внеурочная программа
материал (1 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КЛУБ МАЛЕНЬКИХ ЗНАТОКОВ»
(разработана для учащихся начальных классов)
Учитель начальных классов:
Будаева Сэрэгма Викторовна
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего нас мира, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит детское творческое объединение «Клуб маленьких знатоков», являющееся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа курса разработана на основе Сборника рабочих программ УМК
«Школа России» 1 – 4 классы, учебник «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков
«Просвещение» 2012 год, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем окружающий нас мир, как много разнообразных «Почему?» хранит он в себе. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения окружающего мира школьники могут увидеть “волшебство родной природы”, найти ответы на вопросы: «Что и кто?»,
«Как, откуда и куда?», «Где и когда?» «Почему и зачем?». Воспитание интереса к окружающему миру должно пробуждать у учащихся: стремление расширять свои знания по предмету, осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на занятиях, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Школьники овладевают основами практико-ориентированных
знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Программа обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Цель и задачи программы:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания программы являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа детского творческого объединения по научно-познавательному направлению
«Клуб маленьких знатоков» предназначена для обучающихся 1 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте 7 - 8 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, всего 66 часов.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- метапредметность
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность и доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся.
Ценностные ориентиры содержания курса
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Формы проведения занятий
- Исследование, дискуссия, смотр знаний,
- путешествие, лекция, КВН, устные журналы на природоведческую тематику и т.д..
На занятиях можно использовать:
- решение кроссвордов, ребусов, занимательных и экологических задач;
- конкурсы (конкурс «Животный мир леса», «Птицы – наши друзья», «Грибы» и др.);
- задания «А знаете ли вы, что…?;
- рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов;
- создание макетов, моделей,
- викторины для почемучек, конкурсы знатоков, грибников и т.д., загадки;
- работа справочного бюро;
- показ рисунков, по которым дети называют правило (например, правила поведения в библиотеке);
- дидактические игры
- ролевые игры.
- просмотр кинофильмов, мультпрограмм, видеороликов природоведческого содержания;
- беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека неживой природы;
- изготовление простейших наглядных пособий из природных материалов, организация выставок работ учащихся;
- выпуск стенгазет, информационных уголков «Это интересно знать», «Ответы на ваши вопросы»;
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Клуб маленьких знатоков» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности
Тематическое планирование. Содержание программы.
Ча сы | Ча сы по те ме | Тематиче ское планирова ние | Характери стика деятельно сти учащихся | Личностны е УУД | Познават ельные УУД | Регулятив ные УУД | Коммуника тивные УУД |
Раздел «Кто и что?» 22 часа | |||||||
1 | 1 | Что мы знаем о своем крае? Проект «Моя малая Родина» | Учащиеся осваивают первоначал ьные умения: задавать вопросы «Что такое…?»; вступать в учебный диалог; оценивать результаты своей работы; понимать учебную задачу и стремиться | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринят ых норм и ценностей: в предложенн ых ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как | Ориентир оваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известног о с помощью учителя; делать предварит ельный отбор источнико в информац ии; | Определять и формулиро вать цель деятельнос ти на уроке с помощью учителя; проговарив ать последоват ельность действий на уроке; учиться высказыват ь своё предполож ение (версию); | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразитель но читать и пересказыв ать текст; совместно договарива ться о |
2 | 1 | Что мы знаем о чудесах света? | |||||
3 | 1 | Что такое звук? | |||||
4-5 | 2 | Что такое атмосфер ное давление и давление |
в воде? | её выполнить; наблюдать и сравниват ь; отвечать на итоговые вопросы; работать в паре: использов ать представле нную информаци ю для получения новых знаний; осуществл ять самопровер ку; моделиров ать форму планет, спутников, комет, астероидов . | хорошие или плохие; объяснять с позиции общечелове ческих нравственн ых ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятел ьно определять и высказыват ь самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечелове ческих нравственн ых ценностей); в предложенн ых ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. применять правила | добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненны й опыт и информац ию, полученн ую на занятии; перерабат ывать полученн ую информац ию: делать выводы в результат е совместно й работы всего класса; сравниват ь и группиров ать предметы и их образы; преобразо вывать информац ию из одной формы в другую: подробно пересказы вать небольши е тексты, называть | отличать верно выполненн ое задание от неверного; оценивать весомость приводимы х доказательс тв и рассуждени й; корректиро вать деятельнос ть: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; анализиров ать эмоциональ ные состояния, полученны е от успешной (неуспешно й) деятельнос ти, оценивать их влияние на настроение человека. | правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнител я, критика); описывать объект: передавать его внешние характерист ики, используя выразитель ные средства языка; приводить убедительн ые доказательс тва. | ||
6 | 1 | Что такое гроза и гром? | |||||
7 | 1 | Что такое лавина? | |||||
8 | 1 | Что такое иглу – ледяные дома? | |||||
9 | 1 | Что такое огонь? | |||||
10 | 1 | Что такое воздух? | |||||
11 | 1 | Что такое озеро? | |||||
12 | 1 | Что такое мираж? | |||||
13 | 1 | Что такое оазис? | |||||
14 | 1 | Что такое пыльца? | |||||
15 | 1 | Что такое вулканы и гейзеры? | |||||
16 | 1 | Что такое полярны й день и полярная ночь? | |||||
17 | 1 | Что такое электриза ция? | |||||
18- 19 | 2 | Что такое планеты и искусстве нные спутники ? | |||||
20 | 1 | Что такое метеорит ы, астероид ы и кометы? | |||||
21 | 1 | Что такое нефть? | |||||
22 | 1 | Проверим себя и | Выступат ь с |
Проверим себя и оценим свои достижен ия по разделу «Что и кто?» | сообщения ми, иллюстри ровать их наглядным и материала ми; обсуждать выступлен ия учащихся; оценивать свои достижени я и достижени я других учащихся. | делового сотрудниче ства: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелат ельность в споре (дискуссии) . | их тему. | ||||
Раздел «Как, откуда и куда?» 23 часа | |||||||
Ча сы | Ча сы | Тематиче ское планирова ние | Характери стика деятельно сти учащихся | Личностны е УУД | Познават ельные УУД | Регулятив ные УУД | Коммуника тивные УУД |
23 | 1 | Как предсказ ывают погоду? | Понимать учебную задачу и стремитьс я её выполнить; работать в паре: рас- сказывать по схеме о том, как работают градусник, батарейка, откуда берутся стекло, песок, эл. ток, моделиров ать градусник; сочинять и рассказыв | Применять правила делового сотрудниче ства: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелат ельность в споре | Ориентир оваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известног о с помощью учителя; делать предварит ельный отбор источнико в информац ии; добывать новые знания: | Определять и формулиро вать цель деятельнос ти на уроке с помощью учителя; проговарив ать последоват ельность действий на уроке; учиться высказыват ь своё предполож ение (версию); отличать верно выполненн ое задание | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразитель но читать и пересказыв ать текст; описывать объект: передавать его внешние характерист ики, |
24 | 1 | Как устроена Земля? | |||||
25 | 1 | Как работает батарейка ? | |||||
26 | 1 | Как работает градусни к? | |||||
27 | 1 | Как образуют ся льдины? | |||||
28 | 1 | Откуда берётся стекло? | |||||
29 | 1 | Откуда берется песок? |
30 | 1 | Откуда берётся электриче ский ток? | ать сказочную историю по рисунку; запомнить ТБ при обращении с электропри борами; обсуждать необходим ость экономии воды; фор- мулироват ь выводы, рас- сказывать по схеме о том, как устроены водопады, как делают хлеб, молочные продукты, карамель и т.д.; моделиров ать книгу, журнал; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижени я на занятиях. | (дискуссии) , доверие к собеседник у деятельност и; проявлять творческое отношение к процессу обучения. осознавать значимость новой роли «исследоват ель», оценивать свою работу в этой роли. | находить ответы на вопросы, используя свой жизненны й опыт и информац ию, полученн ую на занятии; перерабат ывать полученн ую информац ию: делать выводы в результат е совместно й работы всего класса; преобразо вывать информац ию из одной формы в другую: подробно пересказы вать небольши е тексты, называть их тему. | от неверного; оценивать весомость приводимы х доказательс тв и рассуждени й; корректиро вать деятельнос ть: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; анализиров ать эмоциональ ные состояния, полученны е от успешной (неуспешно й) деятельнос ти, оценивать их влияние на настроение человека. | используя выразитель ные средства языка; приводить убедительн ые доказательс тва. |
31 | 1 | Куда девается вода, когда высыхает ? (Три состояния воды) | |||||
32 | 1 | Как устроены водопады ? | |||||
33 | 1 | Откуда берется соль? | |||||
34 | 1 | Откуда берутся яйца в магазине? | |||||
35 | 1 | Как делают хлеб? | |||||
36 | 1 | Как делают молочные продукты ? | |||||
37 | 1 | Как делают карамель ? | |||||
38 | 1 | Как делают книги, журналы ? | |||||
39 | 1 | Как сделать самодель ную книгу? | |||||
40 | 1 | Как делают обои? | |||||
41 | 1 | Как устрицы делают |
жемчуг? | |||||||
42 | 1 | Как делают телепрогр аммы? | |||||
43 | 1 | Как возникаю т ягоды? | |||||
44 | 1 | Как устроены наши глаза? | |||||
45 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижен ия по разделу «Как, откуда и куда?» | выступать с подготовле нными сообщения ми, иллюстри ровать их наглядным и материала ми; обсуждать выступлен ия учащихся; оценивать свои достижени я и достижени я учащихся. | ||||
Раздел «Где и когда?» 5 часов | |||||||
Ча сы | Ча сы | Тематиче ское планирова ние | Характери стика деятельно сти учащихся | Личностны е УУД | Познават ельные УУД | Регулятив ные УУД | Коммуника тивные УУД |
46 | 1 | Когда появилис ь деньги? | Понимать учебную задачу; анализиро вать иллюстрац ии, работать в паре; | Применять правила делового сотрудниче ства: сравнивать разные точки зрения; | Делать предварит ельный отбор источнико в информац ии; | Оценивать весомость приводимы х доказательс тв и рассуждени й; корректиро | Слушать и понимать речь других; выразитель но читать и пересказыв ать текст; описывать |
47 | 1 | Где найти в море пресную воду? | |||||
48 | 1 | Когда |
нужно ходить в библиоте ку? | рас- сказывать по схеме о том, для чего нужно ходить в библиотеку ; соблюдать личную гигиену; формулир овать выводы из коллективн ого обсуждени я; отвечать на итоговые вопросы. | считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелат ельность в споре (дискуссии) , доверие к собеседник у деятельност и. | преобразо вывать информац ию из одной формы в другую: подробно пересказы вать небольши е тексты, называть их тему. | вать деятельнос ть: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала. | объект: передавать его внешние характерист ики, используя выразитель ные средства языка; приводить убедительн ые доказательс тва. | ||
49 | 1 | Когда появляют ся микробы ? | |||||
50 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижен ия по разделу «Где и когда?» | Выступат ь с подготовле нными сообщения ми, иллюстри ровать их наглядным и материала ми; обсуждать выступлен ия учащихся; оценивать свои достижени я и достижени я других учащихся. | ||||
Раздел «Почему и зачем?» 16 часов | |||||||
Ча сы | Ча сы | Тематиче ское планирова | Характери стика деятельно | Личностны е УУД | Познават ельные УУД | Регулятив ные УУД | Коммуника тивные УУД |
ние | сти учащихся | ||||||
51 | 1 | Почему корабль не тонет? | Понимать учебную задачу и стремить- ся её выполнить; Высказыв ать предполож ения о причине землетрясе ния; сопоставл ять видимые и реальные размеры Солнца; работать в паре: моделиров ать форму Солнца, проводить взаи- мопроверк у; наблюдать форму снежинок и отображат ь её в рисунках, модели; сочинять и рассказыв ать сказку по рисунку; осуществл ять самопро- верку; обсуждать, почему и как следует | Применять правила делового сотрудниче ства: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелат ельность в споре (дискуссии) , доверие к собеседник у деятельност и; объяснять с позиции общечелове ческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как правильные или неправильн ые; проявлять творческое отношение к процессу обучения. осознавать значимость | Делать предварит ельный отбор источнико в информац ии; преобразо вывать информац ию из одной формы в другую: подробно пересказы вать небольши е тексты, называть их тему; перерабат ывать полученн ую информац ию: делать выводы в результат е совместно й работы всего класса. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала; отличать верно выполненн ое задание от неверного; анализиров ать эмоциональ ные состояния, полученны е от успешной (неуспешно й) деятельнос ти, оценивать их влияние на настроение человека; формулиро вать вопрос (проблему, затруднени е) с которым столкнулис ь учащиеся, оценивать сложившу юся учебную ситуацию. | Выразитель но читать и пересказыв ать текст; описывать объект: передавать его внешние характерист ики, используя выразитель ные средства языка; приводить убедительн ые доказательс тва; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнител я, критика). |
52 | 1 | Почему предметы падают на землю? | |||||
53 | 1 | Почему земля трясётся? | |||||
54 | 1 | Почему солнце село, а еще светло? | |||||
55 | 1 | Почему снежинки все время разные? | |||||
56 | 1 | Почему останавл ивается самокат. Сила трения. | |||||
57 | 1 | Почему я двигаюсь и могу стоять прямо? | |||||
58 | 1 | Почему мне нужно есть и почему мне бывает плохо? | |||||
59 | 1 | Зачем бьётся мое сердце? | |||||
60 | 1 | Зачем выделяет ся слюна? | |||||
61 | 1 | Зачем я |
потею? | беречь сердце, зубы, глаза; высказыв ать предполож ения о причине возникнове ния заболевани й, участвова ть в ролевой игре; форму- лировать правила о том, как заботиться о своем здоровье; | новой роли «исследоват ель», оценивать свою работу в этой роли. | |||||
62 | 1 | Почему у меня выпал зуб? | |||||
63 | 1 | Почему я чувствую боль? | |||||
64 | 1 | Почему появляетс я «гусиная кожа»? | |||||
65 | 1 | Почему я не вижу ночью? | |||||
66 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижен ия по разделу «Почему и зачем?» | отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижени я по данной теме. |
Краткое описание содержания занятий
Часы | Часы по теме | Дата | Тематическое планирование | Краткое описание |
Раздел «Кто и что?» 22 часа | ||||
1 | 1 | Что мы знаем о своем крае? Проект «Моя малая Родина» | Систематизировать знания детей о своей республике, районе и селе, дополнять новой информацией; ввести понятие «малая Родина», полезные ископаемые Закаменского района, природные памятники «Уран-Душэ», «Сайханайн табхар», «Юхта» и др . | |
2 | 1 | Что мы знаем о чудесах света? | Систематизировать знания детей о чудесах света. Какие они, где находятся? Что в них особенного? Какие чудеса света |
были признаны новыми? Почему? Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Что? Где? Когда?». | ||||
3 | 1 | Что такое звук? | Познакомить детей с разнообразными звуками, как они рождаются, какие бывают звуки? Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей «Что? Где? Когда?». | |
4-5 | 2 | Что такое атмосферное давление и давление в воде? | Познакомить детей с атмосферным давлением и давлением в воде, с помощью каких приборов определяют; развивать умение пользоваться разными приборами для определения погоды. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
6 | 1 | Что такое гроза и гром? | Познакомить детей с опасностями, которые окружают их в неживой природе, что такое гроза и почему она возникает, с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
7 | 1 | Что такое лавина? | Познакомить детей с опасностями, которые окружают их в неживой природе, что такое лавина и почему она возникает, с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера. Ввести в словарь детей новое слово – лавина. Просмотр видеосюжета по теме занятия . | |
8 | 1 | Что такое юрта – войлочные дома? | Дать детям информацию о том, где и кто строит такие дома, из какого материала, когда можно жить в таком доме? Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей. | |
9 | 1 | Что такое огонь? | Познакомить детей с опасностями, которые окружают их в неживой природе, что такое огонь и почему он возникает, с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях природного характера. Просмотр видеосюжета по теме занятия. | |
10 | 1 | Что такое воздух? | Уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, об основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; |
Просмотр видеосюжета по теме занятия. | ||||
11 | 1 | Что такое озеро? | Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашего края и его богатствах; дать представление об озере «Байкал»; Просмотр видеосюжета по теме занятия. | |
12 | 1 | Что такое мираж? | Познакомить детей с явлением – мираж. Ввести в словарь детей новое слово – мираж. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
13 | 1 | Что такое оазис? | Ввести в словарь детей новое слово – оазис. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
14 | 1 | Что такое пыльца? | Закреплять знания о многообразии мира насекомых, их среде обитания; ввести в словарь детей новые слова – рой, нектар, пыльца. Зачем нужна пыльца и как пчелы ее добывают? Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей. | |
15 | 1 | Что такое вулканы и гейзеры? | Познакомить детей с природным явлением – вулкан, причиной его извержения; изготовление модели гор, Познакомить с отличиями действующих и потухших вулканов. Ввести в словарь детей новые слова – вулканы, гейзеры. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
16 | 1 | Что такое полярный день и полярная ночь? | Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
17 | 1 | Что такое электризация? | Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, познакомить детей с причиной проявления статического электричества, закрепить правила безопасного поведения при обращении с электроприборами в быту. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей. | |
18-19 | 2 | Что такое планеты и искусственные спутники? | Обобщить и расширить представления детей о работе человека в космосе, о планетах солнечной системы и искусственных спутниках, космических путешествиях. Расширить тематический словарь: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, инопланетяне. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей. |
20 | 1 | Что такое метеориты, астероиды и кометы? | Обобщить представления детей о работе человека в космосе, о планетах солнечной системы и искусственных спутниках, космических путешествиях. Расширить тематический словарь: метеориты, астероиды, кометы. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
21 | 1 | Что такое нефть? | Рассказать что такое нефть; закрепить понятие “полезные ископаемые”; рассказать о природных богатствах родного края. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
22 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Проект «Моя малая Родина» | Презентация проекта «Моя малая Родина», представление результатов проектной деятельности, выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. | |
Раздел «Как, откуда и куда?» 23 часа | ||||
Часы | Часы по теме | Дата | Тематическое планирование | Краткое описание |
23 | 1 | Как предсказывают погоду? | Формировать знаний детей о явлениях природы в разное время года, вырабатывать у учащихся умение объяснять наблюдаемые погодные явления, ввести в словарь детей новые слова – метеоролог, синоптик; познакомить учащихся с профессиями метеоролога и синоптика, Просмотр видеосюжета по теме занятия. | |
24 | 1 | Как устроена Земля? | Закрепить знания детей о планете Земля; уточнить представления о Луне как спутнике Земли; Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
25 | 1 | Как работает батарейка? | Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, для чего нужна батарейка как она устроена. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
26 | 1 | Как работает градусник? | Познакомить детей с устройством термометра, научить с его помощью определять температуру тела, воды, воздуха; Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. |
27 | 1 | Как образуются льдины? | Познакомить детей со свойствами воды, снега, льда (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Обобщить знания о том, где и как образуются льдины? Просмотр видеосюжета по теме занятия. | |
28 | 1 | Откуда берётся стекло? | Познакомить детей с историей появления стекла, со свойствами стекла путем элементарного экспериментирования, уточнить представления детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей. | |
29 | 1 | Откуда берется песок? | Познакомить детей с особенностями песка и найти проявления этих свойств в повседневной жизни, откуда он берётся. Детский обучающий фильм. | |
30 | 1 | Откуда берётся электрический ток? | Раскрыть роль электричества в быту, сформировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами; просмотр видеосюжета по теме занятия. | |
31 | 1 | Куда девается вода, когда высыхает? (Три состояния воды) | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний); сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое. | |
32 | 1 | Как устроены водопады? | Создать целостное представление о водопаде, как о природном явление; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Детский обучающий фильм. | |
33 | 1 | Откуда берется соль? | Расширить представление детей о свойствах соли; познакомить с технологией добычи соли; для чего человеку соль; где он её может использовать и в каких целях; просмотр видеосюжета по теме занятия. | |
34 | 1 | Откуда берутся яйца в магазине? | Познакомить учащихся с ролью яйца в питании человека; откуда берутся яйца; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
35 | 1 | Как делают хлеб? | Расширить знания у детей о значении |
хлеба в жизни человека; познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. | ||||
36 | 1 | Как делают молочные продукты? | Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательных компонентах ежедневного рациона; расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; познакомить учащихся с питательной ценностью молока и молочных продуктов. | |
37 | 1 | Как делают карамель? | Познакомить учащихся с технологией изготовления карамели; расширить представление детей об ассортименте изделий из карамели. | |
38 | 1 | Как делают книги, журналы? | Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством книг, журналов; с разными видами бумаги, выяснить, как свойство каждой из них связано с использованием данного материала; ввести в словарь детей новые слова – рукопись, редактор, издательство. | |
39 | 1 | Как сделать самодельную книгу? | Расширять знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении); познакомить детей с книгами- самоделками; изготовление книг- самоделок «Книжка своими руками»; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей. | |
40 | 1 | Как делают обои? | Закрепить знания об основных и составных цветах; порядке расположения цветов в спектре. Показать новые способы нетрадиционного рисования: ладошками, пальцами, подручными предметами и т.д.; познакомить с технологией изготовления обои. | |
41 | 1 | Как устрицы делают жемчуг? | Познакомить детей с происхождением жемчуга и где его используют; обучающий фильм. | |
42 | 1 | Как делают телепрограммы? | Показать на примерах роль телевидения в нашей жизни; познакомить с созданием телепрограмм; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы для детей. | |
43 | 1 | Как возникают | Продолжить знакомство с ягодами и их |
ягоды? | видами; расширять, активизировать словарный запас по данной теме; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |||
44 | 1 | Как устроены наши глаза? | Дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; привести к пониманию, что зрение человека надо беречь; расширять словарь: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза". | |
45 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Просмотр видеопрограммы «Как, откуда и куда?» | |
Раздел «Где и когда?» 5 часов | ||||
Часы | Часы по теме | Дата | Тематическое планирование | Краткое содержание |
46 | 1 | Когда появились деньги? | Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; рассмотреть виды денег: банкноты и монеты; определить функции денег; обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами; | |
47 | 1 | Где найти в море пресную воду? | Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; какая вода пресная; учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь; обогащать представления детей о водных ресурсах Земли. | |
48 | 1 | Когда нужно ходить в библиотеку? | Дать детям представления о библиотеке, зачем нужна домашняя библиотека; о правилах для читателей, посещающих библиотеку, о роли книги в жизни человека; активизировать словарный запас (библиотекарь, читатели). | |
49 | 1 | Когда появляются микробы? | Дать детям некоторые представления о микробах, об их свойствах; узнать, каким образом микробы могут нанести вред человеку; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями; закрепить правила личной гигиены. |
50 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Просмотр видеопрограммы «Где и когда?» | |
Раздел «Почему и зачем?» 16 часов | ||||
Часы | Часы по теме | Дата | Тематическое планирование | Краткое описание |
51 | 1 | Почему корабль не тонет? | Проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов; дать знания о том, что предметы, наполненные воздухом, плавают в воде; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
52 | 1 | Почему предметы падают на землю? | В доступной для детей форме познакомить с ученым И. Ньютоном и его открытием закона всемирного тяготения; познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
53 | 1 | Почему земля трясётся? | Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях; познакомить с зонами распространения землетрясений; углубить и систематизировать знания детей о чрезвычайных ситуациях. | |
54 | 1 | Почему солнце село, а еще светло? | Раскрыть значение и роль солнца для живой и неживой природы; сформировать образное представление о Солнце как о ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца; просмотр видеосюжета по теме занятия. | |
55 | 1 | Почему снежинки все время разные? | Расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать, решая проблемные ситуации, учить выслушивать мнения своих товарищей; изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
56 | 1 | Почему останавливается самокат. Сила трения. | Способствовать формированию представления о силе трения; показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике; убедиться в факте пользы и вреда силы трения; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. |
57 | 1 | Почему я двигаюсь и могу стоять прямо? | Дать детям представления о строении собственного тела, особенностях опорно– двигательного аппарата; расширять представления о своем организме, о его строении; | |
58 | 1 | Почему мне нужно есть и почему мне бывает плохо? | Дать детям представления о строении собственного тела; продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека. | |
59 | 1 | Зачем бьётся мое сердце? | Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма; обучать правилам сохранения здорового сердца, смоделировать работу "сильного" тренированного сердца и "слабого" нетренированного | |
60 | 1 | Зачем выделяется слюна? | Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
61 | 1 | Зачем я потею? | Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы». | |
62 | 1 | Почему у меня выпал зуб? | Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; уточнить знания о назначении зубов, их функциях; познакомить с расположением зубов в ротовой полости; воспитывать умение ухаживать за зубами. | |
63 | 1 | Почему я чувствую боль? | Дать детям представления о строении собственного тела; продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; учить детей правилам поведения в быту; мультпрограмма для детей. | |
64 | 1 | Почему появляется «гусиная кожа»? | Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; познакомить с выражением «гусиная кожа», что оно обозначает; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | |
65 | 1 | Почему я не вижу ночью? | Продолжать расширять представления о своем организме, о его строении; дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека; выяснить значение сна в жизни |
человека; просмотр видеосюжета по теме занятия из обучающей мультпрограммы. | ||||
66 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Просмотр видеопрограммы «Почему и зачем?» |
Основные требования к метапредметным и личностным результатам учащихся к концу курса обучения
Метапредметные и личностные знания:
о признаках живой и неживой природы;
об основных сведениях о своей стране, республике, районе, селе;
о видах транспорта; правилах безопасного поведения в быту и на улице, в воде; о правилах безопасного обращения с электроприборами;
о правилах поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правилах поведения во время экскурсий;
о роли экологии в жизни людей;
об основах взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе; как заботиться о своем здоровье;
о правилах здорового образа жизни.
Метапредметные и личностные умения:
различать объекты неживой и живой природы;
знать предметы старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
рассказывать о красоте и достопримечательностях своей республики, района, села; сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости);
отвечать на вопросы «Как? Зачем? Почему? Откуда?» и т.д., предусмотренные программой курса «Клуб маленьких знатоков»;
выполнять правила личной гигиены;
устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира; вести наблюдения в природе под руководством учителя;
Оборудование для обеспечения программы
Для осуществления образовательного процесса по программе «Клуб маленьких знатоков» необходимы следующие принадлежности:
наличие карточек с играми и заданиями; наличие текстов для работы на занятиях; подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет; компьютер, принтер, сканер; проектор, интерактивная доска; набор ЦОР по окружающему миру.
Литература
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1-4 классы М.: Просвещение 2012 год
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы М.: Просвещение 2012 год
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: Методические рекомендации: 1 класс М.: Просвещение 2012 год
Игонина Г.С. Наша Родина — Россия: кроссворды, ребусы, головоломки: пособие для учителя. М.: Просвещение 2012 год
Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная программа Я - исследователь
Программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Я - исследователь"...
Внеурочная программа 1 класс "Школа здоровья"
Программы кружков...
Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге»
Первая частьРазвитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых....
внеурочная программа Кружок-" Пчелка"
Актуальность программы.Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному п...
Внеурочная программа для первых классов "Школа мяча"
Разработка на 2 часа в неделю школа мяча, изучение истории подвижных и спортивных игр,обучение детей в овладении мячом, работа над коррекцией движений, приема и передачи мяча, стойки игроков по средст...
внеурочная программа "Мир лекарственных растений"
внеурочная программа "Мир лекарственных растений"...
Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа внейрочной деятельности, для учащихся 1-4 классов "Занимательная математика"...