Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов
методическая разработка (4 класс)
Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_udivitelnyy_mir_slov.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе " Удивительный мир слов"
Тема: Удивительные числительные
Цели занятия:
Обучающая цель:
- сформировать представление о понятии числа, понятие об имени числительном;
- сформировать умения отличать имена числительные, характеризовать порядковые и количественные числительные, правильно строить словосочетания с числительными;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования.
Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).
Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Ход занятия:
Я задам вам несколько вопросов, постарайтесь ответить на них не используя чисел.
1Сколько тебе лет?
2 Назови свой домашний адрес.
3 В каком классе ты учишься?
Ребята, вы заметили, что мальчики не смогли ответить на вопросы. А почему?
Не называя чисел, ученикам было сложно было ответить на мои вопросы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числами. С их помощью мы узнаём время и дату. Набираем номер телефона , определяем стоимость нужного нам товара в магазине…
А теперь давайте ответим на заданные вопросы.
Мальчику десять лет, он учится в четвертом классе.
Слова десять, четвертом - что обозначают?
О чём же будем мы сегодня говорить?
Что это за часть речи?
Но ведь на уроках русского языка мы тоже изучаем Имя числительное, как вы думаете, почему и на внеурочном занятии я взяла эту тему?
Правильно, и вот чтобы узнать что-то новое об этой интересной части речи мы выполним несколько заданий.
Работа в группах
Сейчас вы сгруппируетесь по цвету выбранных вами квадратиков.
(рассаживаю детей)
Группа1 - Задача (приложение 4)
Группа 2 - Историческая справка о числительных (приложение 5)
Группа 3 - Числительные - как отдельные часть речи (приложение 6)
Группа 4 - "Это интересно" (приложение 7)
Время отводится на выполнение 3 мин.
- Каждая группа по очереди готовит устное сообщение.
Молодцы, а сейчас сядьте по местам
Как вы и сказали, сегодня мы повторим, обобщим знания об имени Числительном
Для этого я предлагаю вам поработать в парах на карточках, это нам пригодится на следующем этапе занятия, а зачем, пока не скажу - секрет!
Работа в парах. (приложение )
Работа на карточках.
Физкультминутка
Этап включения в систему знаний и повторения (продолжение)
На доске карточки
Часть речи
Обозначает
Отвечает на вопросы
По значению различаются на
По строению различаются на
Изменяются по (по одному дети рядом с карточками записывают ответы)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Исследование какой темы вели на занятии ?
- Где можно применить эти знания?
- Сегодня я узнал(а)…
У меня получилось….
Было интересно…
Я выполняла…
Меня удивило…
Я поняла, что… Теперь я могу…
Гёте сказал «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Если осталось время дидактическая игра
А теперь ребята опять разбейтесь на группы, согласно цвету карточек
Поиграем (на доске веду счет)
Викторина
1) Пословицы и поговорки.
Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена числительные (можно воспользоваться помощью интернета).
Один в поле не воин.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Два сапога – пара.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Без четырех углов изба не рубится.
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь, один отрежь
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2) Числительные в названиях сказок.
Вспомните названия сказок, в которых встречаются имена числительные (можно воспользоваться помощью интернета)
Маша и 3 медведя.
12 Месяцев.
Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях.
3 поросенка.
Волк и семеро козлят.
Али-баба и 40 разбойников.
7 Симеонов.
3 орешка для золушки.
Белоснежка и 7 гномов.
Три толстяка.
Два мороза.
38 попугаев.
Двое из ларца одинаковы с лица.
3) Загадки. Отгадайте загадки и запишите все числительные, которые услышите в загадках.
У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
Сто один брат все в один ряд, вместе связаны стоят.
Сто одёжек и все без застёжек.
Двенадцать орлов, пятьдесят две галки, триста шестьдесят пять скворцов одно яйцо снесли.
4) Имя числительное + имя существительное = сложное прилагательное.
Устные ответы по очереди каждой команде.
Гитара с семью струнами –
Дом в четыре этажа –
Самолёт с тремя моторами –
Квартира из двух комнат –
Лента длиной в девять метров –
Велосипед на трёх колёсах –
Каникулы на десять дней –
Экскурсия на один день –
Сиденье на два места –
Перерыв на пятнадцать минут –
Ребёнок восьми лет –
Рабочая неделя из пяти дней –
Подведение итогов
- Как вы считаете, есть ли проигравшие в этой игре?
Правильно, проигравших нет, тк каждый из нас узнал что то новое на этом занятии
Группа 1
История названия дробных числительных
Всегда ли назывались дробные числительные так, как в современном языке нет, не всегда. В древнерусском языке 1/2 часть называлась пол, половина;
1/3 часть – треть, третина;
1/4 часть – четверть, а чаще четь;
1/5 – пятина;
1/6 часть называлась пол трети;
1/8 часть – осмина или пол чети;
1/10 – десятина;
1/12 пол пол треи;
1/16 пол пол чети;
1/32- пол пол пол чети и так далее.
Как видим, было очень активным слово пол. Оно обнаруживается и в производных полтора, полтораста, имевших в древнерусском языке вид «полвто'ра» и «полвто'раста» и обозначавших соответственно «целая единица и половина второй» и «целая сотня и половина второй».
группа 2
Историческая справка
История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: «два дома», «семь быков». И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.
Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. «Один», «два», «три», «четыре» – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. «Пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» – из существительных.
Слово «тысяча» для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово «тьма». В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова «легион» (сто тысяч) и «леодр» (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – «ворон» (вечная птица), сто миллионов – «колода» (гроб).
Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.
Группа 3
Прочитайте и перескажите текст. Имейте в виду, что в некоторых абзацах знаки препинания не расставлены.
У многих древних народов семь считалось особым числом. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел трех и четырех. Три человека отец мать и ребенок составляют основу жизни а четыре это число стран света и направлений ветра откуда приходит дождь живительная влага которого делает землю плодоносящей.
Греческий философ и математик Пифагор тоже придавал особое значение числу семь. Треугольник и четырехугольник, которые в сумме дают семь, считались математиками античности проявлением законченности и совершенства.
И древние евреи почитали число семь. В первой книге Ветхого Завета говорится: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил». Об этом свободном дне в Десяти заповедях Моисеевых сказано: «Посему благословил Господь день субботний и освятил его». С тех пор евреи, а затем и все христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают семь священным числом.
С давних пор число семь имело разнообразное символическое использование. Так, древние греки ежегодно выбирали семь лучших трагических и комических актеров. Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. В христианстве признаются семь смертных грехов и семь таинств…...
Этот список использования числа семь у самых разных народов мира можно продолжать до бесконечности.
(По энциклопедии «Что естьчто»)
Группа 4
Интересные факты о числах
Какую конкретную цифру раньше означало слово «цифра»? Слово «цифра» восходит к арабскому «цифр», что значит «ноль, пустышка». В большинстве европейских языков, как и в русском, это слово со временем стало обозначать любой численный символ. Только в английском языке одним из значений слова cipher до сих пор является «нуль, фикция"
Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления детей на свет.
Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так:
Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый.
А иногда к этим именам добавлялись клички, например: Ждан Первуш, Егоза Третьяк и т.д.
Число 8 Число 8 считается числом совершенства. Оно ассоциируется с бесконечностью, а у древних египтян считалось числом равновесия и космического порядка. Оно считается счастливым числом в японской и китайской культуре. Пифагорейцы верили, что число 8 является символом любви и дружбы.
Вопрос № 1 Какое утверждение является неверным?
1. Имя числительное — это самостоятельная часть речи.
2. Числительное один изменяется по родам и падежам.
3. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
4. Количественные числительные в предложении могут быть только подлежащими.
Вопрос № 2 Что обозначает имя числительное?
- предмет
- признак предмета
- действие
- количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте
Вопрос № 3 На какие вопросы отвечают имена числительные?
- кто? что?
- какой? чей?
- сколько? какой?
- что делать? что сделать?
Вопрос № 4 Имена числительные, отвечающие на вопросы: который? какой?
- Количественные
- Порядковые
- Собирательные
Вопрос № 5 Имена числительные, отвечающие на вопросы: сколько?
- Количественные
- Порядковые
- Собирательные
Вопрос №6 Имена существительные бывают простые, сложные и составные, приведите примеры
Вопрос №7 Измени числительные один, два, четвертый, двадцать пятый,
по числам, родам и падежам. Сделай выводы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ
Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....
Внеурочное занятие по русскому языку "Тема текста. Опорные слова". 3 класс. "Планета Знаний".
Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель - обобщение знаний по теме "Тема текста"...
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов".
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов"....
Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»
Цель занятия: Закрепить знания учащихся об устаревших словах....
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
"Душа слова"- внеурочное занятие по русскому языку
Цели: 1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, о...
Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс «Тайны нашего языка!»
Углублять знания обучающихся по русскому языку; развивать творческие и сценические способности детей; воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету, родному языку.обобщить знания, усвоенные учащи...