Статья "Разработка технологической карты урока как условие эффективного проектирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке"
статья на тему

Бондаренко Светлана Михайловна

Статья опубликованная в журнале "Наука и практика" в помощь педагогу для разработки своего урока с использованием технологической карты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бондаренко С.М.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МКОУ «Лицей №1» города Шадринска,

Стерхова Н.С.,

канд. пед. наук, доцент, профессор

кафедры профессионально-технологического образования,

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Разработка технологической карты урока как условие

эффективного проектирования взаимодействия

учителя и обучающихся на уроке

Главной частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД). Их формирование у учащихся в процессе обучения требует принципиальных изменений в деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Такая необходимость вызвана, во-первых, тем, что меняются цели и содержание образования, во-вторых, появляются новые средства и технологии обучения, в-третьих, формированием у учителя четкого представления, из каких элементов складывается деятельность педагога и деятельность обучающихся на уроке, к которому предъявляются принципиально новые требования.

Одним из условий, обеспечивающих возможность эффективного проектирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся на уроке, направленного на формирование УУД учащихся с учетом новых целей и содержания образования, средств и технологий обучения, является конструирование учителем технологической карты – конкретного документа, в котором бы отражались структура, цели, содержание, порядок и специфика деятельности педагога и детей, а также все необходимые для полноценной реализации образовательных целей средства.

Термин «технологическая карта» заимствован педагогикой у технических, точных производств и изначально рассматривается как форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.п. [3]. То есть, специфика данной разновидности карт, на наш взгляд, состоит в том, что она обладает характерными признаками для программно-целевого планирования:

  • представляет документ, используемый для решения тактических и операционных задач;
  • данный документ содержит в себе обобщенно-графическое описание всего рассматриваемого, позволяющее отразить подробным образом все структурные компоненты данного процесса, реализуемые в соответствии с четко определенной последовательностью: действия, операции и их составные части;
  • в структуре данного документа отводится специальное место для проектирования использования необходимых ресурсов – материальных (различных материалов, оборудования, инструментария и т.д.) и нематериальных (времени, потенциал субъектов, задействованных в решении задач отражаемого процесса и т.д.);
  • отличительным признаком данного документа является то, что в нем фиксируются роли (функции) всех участников деятельности (или ее сочетаний), являющейся основой проектируемого процесса;
  • обязательным компонентом в структуре данного вида карт являются прогнозируемые (планируемые) результаты [2, с. 20-21].

Таким образом, технологическая карта имеет необходимый потенциал, обеспечивающий ее составителю гарантированно высокие результаты в достижении поставленных целей той или иной деятельности и их последующей корректировке.

Рассматривая технологическую карту урока в контексте деятельности современного учителя, реализующего ФГОС второго поколения, мы представляем ее как документ, отражающий проектирование педагогического взаимодействия на уроке, содержащий текстово-графическое описание всех структурных компонентов данного процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативного) и планирование использования необходимых ресурсов (средств, материалов, оборудования, инструментария, времени и т.д.

Исходя из проведенного анализа, мы выделили ряд функций, которые выполняет данный документ:

  • обеспечивает целостное и системное проектирование освоения содержания учебного материала с учетом цели и задач учебного предмета;
  • подробным образом отражает последовательность всех осуществляемых действий и операций, реализуемых в рамках того или иного вида деятельности, обеспечивая гарантированное достижение планируемых результатов;
  • позволяет корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
  • помогает спланировать и организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке;
  • благодаря текстово-графическому оформлению, создает реалистичное представление об уроке.

Главным достоинством технологической карты урока является наличие возможности подробным образом отразить деятельностную составляющую педагогического взаимодействия на уроке, что в свете реализации ФГОС второго поколения является особенно актуальным. Такая возможность обеспечивается за счет предусмотренного в данных картах, как целостного описания деятельности, так и описания всех ее составляющих, реализуемых в соответствии в рамках заранее заданной последовательности: действий, операций и их составных частей.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно­деятельностного и личностно­ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. В связи с чем, актуальным становится вопрос о грамотном планировании деятельности на уроке, учета специфики ее видов и сочетаний. Однако, понимание сущности и видового разнообразия деятельности обучающихся на уроке у педагогов зачастую затруднено. Поэтому мы обратимся к краткому теоретическому анализу данного вопроса.

Итак, в философии деятельность определяется как специфически человеческий способ отношения к миру - «предметная деятельность», представляющий собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности [8].

Понятие «деятельность» является одним из ключевых в отечественной психологической науке. С психологических позиций, деятельность - это понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая деятельность - специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой [4, с.102].

В определении А.Г. Асмолова, деятельность - это «динамическая саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение образа, воплощение его в объекте и осуществление опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности» [1].

Опираясь на мнение А.Г. Асмолова [1], Н.С. Стерховой, Е.А. Шамонина [6] и др., мы рассматриваем деятельность, как совокупность действий (способов), направленных на достижение поставленной цели при помощи определенных средств, влекущих изменения и преобразования в человеческом развитии и окружающей действительности.

Ключевым вопросом, с которым сталкиваются педагоги при отражении деятельностной составляющей в технологической карте, являются виды реализуемой деятельности. Ответ на данный вопрос мы нашли в материалах ФГОС НОО второго поколения и сопровождающих его документах. Согласно данным документам, деятельность учителя направлена на достижение учащимися трех групп планируемых образовательных результатов - личностных, предметных и метапредметных [7, с. 7].

Анализируя содержание и специфику обозначенных образовательных результатов, можно выделить следующие, соответствующие им виды деятельности: регулятивная, познавательная и коммуникативная

Кроме того, мы обращаем внимание на тот факт, что одной из ведущих в младшем школьном возрасте является игровая деятельность, реализуемая в форме игровых технологий или игровых моментов, имеющая особое значение в первый год обучения в школе.

Особое место в учебном процессе начальной школы занимает учебно-исследовательская деятельность, выступающая как вид познавательной деятельности.

Таким образом, деятельностная составляющая технологической карты может быть представлена разными видами деятельности: регулятивной, познавательной, коммуникативной, игровой, учебно-исследовательской. Причем, первым трем видам деятельности, согласно Стандарту, соответствуют конкретные виды УУД.

При описании игровой и учебно-исследовательской деятельности, реализуемых на уроке, действия учителя прописываются в свободной форме и отражают суть данного вида деятельности.

Унифицированной формы технологической карты, используемой учителем, в настоящее время не существует, поэтому, следующим шагом нашей работы стало проектирование конкретной формы данного вида карт.

На основании выявленных нами признаков технологических карт, в их структуру мы предлагаем включить шесть компонентов-разделов:

Первый раздел – паспорт технологической карты. Выполняет системообразующую функцию, и содержит несколько подразделов:

Название темы урока. Формулировка названия должна быть краткой, четкой, соответствующей изучаемому разделу учебного предмета.

Вид урока. Очень часто педагоги затрудняются при определении типа урока. Классической является классификация Б.П. Есипова, согласно которой, в системе типов уроков выделяются: комбинированный урок; урок сообщения новых знаний; урок закрепления знаний; урок обобщения и систематизации изученного; урок выработки умений и навыков; контрольные уроки [5].

Цель и задачи урока. Данный подраздел паспорта предполагает четкую формулировку цели и конкретизирующих ее задач. Важно отметить, что количество задач не должно превышать норму (как правило, три – образовательная, развивающая и воспитывающая или в соответствии с тремя группами планируемых результатов - личностных, предметных и метапредметных).

Из раздела «Цель и задачи урока» вытекает следующий подраздел – «Планируемые результаты». Количество планируемых результатов соответствует количеству поставленных задач. Большой методической ошибкой педагога является планирование результатов в неограниченном количестве.

Нормативно-методическое обеспечение, послужившее основой для разработки урока. Данный подраздел включает перечень нормативных документов, учебников, методических рекомендаций и т.д., на которые опирается учитель при составлении технологической карты урока.

Оборудование, применяемое на уроке – подраздел паспорта технологической карты, в котором в комплексе показано все необходимое для данного урока оборудование (средства – наглядные, технические, дидактические и др., материалы и инструменты).

Характеристику педагогического инструментария – в данном подразделе учитель представляет весь спектр используемых им на уроке приемов, методов, технологий обучения или их элементов).

Второй раздел именуется как «Этапы урока» и определяет четко заданную последовательность реализации всех составляющих урока.

Третий раздел – «Материально-техническое оснащение» - отражает планирование использования необходимых для реализации конкретного этапа урока ресурсов (средств, материалов, оборудования и т.д.).

Четвертый раздел содержит характеристику деятельностной составляющей педагогического взаимодействия на уроке, и называется «Деятельность учителя и учащихся». В данном разделе могут быть отражены как виды деятельности, прописанные в Стандарте, так и виды деятельности, используемые учителем как средство достижения образовательных результатов.

Пятый раздел отражает планируемые результаты и называется «Формируемые универсальные учебные действия». В данном разделе представляются универсальные учебные действия, формируемые в рамках соответствующей им группы УУД и вида деятельности.

Для реализации возможностей корректирования, варьирования и синхронизирования действий всех субъектов педагогического взаимодействия на уроке мы предусмотрели еще один раздел – «Примечания», который поможет учителю зафиксировать моменты, не вошедшие ни в один из перечисленных разделов, а также непредвиденные возникшие обстоятельства, или краткие инструкции для действий учителя при указанных обстоятельствах.

Итогом данной статьи является предлагаемый вариант технологической карты урока математики.


Таблица

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

РАЗДЕЛ I.

ПАСПОРТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

Тема урока

Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях

Вид урока

Урок сообщения новых знаний

Цель урока

Знакомство с правилами порядка выполнения действий, понимание и усвоение их содержания

Задачи урока

образовательная: познакомить с правилами порядка выполнения действий, учить использовать правила для классификации числовых выражений;

развивающие: в сфере личностных результатов обучения: развивать личностную мотивацию к познавательной деятельности; в сфере метапредметных результатов обучения: развивать умение конструировать новое знание на основе имеющегося опыта; логические действия анализа, синтеза, классификации, причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (познавательные УУД); формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД);

воспитывающая: воспитывать готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (коммуникативные УУД)

Планируемые результаты

личностные: личностная мотивация к познавательной деятельности;

метапредметные: умение конструировать новое знание на основе имеющегося опыта; умение формулировать высказывания о наблюдаемых закономерностях; находить сходство и различие в числовых выражениях;

предметные: понимать и усвоить содержание правил порядка выполнения действий в числовых выражениях; уметь использовать их для классификации выражений

Нормативно-методическое обеспечение урока

1) рабочая программа по математике, составленная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Примерной программы по предмету «Математика», Планируемых результатов начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий, авторской программы по математике Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»); 2) календарно-тематическое планирование по математике для 3 класса, составленное на основе рабочей программы по математике; 3) Н.Б. Истомина. Математика: учебник для 3 класса. В 2-х ч. Ч.1 - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013; 4) Н.Б. Истомина, З.Б. Редько Математика: тетрадь к учебнику для 3 кл. общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч.1 / Н.Б. Истомина. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013; 5) Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса: Пособие для учителя / Н.Б. Истомина, З. Б. Редько, И. Ю. Иванова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013

Оборудование

интерактивная доска и информационное обеспечение урока: презентация PowerPoint, программное обеспечение SmartBoard, ЦОР «Установи порядок действий (N 192722)» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Характеристика педагогического инструментария

- методы: а) педагогические – беседа, демонстрация, дискуссия, создание проблемных ситуаций, инструктаж и др.; б) исследовательские – анализ, синтез, сравнение, выдвижение гипотезы, обобщение, группировка, установление соотношения понятий, уточнение, умозаключение, оценка результатов деятельности; в) работы с информацией – восприятие, анализ и оценка содержания визуальной и слуховой информации, поиск необходимой информации, тезирование, конспектирование, оформление результатов обработанной информации и др.;

- технологии (элементы технологий): элементы проектно-исследовательской деятельности

РАЗДЕЛ II.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

Этапы

урока

Материально-техническое

оснащение

Деятельность

Формируемые

универсальные учебные

действия учащихся

Примечания

учителя

учащихся

1.Самоопределение

к деятельности

Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к уроку.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация

знаний учащихся и

фиксация

затруднений

в деятельности

ИД

Слайд 1

Выявляет уровень знаний понятий «равенство», «выражение». Определяет типичные недостатки.

- На интерактивной доске записи. На какие группы можно их разбить? Обоснуйте своё решение.

72:9,  14 ·5,  6·8=48,  54+18, 72 – 25, 81 – (12+19), 96 – 27=69,

48 + 48:8 - 2·4,  57:3

- Найдите значения этих выражений

Сравнивают и группируют предложенные записи приёмом захвата и функции «перетащи» ИД, описывая признак, по которому ведут сравнение и относят записи к известным понятиям.

- Все записи можно разбить на равенства и числовые выражения.

Учащиеся находят значения выражений табличного и внетабличных случаев умножения и деления, случаев сложения и вычитания двузначных чисел, а также выражения со скобками

Познавательные:

логические – анализ объекта с целью выделения признаков, действия синтеза, классификации, причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

3. Постановка

учебной задачи

ФИЗКУЛЬТ-

МИНУТКА

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Почему в одном из выражений у вас разные ответы?

- Что нам необходимо, чтобы правильно найти значение этого выражения?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, определите цели нашей деятельности.

-Правильно, тема урока «Порядок выполнения действий в числовых выражениях». Цель нашей работы – познакомиться с правилами порядка выполнения действий.

Организует двигательную физминутку

Высказывают предположения о нехватки нового знания на основе имеющегося опыта.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Дети выполняют двигательные упражнения

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: постановка вопросов;

общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.Построение

проекта выхода

из затруднения

ИД

Слайд 2

- Представьте свои варианты нахождения значения в выражении

48 + 48:8 - 2·4.

- Что необходимо знать, чтобы уверенно сказать, чей вариант верный?

- Прежде, чем сформулировать правило, мы обычно наблюдаем.

Организует работу в парах по сравнению выражений в №289, 290, 291 на стр.96 по рядам.

- Чем же похожи эти выражения? Чем они отличаются?

- Как вы думаете, наличие скобок в выражении повлияет на порядок действий?

- Хватает ли вам наблюдений, чтобы правильно вычислить значение этих выражений?

- Тогда предлагаю познакомиться с ними на стр.96 учебника.

- Раскройте суть каждого правила

На ИД с помощью функции «Ручка» ученики, назвавшие ответы «46» и «4», представляют свой порядок действий.

Дети высказываются о необходимости знания правила.

Пары каждого ряда сравнивают свои числовые выражения. Внимание детей акцентируется на количестве действий в выражениях, на самих арифметических действиях, а также на анализе чисел, входящих в выражение.

- Числа в каждой паре выражений одинаковые, одинаковое и количество действий. Отличаются сами действия. В некоторых выражениях есть скобки. Там, где скобки, вычисления начнутся с них, потому что мы знаем, что первым выполняется действие в скобках. 

Дети по рядам читают три правила порядка выполнения действий в выражениях

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: логические действия анализа, синтеза, классификации, причинно-следственных связей, построения рассуждений Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное

закрепление

Слайд 1

ЦОР

Устанавливает осознанность

восприятия. Первичное обобщение.

- Ребята, давайте вернёмся к нашему первому выражению, где были получены разные значения. Кто из ребят был прав? Почему?

- Примените свои знания правил с помощью функций «захват» и «перетащи», определив порядок действий в выражениях.

Определяют, что ответ «46» верный. Обосновывают правилом №2.

Работают над выражениями с проговариванием конкретного правила порядка выполнения действий вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение конструировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная

работа

с самопроверкой

по эталону

Физкультминутка для глаз

Слайд 3

Слайд 4

- Из рассмотренных ранее упражнений выпишите по одному выражению на каждое правило и найдите его значение

Организует физкультминутку для глаз

Самостоятельная работа учащихся. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном на слайде презентации

Регулятивные: умение помнить и удерживать правило, инструкцию; умение выполнять действия по заданному правилу

7. Инструктаж

выполнения Д/З

Организует инструктаж по выполнению дома упр.294 на стр.98

Воспринимают информацию учителя о выполнении Д/З

Познавательные: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию

8. Итог урока

Подводит итог урока.

- Какую цель урока мы ставили?

- Достигли ли мы её?

- Какими правилами мы можем пользоваться при нахождении значения в выражении?

Подводят итог урока:

соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9. Рефлексия

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование


Список источников:

  1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – В 2-х тт.- Т.2. - 318 с.
  2. Бондаренко, С.М. Проектирование процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников: теория и практика [Текст]: учеб.–методическое пособие / С.М. Бондаренко, Н.С. Стерхова ; Шадр. гос. пед. ин-т. – ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский фил., 2014. – 80 с.
  3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия, 2003. – 176 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев // Избр. психологические произведения. - Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
  5. Основы дидактики [Текст] / под ред. Б.П. Есипова. - М.: Просвещение, 1967. – 472 с.
  6. Стерхова, Н.С. Развитие познавательной самостоятельности будущих учителей физической культуры: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.С. Стерхова, Е.А. Шамонин ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011. – 128 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М.: Министерство образования и науки РФ; Изд-во Просвещение, 2010. – 31 с.
  8. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта инклюзивного занятия «Мир музыки Бетховена» для обучающихся третьего класса.

Статья представляет собой технологическую карту урока музыки по теме «Мир музыки Бетховена» для обучающихся третьих классов с легкой степенью нарушений опорно-двигательного аппарата....