Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллюстрирует практический опыт наставничества, в котором наставниками выступают опытные учащиеся, выпускники изостудии. Наставляемыми являются первоклассники, только вступающие на путь изучения изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Петрова А.Н. Наставничество дети-детям. Методическое описание | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования Дом детского творчества «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга
«ПОРТРЕТ В ТЕХНИКАХ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ДЕТИ - ДЕТЯМ» В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА»
Методическое описание
Автор: Петрова Александра Николаевна,
педагог дополнительного образования,
куратор наставников
Группа наставников: выпускники изостудии «Краски творчества»
Баталова П.,
Кравченко А., Митанёва У.
Наставляемые: учащиеся 1 года обучения
изостудии «Краски творчества»
Организация процесса наставничества в коллективе начинается с определения группы взаимодействия – наставников и наставляемых и беседы куратора с вышеперечисленными группами. В представленном опыте наставниками выступают выпускники изостудии «Краски творчества», ребята 11-12 лет. В качестве наставляемых определены учащиеся первого года обучения, первоклассники 7-8 лет, которые только начали знакомство с изобразительным искусством.
Подготовительная работа куратора и наставников
Началом взаимодействия куратора и наставников стала рефлексия деятельности, которая проходила через анкетирование наставников. Учащиеся 5 класса в открытой форме отвечали на следующие вопросы: «Что в области изобразительного искусства мне удаётся лучше всего?», «Чему я мог(ла) бы научить других?», «Как, в какой форме это, было бы удобным и эффективным?» К последнему вопросу предлагались разъяснения и формы работы: мастер-класс, короткие упражнения, проведение занятия (до 45 минут). По итогам рефлексии куратор и наставники провели обсуждение, в ходе которого был определён план работы и тематика занятия наставниками.
Определение темы взаимодействия
При подборе темы взаимодействия куратором были вынесены на обсуждение следующие жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, анималистический жанр. Приветствовались и предлагаемые наставниками темы. В процессе обсуждения было выбрано искусство портрета, полезное для обеих сторон наставников и наставляемых, как одна из сложных тем изобразительного искусства.
Портрет представляется интересным объектом взаимодействия «дети-детям», поскольку наставники в процессе подготовки материала анализируют собственные затруднения в изображении человека, закрепляют и совершенствуют свои знания портретного искусства. Портрет позволяет сочетать строгость в соблюдении пропорций (конкретный и понятный алгоритм изложения) и свободу в изображении фона, аксессуаров, вариативность в использовании художественных техник. Демонстрируя свой опыт работы и взаимодействуя с наставляемыми, наставники раскрывают личные затруднения и преподносят искусство портрета с новых интересных сторон – через сложные и необычные для первого года обучения техники и материалы.
Знакомство наставников и наставляемых
Отправной точкой взаимодействия в формате наставничества стала встреча наставников и наставляемых в рамках занятия по новогодней открытке. Занятие проводилось куратором, наставники были приглашены с целью познакомиться с ребятами, осмыслить их изобразительные навыки: владение графическими средствами выразительности, аккуратностью исполнения, качеством цветового решения при работе фломастерами. Наставники индивидуально работали с ребятами, помогали разобраться в затруднениях.
После знакомства с ребятами куратором и наставниками в процессе беседы были определены сложности, с которыми столкнулись наставляемые при изготовлении открытки: необходимость индивидуальной работы с ребятами. На основе данного вывода была определена форма занятия: мастер-класс, при котором двое наставников будут работать с ребятами в аудитории – помогать справляться с индивидуальными затруднениями, один из наставников – фронтально преподносить материал.
Входная диагностика
Наставляемые имеют опыт изображения головы человека пастельными мелками, что в определённой степени облегчает деятельность наставников, поскольку придаёт им большую уверенность в проведении мастер-класса в рамках данной темы.
Перед подготовкой занятия куратором и наставниками был проведён устный опрос первоклассников: «Что было самым сложным в изображении человека?» Ответы наставляемых были показали, что голова в целом вызывают наибольшие затруднения (сам человек, форма лица, голова, волосы, разделение на части) а также отдельные части лица (брови, нос, глаза, губы, волосы) и техническое решение (рисование пастелью, цвет, фон).
Данные творческие работы предстали начальным диагностическим материалом до работы с наставниками. Диагностика эффективности взаимодействия в рамках наставничества проводилась куратором по следующим критериям:
- Правильное расположение черт лица
- Композиция в листе
- Цветовое и техническое решение
При предварительной беседе куратора и наставников были выявлены их личные затруднения в изображении человека, главным образом они демонстрировали сложности в реалистичной передаче частей лица: глаз, носа, губ. Затруднений в соблюдении пропорциональных отношений частей лица выявлено не было. По итогам беседы куратора и наставников были уточнены этапы работы над линейным рисунком портрета.
По мнению наставников, интерес наставляемых к искусству портрета с учётом его сложности, может быть развит и поддержан разнообразием демонстрационного материала, в котором иллюстрируются разная форма причёски, черт лица, формы головы, пола изображаемого, важное значение имеет одежда и аксессуары. А также определилась значительная роль художественной техники изображения, возможность использования разных материалов. По итогам обсуждения более конкретно сформулировались темы занятий:
- изображение портретов мальчика и девочки анфас;
- портрет девочки: живописное решение, в котором будут сочетаться сложные оттенки кожи, губ с эффектным фоном (в технике акварель по-сырому). Одежда офомится при помощи смешанной техники на выбор наставляемых – дорисовать фломастерами, «допечатать» при помощи салфеток или ватных палочек и белой гуаши;
- портрет мальчика, графическое решение в смешанной технике: маркер в сочетании с эффектами использования кофе и соли.
Живописное и графическое решение портрета направлены на расширение знаний наставляемых о разнообразии творческих экспериментов, на включение фантазии наставляемых, формированию креативного мышления, способствует формированию мотивации наставляемых к дальнейшему изучению портретного искусства.
В ходе обсуждения формы работы наставниками был определён формат мастер-класса, который проводится в три этапа – три занятия длительностью до 45 минут.
Проведение мастер-классов
На первом этапе наставляемые под руководством наставников закрепляли свои умения в пропорциональном изображении головы человека. На листах А3 создавались два линейных портрета мальчика и девочки, основа для дальнейшей работы в разных материалах. Ребята разбирались, чем отличается мужской и женский портреты. Обязанности наставников разделились уже на данном этапе: два участника группы наставников по очереди фронтально демонстрировали этапы линейного изображения, а также провели беседу о визуальном отличии головы мальчика и девочки. Другие наставники подключились к индивидуальному сопровождению наставляемых. Роль куратора заключалась в наблюдении и помощи при затруднениях наставников или наставляемых.
Второй этап – графическое решение мужского портрета, направленное на правильное использование линий, применение штриховок на одежде, передача фактуры волос – в целом умение «говорить на языке графики». В данном случае наставники менялись с изменением техники работы – основа созданная с помощью маркера дорабатывалась в технике «солёной кофеграфии» под руководством уже другого наставника.
Аналогичным образом проводилась работа третьего этапа – работа с живописным портретом. Главная сложность этого этапа заключалась в передаче натуральных телесных оттенков при изображении человека. Акварелью закладывались тона кожи, цвет радужки и губ, а также весь фон, в технике по-сырому. Цвет волос и одежда закладывались с учётом последующей доработки фломастерами с использованием графических штриховок (или с помощью ватных палочек и белой гуаши). Один из наставников вёл мастер-класс фронтально, остальные участники взяли на себя работу внутри аудитории, сопровождали ребят индивидуально.
Подведение итогов. Рефлексия
По итогам взаимодействия была проведена рефлексивная беседа куратора и наставников, куратора и наставляемых. Была создана выставка творческих работ, наставники и наставляемые собрались на общее обсуждение работы в формате круглого стола. Ребята обменялись впечатлениями о работе, рассмотрели план дальнейшего взаимодействия, и принято решение провести ещё одно совместное занятие под руководством наставников, в котором уже и они будут соавторами большой коллективной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в ходе реализации программы Школа 2100
В данном методическом материале Вы найдёте обоснование применения личностно-ориентированного подхода в УМК Школа 2100....
Представление педагогического опыта Заводовой Ольги Николаевны "Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в ходе реализации ФГОС"
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфор...
Мониторинг эффективности и предполагаемые результаты в ходе реализации внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание ...
Методический семинар «Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС»
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Применение АМО на уроках резул...
«Мониторинг эффективно-сти и предполагаемые ре-зультаты в ходе реализации внеурочной деятельности».
laquo;Мониторинг эффективности и предполагаемые результаты в ходе реализации внеурочной деятельности»....
«Мониторинг эффективности и предполагаемые результаты в ходе реализации внеурочной деятельности»
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. ОУ предоставл...
Групповая форма работы в ходе реализации программы наставничества "ученик-ученик"
Методическое описание раскрывает особенности и преимущества такой формы реализации наставничества как "группа наставников - группа наставляемых"....