Тренинг «Сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия»
материал

Свирепова Любовь Александровна

Сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное  общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ  Купинская школа - интернат № 1)

Тренинг

«Сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия»

                                                                Подготовила

педагог-психолог: Свирепова Л.А.

Приветственное слово

 

Здравствуйте! Меня зовут Мария.

 Сегодня мы с вами проведем тренинг на сплочение  группы и построение эффективного командного взаимодействия. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом университете, получение хорошего образования, отличного диплома!  И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все вы нуждаетесь в поддержке, и вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  1. Получение уникального опыта совместных решений задач и опыта ресурсных переживаний: чувство победы, триумфа, энтузиазма, уверенности и силы;
  2. Повышение уровня коммуникации в группе;
  3. Формирование позитивного взгляда на возможности команды;
  4.  нахождение сходства у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.

Участники: студенты – первокурсники в количестве 12 человек

время: общая продолжительность 5 часов.

План  тренинга:

Выступление ведущего, установление правил тренинга.  5 минут

 I часть. Разминка

Упражнение визитка 20 минут

Хорошие события 15 минут

 II. Основная часть

Упражнение – разминка «Фруктовый салат» 10 минут

Упражнение  «Капля-речка-океан» 10 минут

Упражнение « Тропинка» 30-40 минут

Упражнение - разминка «Встаньте те, кто…»  5 минут

Игра «Телеграмма» 30 минут

Упражнение « Сороконожка»  10 минут

Перерыв: 30 минут 

Упражнение «Ковер – самолет» 20 минут

Упражнение  «Живой круг» 20 минут

Игра «Узкий мостик» 15 минут

Упражнение на координацию «Грека» 10 минут  

Упражнение  «Карета» 20 минут

Упражнение - разминка «Прыжки» 5 минут

Упражнение « Посылка» 10 минут

Упражнение « Общение без слов» 15 минут

 Диагностика психологической атмосферы в группе. 5 минут

III. Завершение

Упражнение «Подарок» 5 минут

Рефлексия  10 минут.

Установление правил тренинга: Продолжительность: 5 минут

1) Правило «здесь и теперь».

Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

2) Правило искренности и открытости.

Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента. 3

3) Правило «Я».

 В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

 4) Правило активности.

 В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

5) Правило конфиденциальности.

Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

I. Разминка

Упражнение 1 «Визитка» Продолжительность: 20 минут.

Цель: Самопрезентация участников тренинга

Ход упражнения: Каждый участник на половинке листа из тетради пишет:  по центру - свое имя;  в верхнем левом углу - любимое блюдо (животное, цветок и т.д.);  в нижнем левом углу - любимый композитор (группа);  в верхнем правом углу - цель жизни (занятие в свободное время);  в нижнем правом углу – любимый фильм (предмет в школе). Когда каждый закончит делать визитку, все по отдельности презентуют себя. Вопросы: 1) Что было сложнее всего написать о себе? 2) Нашли ли вы единомышленников? 3) Узнали ли вы что-то новое друг о друге?

Упражнение 2  «Хорошие события»  Продолжительность: 15 минут

Цель: создание позитивного настроя на выполнение тренинга

Ход упражнения: Каждый по кругу рассказывает как минимум об одном хорошем событии, произошедшем с ним за это утро.

 Вопросы: 1) Сложно ли было вспомнить хорошие события?  Как думаете, почему?

II. Основная часть

Упражнение – разминка «Фруктовый салат» Продолжительность 10 минут

 Упражнение состоит в том, что участники изначально рассчитываются (делятся) на «яблоки», «бананы», «апельсины». Ведущий может назвать один из фруктов, например «яблоки» (тогда «яблоки» меняются местами), или сказать «фруктовый салат» – тогда все участники меняются местами. Как и в предыдущей игре, одного стула не хватает и тот, кто не успел сесть, становится следующим ведущим.

Упражнение 3 «Капля-речка-океан» Продолжительность: 10 минут

Цель: командообразование

Ход упражнения: Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.

Вопросы: 1) Быстро ли вы нашли себе пару? Тройку?

2) Легко ли было танцевать и выполнять упражнение одновременно?

 

Упражнение 4 «Тропинка» Продолжительность 30-  40 минут

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15–17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим. 

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Упражнение - разминка «Встаньте те, кто…» Продолжительность 5 минут

Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

5 Игра «Телеграмма» Продолжительность 30 минут.

Участники составляют телеграфное сообщение, используя свои инициалы

Подготовка. Помещение должно быть достаточно большим, чтобы участники, объединившись в небольшие группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.

1. Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию.

2. Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.

3. Каждая буква – это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом.

4. Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л.Б., У.Н., В.О., П.Н., З.Н., И.П. Тогда телеграмма может быть следующей: «Любимый босс, у нас все о¢кей. Постарайтесь ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится двадцать минут.

5. Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.

Упражнение 7 «Сороконожка» Продолжительность: 10 минут 

Цель: улучшение командного взаимодействия

Ход упражнения: Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

Вопросы: 1) Какое место вы заняли в Сороконожке? Почему? 2) Что было сложным и легким в упражнении?

Перерыв: 30 минут

Упражнение  8  «Ковер – самолет»  Продолжительность 20 минут

Описание упражнения.

Для этого упражнения нужен прочный палас или ковер размером примерно 2х2 м, который не жалко отдать «на растерзание» участникам ( не исключено, что он будет порван). На нем размещаются 5-6 человек, которым даётся задание- переместиться вместе с этим ковром в другой конец аудитории, не сходя с него и не касаясь чего-либо за его пределами.

Смысл упражнения

Техника «разогрева» и сплочения, обычно вызывающая довольно сильные эмоции  у участников. Кроме того, тренируется умение порождать идеи о способах действия  в необычной ситуации.

Обсуждение.

Сначала участников просят поделиться эмоциями, возникающими в процессе выполнения упражнения (скорее всего, они будут весьма яркими), потом высказаться по поводу того, каким жизненным ситуациям можно уподобить эту игру.

Упражнение 9  «Живой круг»  Продолжительность 20 минут

Цель: направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы.

Оно создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс - диагностики групповой сплочённости( с этой целью оно может проводиться в ходе тренинга неоднократно). Фиксируется форма получившейся фигуры и время её построения.

 Описание упражнения.

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчёлы ( что позволяет избежать разговоров,  могущих создавать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т.п.) все останавливаются в тех положения, где их застал сигнал, после чего пытаются вставать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая - нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.

Обсуждение

Что даёт эта игра кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, Чтобы действительно найти виноватых, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

  «Игра «Узкий мостик» 15 минут

Цель: Упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление.

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.

Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т.п.) длиной не менее 3-х метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией.

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Какие в принципе есть способы «разойтись на узком мостике»? Чем «упавшие в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто, прежде всего, стремился помочь партнеру.

 Упражнение на координацию «Грека» 10 минут

Участники встают в круг, и тренер просит их произнести вслух хором известную скороговорку: «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап». Далее тренер просит еще раз повторить скороговорку, но слово «грека» заменяется определенным движением или жестом. В следующий раз участники повторяют скороговорку, и уже два слова заменяются разными движениями – «грека» и «рука». В третий раз движениями заменяются три слова – «грека», «река», «рука». Тренер участвует в упражнении, демонстрируя движения и помогая группе.

Упражнение 10  « Карета» Продолжительность 20 минут.

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания куратору необходимо наблюдать за поведением студентов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает.

Дело в том, что каждая «роль» говорит об  определенных качествах человека: крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации; двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими); сиденья – это люди не очень активные, спокойные; седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные; лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу; кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Упражнение 11 – Разминка   «ПРЫЖКИ»  Продолжительность 5 минут

ИНСТРУКЦИЯ. Встаньте в круг лицом к центру. Сейчас я начну хлопать в ладоши, и на каждый хлопок все должны молча подпрыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Задача: молча, без каких-либо переговоров или знаков повернуться всем лицом в одном направлении. Надо это сделать как можно быстрее.

Обсуждение. Что помогло каждому справиться с поставленной задачей?

Упражнение 11 . «Посылка» Продолжительность 10 минут

 Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

Упражнение 12  «Общение без слов».  Продолжительность 15 минут

Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше». Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь; обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть и пр.

Упражнение 13 «Кто это?» Продолжительность 10 минут

Игра помогает закрепить в памяти уже известные имена членов группы

1. Члены группы садятся в круг. Каждый участник называет свое имя. Затем предложите игрокам как следует рассмотреть всех членов группы и запомнить, как они выглядят.

2. Один игрок выходит из круга и становится спиной к группе.

3. Кто-нибудь из членов группы начинает описывать выбранного участника: «Рост этого человека приблизительно метр семьдесят… у него черные полуботинки на высокой платформе…  сидя на стуле, он держится очень прямо…». (Описание может быть произвольным по форме и по содержанию.)

4. Игрок, стоящий спиной к группе, пытается догадаться, о ком идет речь. Если это удалось, то ведущим становится именно этот человек.

14. Диагностика психологической атмосферы в группе 5 минут

Участникам выдаются бланки для заполнения.

Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак ? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Дружелюбие – Враждебность
  2. Согласие – Несогласие
  3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность
  4. Продуктивность – Непродуктивность
  5. Теплота – Холодность
  6. Сотрудничество – Несогласованность
  7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность
  8. Увлеченность – Равнодушие
  9. Занимательность – Скука
  10. Успешность – Безуспешность

III. Завершение

Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Рефлексия – участники говорят о том, что понравилось и не понравилось в тренинге, что участники вынесут из него и применят в повседневной жизни. «Благодарю за…»  - Каждый участник по очереди говорит коллективу, за что он благодарен ему после данного тренинга.

Список  литературы:

  1.  Вачков И. В.  Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с.
  2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды./ Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44с
  3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005. – 224с
  4. Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры.- М.: Генезис, 2003. – 112с.
  5. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм

          Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладет...

Социальное партнерство в развитии казачьего образования: эффективные пути взаимодействия

Сотрудничество, проведение различных мероприятий, помогает воспитанию, формированию у молодежи, у подрастающего поколения военно-патриотического духа, сплоченности, чувства ответственности и справедли...

Статья "Разработка технологической карты урока как условие эффективного проектирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке"

Статья опубликованная в журнале "Наука и практика" в помощь педагогу для разработки своего урока с использованием технологической карты....

Презентация на тему:"Создание и реализация эффективных форм взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ"

Презентация отражает эффективные формы взаимодействия с родителями младших школьников, в первую очередь детей с ОВЗ, тему тьютерского сопровождения....

Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"

Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением.  Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...

Проектирование как один из эффективных методов взаимодействия педагогов и родителей

Основгая цель - это творческое взаимодействие родителей и педагогов ориентированная на личностное развите детей...

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...