2. Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений : статьи и публикации [Текст] / Н. А. Добролюбов.- В 3 тт. - Москва : Советская Россия, 1984. - Т. 3. - 688 с. -ISBN 5-280-00066-3 / 5280000663.
  3. Кутузов, А. Г. В мире литературы : учебник-хрестоматия 9 класс / А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, К. С. Романичева и др. ; под ред. А. Г. Кутузова. — В 2-х ч. — 8-е изд., стереотип. — Москва : Дрофа, 2006. - Ч. 2 — 350 с. — ISBN 5-358-00951-5.
  4. Послание президента РФ Федеральному собранию//Известия. – 2007. – 27 апреля. – С. 3.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / под ред. Н. В. Гончарова - Москва : Просвещение, 2016. – (Стандарты второго поколения). – 47 с. – ISBN 978-5-09-022995-1.

6. Чернышевский, Н. Г. Собрание сочинений [Текст] / Н. Г. Чернышевский. - В 10 тт. – Москва ; Ленинград : Художественная литература, 1962. - Т. 5. - 620 с. - ISBN 5-88274-083-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский театральный клуб как средство литературного развития младших школьников

Анализ литературного произведения  сложен для учеников начальной школы. В статье предложен игровой деятельностный подход  к  изучению литературы в форме создания детского теат...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Использование приёмов рациональных вычислений как средство развития мышления младших школьников

Обобщение опыта по данной теме является актуальным, так как умение "рационально" производить вычисления, характеризуют довольно высокий уровень математического развития ученика....

Статья "Использование технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе"

Статья  с обобщением опыта работы по технологии продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности) на  уроках литературног чтения....

Использование репродукций художественных произведений как средство развития воображения младшего школьника

В данной работе рассматривается такой приём, как работа с репродукциями произведений, который открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культур...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...