Урок литературного чтения в 3 классе М.Пришвин Моя Родина
методическая разработка (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 классе М.Пришвин Моя Родина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse_m.prishvin_moya_rodina.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: М.М.Пришвин «Моя Родина»
Цель: Знакомство с чтением нового произведения М. М. Пришвина «Моя Родина».
Задачи:
Предметные
Познакомить с понятием «очерк»;
Развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;
Учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль;
Метапредметные:
Учить давать полный ответ на вопрос, аргументировать его;
Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;
Участвовать в коллективном обсуждении темы;
Учиться планировать работу;
Личностные:
Воспитывать любовь к чтению;
Воспитывать правильное отношение к природе;
Воспитывать любовь к матери, родине, сформировать понятие «малая родина».
Оборудование:
Презентация о М. М. Пришвине, рисунки детей «Что для меня значит Родина»; презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение Зои Александровой. Послушайте и скажите, о чем оно?
Родина
Родина |
З. Александрова |
Если скажут слово «родина», У реки берёзка — скромница В лужах первые кораблики, Или степь, от маков красная, |
- О чём же это стихотворение? (О Родине)
- Родина… Вслушаемся в это слово. В нём слышится отзвук таких слов, как «родник», «родня», «народ», «природа». И наше чувство Родины складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.
2)Беседа о Родине
-Ребята, что вы представляете когда произносите слово «Родина»?
(ответы детей)
Так много — значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый тебе что-то своё подскажет, так как каждый понимает по-своему.
3)Оформление кластера
-Ребята, а если все сказанное объединить в единое целое , то у нас получится вот такой красивый цветок
- Какой это цветок? ( РОМАШКА )
-Да, ребята. Правильно. Ведь именно ромашка является символом семьи, любви и верности.
4) Работа со словарем
- Давайте посмотрим с вами в толковом словаре значение слова Родина
Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову.
-Значение этого слова прочитает…
“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.
-Постарайтесь запомнить это определение
5) Работа с рисунками
1.-У вас было творческое домашнее задание - рисунки о Родине.
– Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему?
- Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними? (Что практически на всех рисунках вы изображаете природу родного края)
-Какой вывод мы сделаем? (Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны).
III. Изучение нового материала
1) Определение темы, целей
-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на уроке? (О Родине, о природе)
-Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов.
-Посмотрите на экран и скажите, что вы видите? (Выставка книг по творчеству М.Пришвина)
- Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящем природу мы будем говорить?
( М.М. Пришвине)
-Ребята, а какие цели вы поставите для себя на сегодняшний урок, используя
опорные фразы:
Мы познакомимся ….
Мы узнаем …..
Мы будем учиться ….
(Да, правильно, а ещё мы будем продолжать работу над выразительностью чтения, будем отвечать на вопросы, анализировать текст и делать выводы.)
2)Краткая биография писателя
-Ребята, с творчеством М.М.Пришвина вы знакомились раньше?
-А что вы помните о нем ?
3) Знакомство с текстом
-Сегодня мы познакомимся с произведением М.М. Пришвина «Моя Родина».
Познакомить с содержанием этого произведения мне поможет …………..
4) Определение жанра
-Понравился ли вам этот текст? Чем?(3 чел.)
-Как вы думаете, к какому жанру можно отнести этот текст?(к рассказу)
-Почему? (В тексте есть главный герой, который вспоминает свое детство)
-Тексты такого вида относятся к очеркам.
-Очерк-это небольшой документальный рассказ о жизни, людях,Родине, природе, музыке, искусстве и т.д.
-Откройте рабочую тетрадь на с.89 и выполните задание №1
-Посмотрите на экран и сравните модели
-Какую информацию дает эта модель?(Произведение М.М.Пришвина «Моя Родина»-очерк о Родине)
5) Словарная работа
- Какие вам встретились трудные слова ,значение ,которых вам непонятно?
Сокровища
Кладовая
- Что такое сокровища? (ответы детей)
драгоценность, дорогая вещь
- Так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом
- Ценности духовной и материальной культуры
- Что такое кладовая? (ответы детей)
1) Помещение для хранения материалов, товаров
2) Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые)
IV. Физкультминутка
После такой работы необходимо отдохнуть, посмотрите какой лес нас встречает, так и хочется выйти из-за парты. Правда, ребята?! Давайте это сделаем. Поднимаем руки, навстречу деревьям и солнцу, пошевелим пальчиками подобно зеленой листве, покачаемся в такт шаловливому ветерку влево, вправо, покружимся в хороводе березок и тихо сядем!
6) Анализ произведения.
1) ответы на вопросы
- Кто является главным героем в произведении? (Автор)
- -С чего начиналась Родина для маленького Пришвина? (Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери).
- Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.
- Почему автору нравилось вставать до восхода солнца? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)
- В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.
Прочитает классу.....
(он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)
- Что писатель называет «Кладовой солнца»? (природа, которая хранит сокровища жизни) модель схема
- - Давайте составим модель – схему, опираясь на содержание текста. .
- Какие «сокровища жизни» надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)
в) Вернёмся к очерку.
- найдите обращение к детям.
-Как он вас называет?
Прочитайте его, подготовьтесь прочитать выразительно. Не забывайте о паузах, логических ударениях и интонации конца.
-с каким призывом он обращается к нам? («Охранять природу - значит охранять Родину»)
V. Закрепление
1)Творческое задание
А теперь у нас творческая работа.
Задание для 1 ряда – подобрать однокоренные слова к слову Родина.
Задание для 2 ряда- соединить начало и продолжение пословиц о Родине.
Задание для 3 группы- Из отдельных предложений составьте обращение к жителям села Оёк
2)Проверка творческого задания
-Молодцы, со всеми заданиями вы справились.И значение слова Родина нам стало более близким и понятным.
VI .ИТОГ.
- Ребята, скажите, так достигли вы поставленных целей? Продолжите фразы:
Мы познакомились ….
Мы узнали …..
Мы учились ….
- Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?
Охранять природу – значит охранять родину!
-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле
Рефлексия.
У вас на партах лежат кружочки. Выберете кружочек, который соответствует вашему настроению. Если вам понравилось на уроке, вы справились со всеми заданиями, узнали что-то новое и интересное выберите красный кружочек. Если вам что-то не понравилось, вы не справились с некоторыми заданиями выберете зелёный кружочек. Если вам было скучно выберите синий кружочек. Приклеим кружочки на доску.
VII .Домашнее задание.
-У вас на столах карточки с домашним заданием. Выберете одно из предложенных заданий
Творческое задание выполнить в учебнике задание 7 в виде презентации, рисунков или письменной работы. Выбрать один вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс " Выскочка" Пришвин
Тема моего урока - работа с художественным произведением М. М. Пришвина " Выскочка". При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознатель...
Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"
Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...
Открытый урок по литературному чтению. Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина».
Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина»....
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс. «Моя Родина» М. Пришвин
_«Моя Родина» М. Пришвин. Литературное чтение 3 класс...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: М. Пришвин «Моя Родина»
Методическая разработка урокапо литературному чтению на тему:М. Пришвин «Моя Родина» Предмет: литературное чтениеКласс: 3Учитель : Тимофеева Лариса ВитальевнаТема урока: М. М. Пр...