Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"
учебно-методический материал
Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tpd.rar | 386.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта (20.03.2017)
«Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младших школьников» Слайд1
Условия возникновения опыта
- целостное гармоничное развитие личности школьника
- овладение основными компонентами учебной деятельности
- формирование готовности к самообразованию
- определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Актуальность СЛАЙД2
«Начальная школа должна
стать не «школой навыка»,
а первым опытом ребенка
в образовании –
местом пробы своих сил,
пространством раскрытия
личностного потенциала
и школой взросления».
- Тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.
- Приоритет развивающей функции обучения.
- Раскрытие индивидуальных возможностей личности младшего школьника
Ведущая идея педагогического опыта
- создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников путем применения проблемных ситуаций в учебной деятельности.
Новизна опыта
- Новизна опыта заключается в комбинировании элементов технологии проблемного обучения в решении проблемы активизации познавательных интересов младших школьников.
Задачи:
- создать условия для достижения высокого уровня обученности на основе укрепления познавательного интереса;
- содействовать развитию учебной мотивации учащихся на основе системного применения проблемных ситуаций;
- организовать работу по формированию познавательной самостоятельности ученика и развитию его творческих способностей.
Тенденции развития современного общества, обозначенные в стратегии Российской Федерации до 2020 года, предъявляют новые требования к образованию, результаты которого должны иметь характер универсальных умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего развития, интеграцию знаний и представлений обучающихся.
Увы, никакие призывы, ни новые программы, ни блестящие учебники не принесут успеха в обучении, если не будет собственного понимания – для чего? зачем? как? Есть одно важное (по крайней мере, для меня) обстоятельство: свобода выбора методологических подходов, методов и способов, из которых и складывается тот самый перспективный путь в преподавании – «авторские» находки, построенные на личном творчестве, апробированные на собственном опыте работы, дающие хорошие результаты, и есть система работы. Правда, это трудный и очень ответственный путь, но его надо проходить всем.
Переосмысляя цели и ценности образования с позиции новых государственных стандартов, приоритетами я считаю развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных и метапредметных действий как основного фундамента для последующего обучения, позволяющего школьнику ориентироваться в различных предметных областях познания. Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Именно решение этих задач являются для меня основополагающими.
1.2. Стандарты нового поколения.
Стандарты нового поколения - система универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями даст обучающимся возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Развитие универсальных учебных действий обеспечит формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определят условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные действия.
Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2.Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации урочной и внеурочной деятельности школьников. В рамках образовательной системы «Школа 2100», в которой я работала, используются следующие технологии.
2.2. Проблемно- диалогическая технология открытия новых знаний
СЛАЙД 5( этапы проблемно-диалогического урока)
Проблемно- диалогическая технология открытия новых знаний, в основе которой специально организованный учителем проблемный диалог, является одним из основных методов на уроках, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, так как даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного на уроке диалога. Сначала создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.
СЛАЙД6,7,8
На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Использую три основных метода постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. СЛАЙД 9
Использование проблемных ситуаций на уроках
в начальной школе СЛАЙД 14
Создание проблемной ситуации на уроке – это подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Осознание сути противоречия, затруднения, возникшего после предъявления того или иного невыполнимого практического задания, стимулирую соответственно фразами:
- Вы можете выполнить это задание? В чём затруднение?
- Почему не получается выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Следующий шаг диалога представляет собой одну из двух фраз:
- Какова же будет тема урока?
- Какой возникает вопрос?
Работать над созданием проблемных ситуаций на уроках я начала, когда познакомилась с УМК "Школа 2001",далее "Школа 2100". Одной из особенностей этой системы является создание коллизий. Разработала систему вопросов и заданий для создания проблемных ситуаций на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
- Почему…? (Какова причина…?)
- Что изменилось бы, если бы…?
- Чем отличается…от…?
- Что объединяет…и…?
- Чем можно объяснить…?
- Какие условия необходимы, чтобы…?
- Какой вывод можно сделать?
- На каком основании сделан вывод?
Это вопросы, которые не только учитель задает ученику, но и ученик - учителю.
Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений.
Технология проблемного диалога универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.
Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока - при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с удивлением" и возникшие "с затруднением". СЛАЙД 15
Перечень приемов создания проблемных ситуаций представлен в таблице.СЛАЙД16
Основные приемы создания проблемной ситуации СЛАЙД 17 18
1.Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений.
(Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?)
2.Сталкивание мнений вопросом или практическим заданием на новый материал.
3.Выявление житейского представления, а затем предъявление научного факта сообщением, экспериментом, наглядностью, расчётом.
4. Дать практическое задание, которое нельзя выполнить.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
6. Дать практическое задание, сходное с предыдущим и доказать потом, что оно невыполнимо.
Выходы из проблемной ситуации Слайд19
Примеры проблемных ситуаций, возникающих на уроке Слайд 20,21,22,23
Приложения
Достоинства и недостатки данной технологии СЛАЙ 24, 25
ВЫВОД Слайд 26
1.Использование технологии проблемного диалога создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.
2.Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач.
3.Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.
4.Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.
Слайд 27 Цитата Ш.А.Амонашвили
Спасибо за внимание
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Проблемная ситуация, вызванная затруднением.
1 Дети решают задачи:
- Раздели 63 конфеты между 7 детьми поровну. Ск. конфет получит каждый?
- Можно ли между этими детьми разделить 64 конфеты?
2. Практическое задание «на ошибку»
83:9=9 (ост.2) 75:8=8 (ост.11) 56:8=7 (ост.0) 69:7=8 (ост.13)
- не вычисляя, найти ошибку
Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
4. Тема урока: Нахождение делимого при делении с остатком.
Сравни равенства: х : 7 = 9 и е : 7 = 9 (ост. 3)
- Реши уравнения
- Как найти неизвестное число во 2 равенстве?
- Рассмотри, как это сделали 3 ученика:
1 ученик: 9х7=63
2 ученик: 9х7-3=60
3 ученик: 9х7+3=66
- Кто из них прав?
5. Тема урока: Сложение и вычитание 3-ых чисел.
45+32 245+432 67-24 767-624
- Чем похожи выражения? В чем их различие?
- Вычисли значение первого выражения. Как найти значение второго выражения?
- Кто сможет сформулировать тему урока?
Проблемная ситуация, вызванная затруднением
8. Тема урока: Задачи с недостающими данными.
Прочитай задачу:
На ферме 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Ск домашних животных живет на ферме?
Ты сможешь решить задачу? Если сможешь, реши.
Почему нельзя решить данную задачу. Объясни, почему.Как можно назвать эту задачу?
Приложение 2
Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, самалет. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове самолет, а у других – два.
-А что, существуют слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове самолет?)
Выясняют значение слова (сам летает).
-Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)
- Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова?
- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
3.Тема: Признаки однокоренных слов.
Задание: запишите слова гусь, гусеница, гусыня, гусята
- подчеркните лишнее слово
Дети называют лишние слова, доказывают свой выбор.
В ходе обсуждения приходят к единому мнению: гусеница – лишнее слово
Формулируют один из признаков однокоренных слов, называют тему урока.
5.Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Дети записывают под диктовку слова: вестник, чудесный, прелестный, честный, известно.
Проверяют правильность написания слов, находят орфограммы
Возникает проблемная ситуация:
- Как написать слово чудесный с т или нет?
Дети предлагают свои варианты решения данной проблемы.
6.Тема: Как различить родительный и винительный падежи одушевленных существительных 2 склонения.
Дети записывают предложения: У коня длинная грива. Мальчик гладит коня.
Задание: определить падеж сущ. коня. Возникает проблемная ситуация. Дети не могут правильно падеж определить падеж.
Формулируют тему урока.
Учитель диктует еще предложения: У лисы красивый мех. Мальчик рисует лису.
Учитель просит определить падеж сущ. лисы, лису. Дети определяют падеж сущ, доказывают правильность выполненного задания. (в 1 скл в Р.п. окончания ы, и, В В.п. у ю)
Учитель просит детей заменить сущ. Коня на сущ лиса в предложениях.
Просит сделать выводы.
Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением» Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения
- Русский язык, 3 класс.
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах «т» не произносится? И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова».) 2. Окружающий мир, 3 класс.
Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? («Грибы», «Что такое грибы».)
3. Математика, 2 класс.
Учитель делает на доске запись 2 + 5· 3 = 17 и 2 + 5· 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.) Математика, 3 класс.
Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143,534 - 216,328-174. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные. Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?
(Шаг 1.)Ученики: Очень мало, почти нет.
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
Шаг 2. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле Обучающиеся испытывают удивление.)
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. 1. Математика, 2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?»- практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще. Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Прием 6. Самый сложный в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Приём «яркое пятно»
Русский язык, 1 класс. Тема: «Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']».
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей.
Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].
Учитель: Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - спросила мышка.
- Что ты, ты еще малышка! Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м'].
Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)
Математика, 1 класс. Тема: «Числовой отрезок».
Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности. Проблемные вопросы по окружающему миру:
- На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
- Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
- Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения? - Что случится, если растения исчезнут?
- Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
- Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
- Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
Являются ли родственными (однокоренными) слова: Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
- Что объединяет записанные слова? Какое из них «лишнее»?
Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
4.Постановка проблемных задач.
а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Знайка съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
- Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
б).Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела. (Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
в). Задачи с заведомо допущенными ошибками. Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Иногда предлагаю «найти ошибки» в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти «верное»решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.
г). Задачи с противоречивыми данными.
- На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
- В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа? (Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу) д). Нестандартные тексты задач.
Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности.
е). Творческие задачи. Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Задания «Страничка для любознательных» 5.Выполнение проблемных теоретических и практических заданий. Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
-Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.
- Ситуация выбор
(до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...ревне
(про)читал (про) город
(на)кричал (на)с...баку
Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные
У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
- Ситуация неопределенность.
Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.
- Ситуация несоответствие.
Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.
Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.
Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.
- Ситуация неожиданность
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: «Использование ИКT - как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников»
творческий отчет...
Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....
Обобщение педагогического опыта по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Текст выступления (с презентацией) по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"...
"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников
Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....
Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)
Вспомним свои школьные годы, как нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...
Методическая разработка по теме "Способы активизации учебной деятельности младших школьников на уроках музыки"
Презентация с учебным материалом....
Новые технологии дистанционного обучения: виртуальная доска Padlet как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Новые технологии дистанционного обучения: виртуальная доска Padlet как средство активизации учебной деятельности младших школьников...