Грибное лукошко
материал
Предварительный просмотр:
Воспитатель Карева Е.А
Занятие «Грибное лукошко» (подготовительная группа)
Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции
Лепка по замыслу
Задачи.
Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке.
Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы и композиции.
Закрепить представление об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберёзовик, лисички, опята, волнушки, мухомор).
Воспитывать интерес к природе.
Предварительная работа. Уточнение представлений о грибах, рассматривание изображений в иллюстрированных научно-популярных изданиях для детей; рисование грибов по представлению или с опорой на фотографию (дидактический рисунок); беседа о пластинчатых и трубчатых грибах (обсуждение различий по внешнему виду шляпки). Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, зубочистки, салфетки бумажные или матерчатые. Для показа детям комплект карточек с изображениями грибов, разные варианты корзинок, лукошко, кузовок. Рекомендуемые учебно-методические издания, наглядность. Плакат «Еловый лес», «Дубрава», «Берёзовая роща», «Грибная полянка». Технологические карты по лепке «Грибы», «Корзинка» Книга «Мы лепили, мы играли» (автор И.А. Лыкова).
Содержание занятия.
– В стране Лукоморье наступила Весна. Вспомните характерные особенности весны. (появление проталин, снег начинает таять, становится теплее) Весна приходит и в лес.
Игра «Добрый лес».
– Я буду читать стихи и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны.)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба.)
Ждут вас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
Паучок на паутинке, (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)
И кузнечик на травинке! (Пальцами левой руки выполняем от плеча правой руки перебирающие движения вниз.)
Мышка, мышка, серое пальтишко. Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью.)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты в локтях. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону.)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке».)
Шёл по лесу серый волк, серый волк зубами щёлк! Он крадётся за кустами, грозно щёлкает зубами! (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд.)
Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки. По болоту скок-скок-скок, под мосток и молчок! (Ноги на ширине плеч, прыжки с продвижением вперёд.)
Ой, ты дедушка-ежок, не ходи на бережок! Там промочишь ножки, тёплые сапожки! (Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена.)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! (Лёгкий бег врассыпную: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади, ладошки друг к другу – легко прыгают.)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.)
По тропинке мы гуляли, на полянке скакали, подружились мы с тобой, нам теперь пора домой. (Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба.)
Подвигались .Это хорошо.
Ребята, к нам пришло письмо от белочки, в нем буквы. (Р Б И Г ) Давайте составим слово из этих букв.( дети составляют слово гриб) Получилось слово ГРИБ. Белочки очень любят грибы, поэтому сегодня о них много загадок.
Воспитатель читает детям загадки о грибах (картинки грибов показывать)
Дети! Отгадайте загадки!
Весь Антошка — Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт — Он подрастёт. (Ответ: Гриб)
Мы вчера в лесок зашли
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. (Ответ: Гриб)
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает — повезло! (Ответ: Гриб)
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый… (Ответ: Боровик) Еще его называют БЕЛЫЙ гриб
На опушке под сосной
Их в траве нашли с тобой.
Мы несём их в кузовке,
Трудно удержать в руке:
Скользкие ребята.
Что у нас? — …
(Ответ: Маслята)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я — … (Ответ: Подосиновик)
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Ответ: Подберезовик)
Вот и модницы сестрички,
И у них свои привычки —
Шляпки есть любого цвета,
Ты проверить можешь это. (Ответ: Сыроежки)
Утром рано под кустами
Отыскались просто сами!
На пеньке — как на скамейке,
Развесёлая семейка! —
На подбор грибы — ребята
Под названием … (Ответ: Опята)
Бегать вовсе не умеют,
Огоньком в траве желтеют,
Без хвостов они с сестричкой,
Хоть зовутся и… (Ответ: Лисички)
Этот гриб растет в теплицах,
В грядках влажных в торфяницах,
Шляпка – беленький шиньон
Это — точно … (Ответ: Шампиньон) Шампиньоны растут в теплицах круглый год! Очень вкусные грибы! Шампиньоны, лисички, белые, подберезовики, маслята, подосиновики, опята, сыроежки-это грибы, которые МОЖНО есть. Значит СЪЕДОБНЫЕ.
Мы знаем, что есть съедобные грибы и несъедобные грибы. Какие же грибы несъедобные? (ответы детей)
Молодцы! Все загадки отгадали.
Вы знаете, что грибы растут не только летом и осенью, но и весной. Это сморчки, строчки (фото грибов показать)
«Сказка о грибах».
– Каждый гриб имеет свой характер. Чем отличаются грибы друг от друга? (Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.) Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой. Какой характер может быть у подосиновика? (Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.) Какой может быть поганка? (Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)
– Какого цвета пластилин мы выберем для того, чтобы слепить грибы? (Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки – светлыми.) Рассмотрите фотографии разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем лепим ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте – необходимо сделать фон. Какой? (Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.)
Воспитатель показывает детям лукошко, туесок, короб, корзинку (реальные бытовые предметы, игрушки или их изображения) и предлагает слепить грибное лукошко или корзинку, а потом наполнить разными грибами. Просит детей сравнить, чем похожи и чем отличаются все эти корзинки и лукошки. Дети замечают отличия: одни предметы сплетены из веточек или прутиков, другие - из бересты или лыка; одни имеют круглую форму днища, другие квадратную или прямоугольную. Но независимо от этих особенностей общей формы или способа плетения, все корзинки или лукошки вместительны, пустые (полые), чтобы в них можно было что-то положить, и имеют ручку, за которую можно нести и держать. Воспитатель спрашивает, как дети будут лепить грибное лукошко (или корзинку, туесок, короб - в зависимости от наличной натуры). Дети приходят к выводу, что грибное лукошко (корзинку) лучше всего сплести из отдельных валиков (колбасок) - круглых или сплющенных в ленту. Воспитатель подсказывает разные способы плетения грибного лукошка (корзинки) - показывает слепленные заранее варианты корзинок, готовую технологическую карту или рисует схему на доске (мольберте). См. рисунок.
Затем педагог выставляет карточки с изображениями грибов, проводит краткую беседу об особенностях внешнего вида разных грибов и обращает внимание на строение нижней части шляпки грибов трубчатых (боровик, подберёзовик, подосиновик, маслёнок) и пластинчатых (сыроежки, грузди, волнушки, опята). Нацеливает детей на поиск изобразительно-выразительных средств (нижняя часть шляпок трубчатых грибов похожа на подушку с мелкими порами - их можно проткнуть зубочисткой или остриём карандаша; нижняя часть шляпок пластинчатых грибов похожа на гармошку - полоски идут как спицы зонтика, их можно процарапать стекой - от ножки к краю). Дети лепят сначала грибные лукошки или корзинки, потом грибы. Составляют композиции, дополняя их выразительными деталями - лепными листочками, улитками, жуками. В конце занятия воспитатель рассказывает или напевает русскую песенку «Грибочки»:
Я по лесу по осеннему бреду, Я грибочки в кузовок соберу, Я в осиннике рыжики беру, По березничку - березовики, По сосновым пням - опёночки, А под ёлкой - белый гриб боровик.
После занятия. Рассматривание и дополнение лепных композиций «Грибное лукошко».
Белочка с вами прощается, ребята. Спасибо за грибочки! Список литературы
Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-griby/
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки»
Приложение
Г Р И Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "С лукошком за грибами"
Цель. Расширить знания учащихся о грибах.Задачи урока. Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать пр...
Грибное лукошко
Фото грибов со стихами. Пригодится при изучении темы "Грибы"...
внеклассное мероприятие "Грибное лукошко"
уточнение представления детей о видах грибов. расширение кругозора...
тренажер таблица умножения Грибное лукошко
тренажер для закрепления таблицйы умножения. может использоваться для пятиминутного счета в начале урока...
Разработка внеклассного мероприятия "Грибное лукошко"
Внеклассное мероприятие по окружающему миру для обучающихся 4 класса...
Грибное лукошко
презентация для урока рисования во 2 классе "Грибное лукошко"...
Экологическая игра "Грибное лукошко"
Экологическая игра «Лукошко грибника» расширит представления детей о царстве грибов, поможет создать условия для закрепления знаний о съедобных и несъедобных грибах, правилах сбора, выявле...