Урок литературного чтения в 3 классе М.Пришвин Моя Родина
методическая разработка (3 класс)

Наумова Виктория Анатольевна

Урок литературного чтения в 3 классе М.Пришвин Моя Родина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока:   М.М.Пришвин  «Моя Родина»

Цель:  Знакомство с чтением нового произведения М. М. Пришвина «Моя Родина».

Задачи:

Предметные

Познакомить с понятием «очерк»;

Развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;

Учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль;

Метапредметные:

Учить давать полный ответ на вопрос, аргументировать его;

Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;

Участвовать в коллективном обсуждении темы;

Учиться планировать работу;

Личностные:

Воспитывать любовь к чтению;

Воспитывать правильное отношение к природе;

Воспитывать любовь к матери, родине, сформировать понятие «малая родина».

Оборудование:

Презентация о М. М. Пришвине, рисунки детей «Что для меня  значит  Родина»; презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.    
  1. Актуализация  знаний.

- Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение Зои Александровой. Послушайте и скажите, о чем оно?

Родина

Родина

З. Александрова

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

- О чём же это стихотворение? (О Родине)

- Родина… Вслушаемся в это слово. В нём слышится отзвук таких слов, как «родник», «родня», «народ», «природа». И наше чувство Родины складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.  

2)Беседа о Родине        

-Ребята, что вы представляете когда произносите слово «Родина»?

(ответы детей)

Так много — значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый тебе что-то своё подскажет, так как каждый понимает по-своему.

3)Оформление кластера       

-Ребята, а если все сказанное объединить в единое целое , то у нас получится вот такой красивый цветок

- Какой это цветок?   ( РОМАШКА )

-Да, ребята. Правильно. Ведь именно ромашка является символом семьи, любви и верности.

4) Работа со словарем        

- Давайте посмотрим  с вами в толковом словаре значение слова Родина

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову.

-Значение этого слова прочитает…

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

-Постарайтесь запомнить это определение

5) Работа с рисунками

1.-У вас было творческое домашнее задание  - рисунки о Родине.

 – Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему?    

- Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними?    (Что практически на всех рисунках вы изображаете природу родного края)

-Какой вывод мы сделаем?      (Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны).

III. Изучение нового материала

1) Определение темы, целей

-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на  уроке?  (О Родине, о природе)

-Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают  в своих произведениях множество различных писателей и поэтов.

-Посмотрите на экран и скажите, что вы видите?  (Выставка книг по творчеству М.Пришвина)            

- Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящем природу мы будем говорить?

( М.М. Пришвине)                  

-Ребята, а какие цели вы поставите для себя на сегодняшний урок, используя

опорные фразы:

Мы познакомимся ….

Мы узнаем …..

Мы будем учиться ….

 (Да, правильно, а ещё мы будем продолжать работу над выразительностью чтения, будем отвечать на вопросы, анализировать текст и делать выводы.)

2)Краткая биография писателя

-Ребята, с творчеством  М.М.Пришвина вы знакомились раньше?

-А что вы помните о нем ?  

3) Знакомство с текстом    

-Сегодня мы познакомимся с произведением М.М. Пришвина «Моя Родина».

Познакомить с содержанием этого произведения мне поможет …………..

4) Определение жанра

-Понравился ли вам этот текст? Чем?(3 чел.)

-Как вы думаете, к какому жанру можно отнести этот текст?(к рассказу)

-Почему? (В тексте есть главный герой, который вспоминает свое детство)

-Тексты такого вида относятся к очеркам.

-Очерк-это небольшой документальный рассказ о жизни, людях,Родине, природе, музыке, искусстве и т.д.

-Откройте рабочую тетрадь на с.89 и выполните задание №1

-Посмотрите на экран и сравните модели 

-Какую информацию дает эта модель?(Произведение М.М.Пришвина «Моя Родина»-очерк о Родине)

5) Словарная работа

- Какие вам встретились трудные слова ,значение ,которых вам непонятно?

   Сокровища

Кладовая

- Что такое сокровища?  (ответы детей)

  драгоценность, дорогая вещь

  1. Так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом
  2. Ценности духовной и материальной культуры

- Что такое кладовая?  (ответы детей)

1) Помещение для хранения материалов, товаров

      2) Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые)

IV. Физкультминутка  

После такой работы необходимо отдохнуть, посмотрите какой лес нас встречает, так и хочется выйти из-за парты. Правда, ребята?! Давайте это сделаем. Поднимаем руки, навстречу деревьям и солнцу, пошевелим пальчиками подобно зеленой листве, покачаемся в такт шаловливому ветерку влево, вправо, покружимся в хороводе березок и тихо сядем!

6) Анализ произведения.

1) ответы на вопросы

  • Кто является главным героем в произведении? (Автор)
  • -С чего начиналась Родина для маленького Пришвина? (Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери).
  • Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.
  • Почему автору нравилось вставать до восхода солнца? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)
  • В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.

Прочитает классу.....

(он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)

  • Что писатель называет «Кладовой солнца»? (природа, которая хранит сокровища жизни)  модель схема        
  • - Давайте составим модель – схему, опираясь на содержание текста. .
  • Какие «сокровища жизни» надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)

в) Вернёмся к очерку.

- найдите обращение к детям.

-Как он вас называет?

Прочитайте его, подготовьтесь прочитать выразительно. Не забывайте о паузах, логических ударениях и интонации конца.

-с каким призывом он обращается к нам? («Охранять природу - значит охранять Родину»)

V. Закрепление

1)Творческое задание            

А теперь у нас творческая работа.

Задание для 1 ряда – подобрать однокоренные слова к слову Родина.

Задание для 2 ряда- соединить начало и продолжение пословиц о Родине.

 Задание для 3 группы- Из отдельных предложений составьте обращение к жителям села Оёк

2)Проверка творческого задания

-Молодцы, со всеми заданиями вы справились.И значение слова Родина нам стало более близким и понятным.

VI .ИТОГ.  

- Ребята, скажите, так достигли вы поставленных целей? Продолжите фразы:
Мы познакомились ….

Мы узнали …..

Мы  учились ….

 - Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

Охранять природу – значит охранять родину!

-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле

Рефлексия.  

У вас на партах лежат кружочки. Выберете кружочек, который  соответствует вашему настроению. Если вам понравилось на уроке, вы справились со всеми заданиями, узнали что-то новое и интересное выберите красный кружочек. Если вам что-то не понравилось, вы не справились с некоторыми заданиями выберете зелёный кружочек. Если вам было скучно выберите синий кружочек. Приклеим кружочки на доску.

VII .Домашнее задание.

-У вас на столах карточки с домашним заданием. Выберете одно из предложенных заданий

Творческое задание выполнить в учебнике задание 7 в виде презентации, рисунков или письменной работы. Выбрать один вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс " Выскочка" Пришвин

Тема моего урока - работа с художественным произведением М. М. Пришвина " Выскочка". При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознатель...

Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"

Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс. «Моя Родина» М. Пришвин

_«Моя Родина» М. Пришвин.  Литературное чтение 3 класс...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: М. Пришвин «Моя Родина»

Методическая разработка урокапо литературному чтению на тему:М. Пришвин «Моя Родина» Предмет: литературное чтениеКласс: 3Учитель : Тимофеева Лариса ВитальевнаТема урока: М. М. Пр...