Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "С лукошком за грибами"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Заец Алена Олеговна

 

Цель. Расширить знания учащихся о грибах.

Задачи урока.

   Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать правила сбора грибов.

   Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать.

   Воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью.

Тип урока. Урок – поиск

   Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

   Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей её решения.

   Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_lukoshkom_za_gribami.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

С лукошком за грибами

Окружающий мир       1 класс

Тема. « С лукошком за грибами».

Цель. Расширить знания учащихся о грибах. 

Задачи урока.

   Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать правила сбора грибов.

   Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать.

   Воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью.

Тип урока. Урок – поиск

   Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

   Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей её решения.

   Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств.

Педагогическая технология. Технология проблемно – диалогического обучения (Е.Л. Мельникова).

Особенности роли учителя. Учитель занимает активную позицию организатора учебного процесса.

Организация работы. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: - презентация к уроку;

                            - карточки к оформлению доски;

                            - банка земляничного варенья, баночка грибов, лист бумаги, меховая шапка, лекарственный сбор;

                            - карточки для чтения (загадки);

                            - демонстрационные рисунки к правилам сбора грибов;

                            - части гриба;

                            - демонстрационные рисунки грибов (в том случае, если не будет возможности использования ИКТ)

                           

Для учеников: - лист бумаги;

                        - цветные карандаши;

                        - клей.

Учитель: Заец А.О. (Новоуральская СОШ)

Ход урока

этапа

Учитель

Ученики

1

Организационный момент

- У вас хорошее настроение?

- Что хочется сделать?

- Сегодня у нас не совсем обычный урок, у нас много гостей.

2

Страничка наблюдения за погодой

3

Мобилизирующий этап, переходящий в формулирование темы и целей урока

(На экране слайд  о лесе – 1мин.)

- Просмотрите фрагмент видеофильма. Что вы сейчас увидели?

- Часто лес называют щедрым. Почему?

- Посмотрите на эти предметы. Все ли их можно назвать подарками леса?

( На предметном столике расставлены: банка земляничного варенья, связка сухих грибов, лист бумаги, меховая шапка, лекарственный сбор.)

- Расскажите, как данные предметы связаны с лесом.

- Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку:

       И на горке, и под горкой,

       Под берёзой и под ёлкой,

       Хороводами и в ряд

       В шапках молодцы стоят.

- Верно, это грибы, и речь сегодня пойдёт о них.

- Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием? (Что бы вы хотели узнать о грибах?)

(Вопросы по мере их поступления записываются на доске.)

- Какую цель мы можем поставить перед собой на этот урок?

- Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.

- Лес

- Грибы

1.ЧТО ТАКОЕ ГРИБЫ?

2.ВСЕ ЛИ ГРИБЫ МОЖНО СОБИРАТЬ?

3.КАКИЕ БЫВАЮТ ГРИБЫ?

4.КАКУЮ ОПАСНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ГРИБЫ?

5.ГДЕ, КАК И КОГДА РАСТУТ ГРИБЫ?

Ответить на поставленные вопросы.

4

Знакомство с новым материалом

1.Актуализация знаний

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

- Что вы можете сказать о грибе как об объекте?

(На доске составляется схема)

        Природа

     Живая                                Неживая

Растения      Животные

   

             Грибы

- Что мы относим к живой природе?

- К какому миру живой природы их можно отнести?

- Почему?

- Какие части растений вам известны?

- Есть ли они у грибов?

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

- А к миру животных?

- Почему?

- Так что же такое грибы?

- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

(На доске добавляется табличка грибы)

2.Беседа о грибах.

- Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за выпуклые губчатые шляпки.

   Жареные, вареные, солёные грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.

   Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились ещё больше – он потянул на 168 кг.  

   Грибы обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны.

Мы с вами узнали, что такое грибы. Этих знаний достаточно, чтобы взять лукошки и смело отправляться в лес за грибами?

- А что ещё необходимо знать?

- Что вы можете сказать о том, какие грибы можно собирать, а какие нет?

- Да, грибы бывают съедобные, несъедобные и ядовитые.

На доске карточки:

Съедобные   Несъедобные   Ядовитые

- Вот об этом мы с вами сейчас и поговорим.

   А речь пойдёт о грибах, которые произрастают в наших сибирских лесах.

   А теперь отгадайте загадки.

(Подготовленные ученики загадывают загадки)

       

(На экране слайд с изображением белого гриба)  

   Белый гриб (боровик) – самая желанная находка грибника – красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название он получил из-за своей мякоти: она белая на разрезе не меняет цвета, остаётся белой и у высушенного гриба, и у вареного. В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится жёлто-зелёным. А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от тёмно-коричневой до светлой, почти белой. Растёт гриб в еловых, сосновых и берёзовых лесах.

(Слайд 4)

   У белого гриба есть опасные двойники. Эти грибы называются – жёлчный и сатанинский. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтоватая, как у боровика,

а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленные шляпки двойников вначале покраснеют, а затем почернеют. Эти грибы не обладают ядовитыми свойствами, но горьки невероятно и испортят всё блюдо. Они считаются несъедобными.

(Слайд – подберёзовик)

   Подберёзовик (берёзовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от тёмно-коричневого до белого. Это очень распространённый съедобный гриб. Его называют «обабок», «бабка», «серый гриб», «черныш». Встречается в берёзовых или смешанных с берёзой лесах. Растёт одиноко и группами.

(Слайд – лисички)

   Лисички – известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают они лисий мех, за что и получили своё название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдёшь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь ещё. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.

(Слайд – сыроежки)

   Сыроежки – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. Но хотя большинство сыроежек съедобны, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.

(Слайд 8)

   У зелёной сыроежки тоже есть двойник – самый опасный гриб наших лесов – бледная поганка. Берегись её! В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка её будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зелёный, жёлто-зелёный, в середине обычно темнее, чем по краям. В верхней части ножки есть плёнчатое кольцо.

(Слайд – опята)

   Опёнок осенний растёт большими группами на пнях, корнях и около стволов живых и погибших деревьев. Появляются грибы в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибники собирают их мешками. Мякоть у опят белая с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками. (Слайд 10)

   Неопытный сборщик грибов вместо настоящих опят может набрать ложных. Это ядовитые грибы. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато-жёлтая, на ножке плёнка, похожая на кольцо. У ложных опят жёлто-зелёная или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.

(Слайд 11)

   Шампиньон обыкновенный – гриб белого или сероватого цвета. Мякоть белая, но на разрезе розовеет. Шампиньон можно встретить на лугу, на пастбище, в саду, в парке. Этот гриб специально выращивают и продают в магазинах. Шампиньон ценный съедобный гриб.

(Слайд 12)

   Маслёнок получил своё название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки. Это съедобный гриб.

(Слайд 13)

   Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Он любит осиновые леса.

(Слайд 14)

  Подосиновик (осиновик, красный гриб). Это один из самых любимых грибов, так как его легко обнаружить, к тому же он очень красив. Молодые грибы имеют белый крепкий пенёк, увенчанной красной шляпкой. Окраска сверху красная, оранжевая или жёлтая. Мякоть гриба в изломе и при обработке чернеет.

(Слайд 15)

   Когда мы слышим название мухомор, то представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Это ядовитый гриб.

- Вот как разнообразен и богат мир грибов.

- Что нового узнали о грибах?

- Что ещё нам предстоит узнать?

Физкультминутка.

Дети утром рано встали

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,

Белый гриб  в траве нашли.

На  пеньке растут опята.

Наклонитесь к ним, ребята!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь,

Дети сели отдохнуть.

Они относятся к живой природе, так как рождаются, питаются, размножаются, умирают.

Растения и животных.

К растениям.

Они растут на земле.

Стебель, корень, листья, плод с семенами.

Нет листьев, стебля, веток.

Нет.

Нет.

Это особый мир природы: ни растения, ни животные.

   Нет.

   Все ли грибы можно собирать.

          Плотный, крепкий, статный,

          В шляпке бурой и нарядной.

         Это гордость всех лесов,

          Настоящий царь грибов!

Белый гриб

          Серенькие шапки,

          Рябенькие ножки,

          Под берёзою растут.

          Как их зовут?

Подберёзовики.

          Ходим в рыженьких беретах,

          Осень в лес приносим летом –

          Очень дружные сестрички,

          Называемся…

Лисички

          Вдоль лесных дорожек

          Много белых ножек

          В шляпках разноцветных,

          Издали приметных.

          Собирай, не мешкай –

          Это…

Сыроежки

          Нет грибов дружней, чем эти,-

          Знают взрослые и дети:

          На пеньках растут в лесу,

          Как веснушки на носу.

Опята

          Расту я, братцы не один.

          Из теплицы – в магазин.

Шампиньон

 

          На опушках, просеках,

          В ёлочках и сосенках,

          Словно бы после дождя,

          Шляпки их всегда блестят.

Маслята.

          Этот гриб во мху под ёлкой

          Звонче всех хрустит в засолке.

Груздь.

          Я родился в день дождливый

          Под осиной молодой,

          Круглый, гладкий и красивый,

          С ножкой толстой и прямой.

Подосиновик

          А это – красавец на беленькой ножке.

          Он в красненькой шляпке,

          На шляпке горошки.

Мухомор

Ответить на 3 и 4 вопросы.

Ходьба на месте

Приседание

Наклоны

Прыжки

Потягивание – руки вверх

Ходьба на месте

Дети садятся за парты

5

Изучение частей гриба

(В конверте: шаблон гриба из картона, части гриба – шляпка, ножка, грибница, споры)

- Ребята, у вас на парте есть конверты. Достаньте содержимое конвертов и обсудите в паре, что это.

 - Верно, это части гриба.

- Какая часть гриба часто упоминается в загадках?

 - Все грибы, о которых мы с вами говорили, называются шляпочными.

На доске карточка: шляпочные.

 

- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

- Как можно назвать эти части?

- Из чего состоит надземная часть?

Давайте приклеим их к нашему шаблону. Сначала возьмите шляпку. А теперь –

ножку.

- Судя по названию, что у грибов полезнее всего?

Вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.

- Что ещё было в конверте?

Это подземная часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

- Кто знает, как эта часть гриба называется правильно?

- На самом деле подземная часть гриба называется грибница.

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?

- Нити грибницы образуют подземную паутину, а на её сплетениях пробиваются вверх плодовые тела. Приклейте грибницу.

Зачем грибам нужна грибница?

- Грибы с помощью грибницы получают питание от деревьев, пней, а грибница в свою очередь, снабжает дерево влагой и полезными веществами. Вот как важна грибница!

- Все части гриба вы назвали?

- А что это?

- В шляпке гриба созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. Куда вы приклеите споры?

-  Итак, из каких частей состоит гриб?

- Давайте разместим ваши грибы на нашей лесной полянке.

- Ребята, вы хорошо усвоили, из каких частей состоит гриб. А знаете ли вы, как нужно собирать грибы? Обсудите этот вопрос в парах и подготовьте ответ.

- Посмотрим как вы поработали в парах. Составим правила сбора грибов.

(На экране слайд «Правила сбора грибов»)

Части гриба.

Шляпка.

 

 Одна его часть находится под землёй, другая – над землёй.

   Подземная и надземная.

   Из ножки и шляпки.

 

 

Наверное, шляпка.

Корни.

Она состоит из нитей, похожих на паутину.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Нет, ещё что-то осталось.

Молчание.

Шляпка, ножка, грибница, споры.

Работа в парах.

  1. Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
  2. Не бери грибы, которых не знаешь.
  3. Не сбивай ядовитые грибы – они служат лекарством для животных.
  4. Сухие шляпки грибов повесь на ветку дерева – созревшие споры ветер разнесёт по лесу.

6

Знакомство с разнообразием грибов

(Показываю кусочек хлеба, покрытый плесенью)

- Что это?

- Кто сможет сказать, что такое плесень?

- Плесень – это тоже гриб. Давайте попробуем разобраться, из каких частей состоит плесень.

- Из грибницы и плодового тела.

- Чего явно нет у плесени?

- Можно плесень назвать шляпочным грибом?

- А как бы вы её назвали?

На доске карточка: плесневые

- Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарство, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин?

   Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.(Показать)

Плесень.

Ответы детей.

Ответы детей.

Шляпки.

Нет.

Плесневый гриб.

7

Обобщение. Подведение итогов.

Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах.

- Какое же значение имеют грибы в природе?

- А как человек использует грибы?

- Все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?

- Итак, что нового узнали на уроке?

- Где эти знания вам могут пригодиться?

- На все вопросы ответили?

- О том, где, когда и как растут грибы; какую опасность они представляют, мы поговорим на следующем уроке.

- На память о сегодняшнем уроке, вам, ребята, и нашим гостям я хочу подарить  памятку с правилами сбора грибов и рисунками грибов нашего края.

Питают деревья, служат кормом для животных.

В пищу.

Не все, так как среди них есть ядовитые.

Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Грибы"

многообразие грибов, плесневые грибы, съедобные грибы, ядовитые грибы, почему гриб назвали "белый"?...

Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы

Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А....

Урок окружающего мира 3 класс "В царстве грибов"

Урок работы с информацией учебника....

презентация к уроку окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива". Тема: Грибы

Данная презентация содержит материал темы урока "Грибы" окружающего мира   2 класса....

Конспект урока окружающего мира (2 класс ПНШ) "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"

Конспект урока с практической работой.Предварительно учащиеся проводят опыт по выращиванию плесени на хлебе....