Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Растим читателя» для детей старшей группы «Волшебный мир сказок»
план-конспект
Участие в областном конкурсе методических материалов «Растим читателя», направленных на реализацию региональной образовательной технологии «РROчтение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rastim_chitatelya.docx | 902.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Кондоль Пензенского района Пензенской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Растим читателя»
для детей старшей группы
«Волшебный мир сказок»
Воспитатель: Митяева Юлия Анатольевна
С.Кондоль
2019 г.
Цель: приобщение дошкольников к детской художественной литературе, создание условий для начального литературного образования дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
формировать воссоздающее воображение;
помогать детям осмысливать не только поступки персонажей, но их чувства;
учить их видеть скрытые мотивы поступков героев.
Развивающие:
развивать и закреплять устойчивый интерес детей к книге;
Воспитывающие:
воспитывать любовь к художественному слову;
помогать детям осознавать их собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.
Возраст детей:
5-6 лет
Образовательная область:
речевое развитие (познавательное, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие)
Словарная работа: Баба Яга
Тип занятия: интегрированное занятие по обобщению и систематизации.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Игровая ситуация с использованием художественного слова, показ и объяснение, драматизация.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми;
самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материалы:
Посылка, книги, бутафорская книга с перепутанными страницами, иллюстрации с героями сказок : «Колобок», «Лиса и Заяц», «Красная Шапочка», куклы бибабо к сказке «Колобок», маски и реквизит к сказкам «Лиса и заяц», «Красная Шапочка», сундучок, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, листы бумаги (на выбор детей), магнитная доска, презентация с иллюстрациями, компьютер, прожектор.
Предварительная работа: Чтение сказок, проведение дидактических игр, загадывание загадок. Подбор пословиц о книге (работа с родителями). Выставка книг : «Моя любимая сказка» (работа с родителями).
Рисунки детей по сказкам. Изготовление масок, атрибутов.
Ход НОД.
- Вводная часть
Мотивация (игровая)
Под музыку выходит Почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин. Принес вам посылку из Простоквашино. Только я вам её просто так не отдам, потому что устал и настроение у меня плохое! Вы должны будете отгадать что там .
Печкин обращает внимание детей на красивый сундучок и предлагает подумать, что там может быть? (предположения детей).
-Сейчас я загадаю вам загадки и вы сразу отгадаете что там.
-Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
-Кто молча учит,
Без языка, а обо всем говорит? (Книга)
- Есть такая пословица, книга – это наш друг. А почему? (ответы детей)
-Правильно, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги учат нас, помогают разобраться в самых разных вопросах. А еще они могут развеселить и развлечь нас. Из книг мы узнаем много нового.
- А какие вы пословицы о книгах знаете?
Предполагаемые ответы детей:
«Книга растит человека»,
«Возьми книгу в руки – не будет скуки!»
«Хорошая книга - лучший друг».
«Кто много читает, тот много знает».
«Книга поможет в труде, выручит в беде».
Печкин: Молодцы! Вот Ваша посылка, получите, распишитесь!
Уходит.
II Основная часть
Воспитатель открывает посылку:
- Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка — это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки?
Воспитатель: Нам прислали книгу, которая называется «Книга сказок». Хотите посмотреть?
Дети рассматривают иллюстрации и видят, что все герои из сказок «перепутаны».
Воспитатель: Ничего не могу понять! Что произошло? Ребята, а вы заметили что-то необычное?
Дети высказывают свои предположения: «здесь герои из разных сказок, но они все не в своих сказках». Из книги неожиданно вылетает записка.
Воспитатель:
«Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда ругает,
Сказки слушать не даёт?» (Баба Яга).
Воспитатель: Кто это, ребята?
Вы догадались? А вы знаете, почему её зовут баба Яга? От слова «ягать», что в старину значило «кричать, ругаться». Ребята, надо навести порядок в сказках, как вы думаете, что нужно для этого сделать?
Выслушиваются варианты детей: «надо сделать так, чтобы все герои были в своих сказках», «надо пройти испытание», «надо помочь героям вернуться в свои сказки».
Дети закрывают глаза, на доске появляется картинка, с изображением эпизодов из разных сказок.
Воспитатель: Интересно, в какую сказку мы попали?
Варианты детей
(читает загадку)
«По сусекам скребён,
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ...» (колобок)
Ребята, вы помните эту сказку? Я предлагаю разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам картинку с эпизодом сказки. Вы, глядя на картинку, постарайтесь обыграть этот эпизод из сказки «Колобок». Для этого из уголка «Наш театр» вы выберите нужных вам кукол бибабо.
Это и будет ваше первое испытание.
После выполнения задания, на одной из первых страничек в «Книге сказок» все герои становятся на свои места
Воспитатель:
«Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок Горю помог».
Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку?
( «Лиса и заяц»)
Давайте поиграем в эту сказку. Я вам предлагаю вспомнить конец этой сказки.
Дети рассказывают финал сказки, педагог надевает маски – шапочки, проводится драматизация отрывка сказки.
Воспитатель показывает детям одну из страничек в «Книге сказок», все герои становятся на свои места.
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы хорошо справились. Вот какая поучительная сказка!
А вот следующая загадка:
«Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её!»
Давайте вспомним, что случилось с Красной Шапочкой в этой сказке.
Как можно было избежать опасной ситуации?
Найдите себе пару, договоритесь, кто будет Волком, а кто Красной Шапочкой. Разыграйте диалог, изменив сказку.
Разыгрывание диалога по ролям, в «Книге сказок» ещё на одной страничке все герои оказываются на своем месте.
Воспитатель: Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вам знакомы?
Дети называют все знакомые сказки.
Ребята, какие авторские сказки вы знаете?
Дети называют знакомых авторов и их сказки.
Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые?
Предполагаемые ответы: «есть в сказках и добро и зло», «добро всегда побеждает зло», «встречаются разные герои – добрые и злые».
Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном сундучке спрятались персонажи различных сказок.
Какие герои сказок, по вашему мнению, хорошие, добрые, а какие злые?
Игра «Волшебный сундучок». Сделаем большой круг. Если из сундучка вы достанете «доброго» героя, то хлопаете в ладоши. Но, если вы достали «злого» героя, то топаете ногами.
Воспитатель: Как известно, в сказках происходят разные чудеса. Давайте заглянем в «Книгу сказок». Посмотрим, все ли герои сказок на своих местах? Смотрите, ребята, мы расколдовали сказки.
Воспитатель: Как вы думаете, почему Баба Яга такая злая? Зачем она перепутала сказки?
Предполагаемые ответы детей: «она живёт одна в лесу», «её никто не любит», «у неё страшное лицо», «она хочет, чтобы её боялись».
Что сделать, чтобы она не была такая вредная?
Предполагаемые ответы детей: «её надо пожалеть», «пригласить в гости», «угостить», «подружиться с ней» и т.д.
Воспитатель: А давайте нарисуем добрую Бабу Ягу, она увидит себя радостной, красивой, и сердце у неё растает. Мы пошлем Бабе Яге её портреты, адрес есть … и давайте скажем ей добрые слова, и я думаю, что от нашего сердечного тепла, характер у нее измениться, она станет добрее.
Дети рисуют лицо «доброй» Бабы Яги.
III Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, чему нас учит сказка?
Предполагаемые ответы детей: «добро всегда побеждает зло», «сказка учить дружбе» и др.
Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить нашу встречу я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.
Используемая литература:
- Е.Ф. Купецкова «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».-П.: Институт регионального развития, 2015
- О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет.»
-М.: ТЦСфера, 2010
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет».-.:ТЦСфера.2010
- Журнал «Детский сад. Все для воспитателя!» №12 декабрь 2015 г.
- Журнал «Детский сад. Все для воспитателя!» №11 ноябрь 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию в первой младшей группе . Тема: "Путешествие в сказку"
Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать мышление, память, воображение. 3.Воспитывать ...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Подбери по цвету».
· Учить детей определять и дифференцировать цвета предметов: красный, синий, зелёный, жёлтый;· Различать величину: б...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе на тему "Литературный калейдоскоп "Путешествие в сказочную страну."
НОД построена в форме путешествия. Дети на ковре- самолёте летят в сказочную страну. Их встречает там Баба- яга, которая отказывается им помогать. По пути ребята вместе с воспитателем выпо...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовитель...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Проделки грязнульки"
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе «Б»по теме "Проделки Грязнульки" Автор конспекта ННОД: Чередникова Алёна Ал...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе. Тема : «Путешествие в осенний лес».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе. Тема : «Путешествие в осенний лес»....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Первоцветы»
Расширить представление о первоцветах...