Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов
методическая разработка (4 класс)

Наумова Виктория Анатольевна

Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе                                                            " Удивительный мир слов"

Тема: Удивительные числительные

Цели занятия:

Обучающая цель:

- сформировать представление о понятии числа, понятие об имени числительном;

- сформировать умения отличать имена числительные, характеризовать порядковые и количественные числительные, правильно строить словосочетания с числительными;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования.

Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).

Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Ход занятия:

Я задам вам несколько вопросов, постарайтесь ответить на них не используя чисел.

1Сколько тебе лет?

2 Назови свой домашний адрес.

3 В каком классе ты учишься?

Ребята, вы заметили, что мальчики не смогли ответить на вопросы. А почему?

Не называя чисел, ученикам было сложно было ответить на мои вопросы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числами. С их помощью мы узнаём время и дату. Набираем номер телефона , определяем стоимость нужного нам товара в магазине…

А теперь давайте ответим на заданные вопросы.

Мальчику десять лет, он учится в четвертом классе.

Слова десять, четвертом - что обозначают?

О чём же будем мы сегодня говорить?

Что это за часть речи?

Но ведь на уроках русского языка мы тоже изучаем Имя числительное, как вы думаете, почему и на внеурочном занятии я взяла эту тему?

Правильно, и вот чтобы узнать что-то новое об этой интересной части речи мы выполним несколько заданий.

Работа в группах

Сейчас вы сгруппируетесь по цвету выбранных вами квадратиков.

(рассаживаю детей)

Группа1 - Задача (приложение 4)

Группа 2 - Историческая справка о числительных (приложение 5)

Группа 3 - Числительные - как отдельные часть речи (приложение 6)

Группа 4 - "Это интересно" (приложение 7)

Время отводится на выполнение 3 мин.

- Каждая группа по очереди готовит устное сообщение.

Молодцы, а сейчас сядьте по местам

Как вы и сказали, сегодня мы повторим, обобщим знания об имени Числительном

Для этого я предлагаю вам поработать в парах на карточках, это нам пригодится на следующем этапе занятия, а зачем, пока не скажу - секрет!

Работа в парах. (приложение )

Работа на карточках.

Физкультминутка

Этап включения в систему знаний и повторения (продолжение)

На доске карточки

Часть речи

Обозначает

Отвечает на вопросы

По значению различаются на

По строению различаются на

Изменяются по (по одному дети рядом с карточками записывают ответы)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Исследование какой темы вели на занятии ?

- Где можно применить эти знания?

- Сегодня я узнал(а)…

У меня получилось….

Было интересно…

Я выполняла…

Меня удивило…

Я поняла, что… Теперь я могу…

Гёте сказал «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Если осталось время дидактическая игра

А теперь ребята опять разбейтесь на группы, согласно цвету карточек

Поиграем (на доске веду счет)

Викторина

1) Пословицы и поговорки.

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена числительные (можно воспользоваться помощью интернета).

Один в поле не воин.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Два сапога – пара.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Без четырех углов изба не рубится.
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь, один отрежь
Весна да осень – на дню погод восемь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2) Числительные в названиях сказок.

Вспомните названия сказок, в которых встречаются имена числительные (можно воспользоваться помощью интернета)

Маша и 3 медведя.
12 Месяцев.
Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях.
3 поросенка.
Волк и семеро козлят.
Али-баба и 40 разбойников.
7 Симеонов.
3 орешка для золушки.
Белоснежка и 7 гномов.
Три толстяка.
Два мороза.
38 попугаев.
Двое из ларца одинаковы с лица.

3) Загадки. Отгадайте загадки и запишите все числительные, которые услышите в загадках.

У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

Сто один брат все в один ряд, вместе связаны стоят.
Сто одёжек и все без застёжек.
Двенадцать орлов, пятьдесят две галки, триста шестьдесят пять скворцов одно яйцо снесли.

4) Имя числительное + имя существительное = сложное прилагательное.

Устные ответы по очереди каждой команде.

Гитара с семью струнами – 
Дом в четыре этажа – 
Самолёт с тремя моторами – 
Квартира из двух комнат – 
Лента длиной в девять метров – 
Велосипед на трёх колёсах – 
Каникулы на десять дней – 
Экскурсия на один день – 
Сиденье на два места – 
Перерыв на пятнадцать минут – 
Ребёнок восьми лет – 
Рабочая неделя из пяти дней –

Подведение итогов

- Как вы считаете, есть ли проигравшие в этой игре?

Правильно, проигравших нет, тк каждый из нас узнал что то новое на этом занятии

Группа 1

История названия дробных числительных

Всегда ли назывались дробные числительные так, как в современном языке нет, не всегда. В древнерусском языке 1/2 часть называлась пол, половина;

1/3 часть – треть, третина;

1/4 часть – четверть, а чаще четь;

1/5 – пятина;

1/6 часть называлась пол трети;

1/8 часть – осмина или пол чети;

1/10 – десятина;

1/12 пол пол треи;

1/16 пол пол чети;

1/32- пол пол пол чети и так далее.

Как видим, было очень активным слово пол. Оно обнаруживается и в производных полтора, полтораста, имевших в древнерусском языке вид «полвто'ра» и «полвто'раста» и обозначавших соответственно «целая единица и половина второй» и «целая сотня и половина второй».

группа 2

Историческая справка
История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: «два дома», «семь быков». И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.

 Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. «Один», «два», «три», «четыре» – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. «Пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» – из существительных.

Слово «тысяча» для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово «тьма». В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова «легион» (сто тысяч) и «леодр» (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – «ворон» (вечная птица), сто миллионов – «колода» (гроб).

Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.

Группа 3

Прочитайте и перескажите текст. Имейте в виду, что в некоторых абзацах знаки препинания не расставлены.

У многих древних народов семь считалось особым числом. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел трех и четырех. Три человека отец мать и ребенок составляют основу жизни а четыре это число стран света и направлений ветра откуда приходит дождь живительная влага которого делает землю плодоносящей.
Греческий философ и математик Пифагор тоже 
придавал особое значение числу семь. Треугольник и четырехугольник, которые в сумме дают семь, считались математиками античности проявлением законченности и совершенства.
И древние евреи 
почитали число семь. В первой книге Ветхого Завета говорится: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил». Об этом свободном дне в Десяти заповедях Моисеевых сказано: «Посему благословил Господь день субботний и освятил его». С тех пор евреи, а затем и все христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают семь священным числом.
С давних пор число семь имело разнообразное символическое использование. Так, древние греки ежегодно 
выбирали семь лучших трагических и комических актеров. Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. В христианстве признаются семь смертных грехов и семь таинств…...
Этот список использования числа семь у самых разных народов мира можно продолжать до бесконечности.

(По энциклопедии «Что естьчто»)

Группа 4

Интересные факты о числах

Какую конкретную цифру раньше означало слово «цифра»? Слово «цифра» восходит к арабскому «цифр», что значит «ноль, пустышка». В большинстве европейских языков, как и в русском, это слово со временем стало обозначать любой численный символ. Только в английском языке одним из значений слова cipher до сих пор является «нуль, фикция"

Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления детей на свет.

Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так:

Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый.

А иногда к этим именам добавлялись клички, например: Ждан Первуш, Егоза Третьяк и т.д.
Число 8 Число 8 считается числом совершенства. Оно ассоциируется с бесконечностью, а у древних египтян считалось числом равновесия и космического порядка. Оно считается счастливым числом в японской и китайской культуре. Пифагорейцы верили, что число 8 является символом любви и дружбы.

Вопрос № 1 Какое утверждение является неверным?

1. Имя числительное — это самостоятельная часть речи.

2. Числительное один изменяется по родам и падежам.

3. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

4. Количественные числительные в предложении могут быть только подлежащими.

Вопрос № 2 Что обозначает имя числительное?

  1. предмет
  2. признак предмета
  3. действие
  4. количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте

Вопрос № 3 На какие вопросы отвечают имена числительные?

  1. кто? что?
  2. какой? чей?
  3. сколько? какой?
  4. что делать? что сделать?

Вопрос № 4  Имена числительные, отвечающие на вопросы: который? какой?

  1. Количественные
  2. Порядковые
  3. Собирательные

Вопрос № 5  Имена числительные, отвечающие на вопросы: сколько?

  1. Количественные
  2. Порядковые
  3. Собирательные

Вопрос №6 Имена существительные бывают простые, сложные и составные, приведите примеры

Вопрос №7 Измени числительные один, два, четвертый, двадцать пятый,

по числам, родам и падежам. Сделай выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....

Внеурочное занятие по русскому языку "Тема текста. Опорные слова". 3 класс. "Планета Знаний".

Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель - обобщение знаний по теме "Тема текста"...

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов".

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов"....

Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»

Цель занятия: Закрепить знания учащихся об устаревших словах....

"Душа слова"- внеурочное занятие по русскому языку

Цели: 1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, о...

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс «Тайны нашего языка!»

Углублять знания обучающихся по русскому языку; развивать творческие и сценические способности детей; воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету, родному языку.обобщить знания, усвоенные учащи...