Внеурочная программа Я - исследователь
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Я - исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_issledovatel.doc | 600 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по организации проектно-исследовательской деятельности
младших школьников «Я - исследователь»
Пояснительная записка
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена — дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе
Программа «Я – исследователь» предназначена для обучающихся 1-4 классов и составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Цель программы
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Новизна и особенности программы:
- педагогические действия направлены на развитие и поддержку детей младшего школьного возраста, имеющих высокую степень мотивации к обучению;
- образовательный процесс строится на применении деятельностной технологии обучения в группах и индивидуально;
- система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использовании информации;
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- работа строится по индивидуальным траекториям формирования специальных компетенций;
- реализация программы осуществляется по определенным направлениям, постепенно усложняющиеся по степени организации проектной деятельности учащимися.
Программа предусматривает в процессе обучения пошаговое формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской деятельности и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- целеполагание, выдвижение гипотез;
- ознакомление с литературой по данной проблематике;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала, его анализ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Прежде всего, надо научить видеть проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал по предмету. Вторым шагом развития исследовательских навыков станет формирование умения выразить проблему в конкретные цели и познавательные задачи, умение выдвинуть гипотезу и построить план исследования, умение анализировать научную и научно-популярную литературу, фото и кинодокументы, пользоваться специальными методами исследования, создавать новые, искать свои пути решения проблемы. Данные этапы работы прослеживаются в учебно-тематическом планировании занятий и содержании программы.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, – коллективная, групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, научно-практическая конференция;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Данная программа рассчитана на 209 часов: в первом классе – 33 часа, во втором -58 часов (34 часа аудиторной нагрузки и 24 часа самостоятельной работы учащихся), в третьем классе – 60 часов (34 часа аудиторной нагрузки и 26 часов самостоятельной работы), в четвертом классе – 58 часов (25 часов аудиторной нагрузки и 33 часа самостоятельной работы)
Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2–4 классы – 40 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Проектно-исследовательская деятельность школьников организуется по следующим подпрограммам
- Подпрограмма «Тренинг» включает специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
- Подпрограмма «Исследовательская практика» предполагает проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
- Подпрограмма «Мониторинг» включает содержание и организацию мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащихся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, возвращаемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Перечень требований определяется поставленными задачами и имеет следующий вид.
Совершенствование познавательных потребностей
В ходе освоения программы, за счет максимального сближения учебной и познавательной деятельности младшего школьника, должны возрасти его познавательные потребности. Проводимые в рамках программы занятия, эксплуатируя природное детское любопытство, должны постепенно содействовать его трансформации в устойчивую познавательную потребность.
Судить об этом можно на основе наблюдений за динамикой детского отношения к процессу познания и по росту успешности основной учебной деятельности. Для повышения достоверности и снижения субъективизма можно воспользоваться «методом экспертных оценок» (сопоставить итоги наблюдений разных специалистов, работающих с данными детьми).
Развитие познавательных способностей
Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.
Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.
Обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске
Дети, в ходе предусмотренного программой тренинга исследовательских способностей, а также в ходе собственной исследовательской практики должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований. Оценить это можно по следующим критериям:
- по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- по степени овладения детьми такими понятиями, как, например, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.
Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска
В ходе занятий в рамках программы следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Уровень их сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.
Формирование у учащихся и их наставников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
В ходе реализации программы у детей и педагогов должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных занятий. Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как доминирующий способ обучения, а исследование как стиль жизни.
В качестве основных критериев здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
По истечении реализации программы предполагается овладение учащимися следующими операционными исследовательскими умениями:
- умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;
- умение работать с книгой: делать выписки, составлять план, выделять главное, писать доклады;
- умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;
- умение статистической обработки данных.
Планируется формирование следующих тактических исследовательских умений:
- умение быстрой ориентации при поиске новой информации;
- умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение формулировать проблему;
- умение определять объект, предмет исследования;
- умение выделять цели и задачи;
- умение выдвигать гипотезу;
- умение проводить мысленный эксперимент;
- умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;
- умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, умозаключение, и т.д.
Объем курса и виды учебной работы
1 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти в адаптационный период нецелесообразно проводить тренинговые занятия по знакомству с исследовательской деятельностью, поэтому в программу введены игровые занятия на развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, внимания, воображения, мышления и др. – 7 часов. Следующие 26 часов поделены между подпрограммами: «Тренинг», «Исследовательская практика», «Мониторинг».
Распределение часов
№ | Вид учебной работы | Всего часов | Сроки проведения |
Игровые занятия | |||
1 | Общая трудоемкость | 7 | В течение 1-й четверти |
2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 7 | Еженедельно |
3 | Индивидуальная работа | ||
4 | Самостоятельная работа | ||
Тренинг | |||
1 | Общая трудоемкость | 12 | В течение 2-й и 3-й четвертей учебного года |
2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 12 | Еженедельно |
3 | Индивидуальная работа | ||
4 | Самостоятельная работа | ||
Исследовательская практика | |||
5 | Общая трудоемкость | 8 | В течение учебного года, начиная со 2-й четверти |
6 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 2 | В начале 2-й четверти |
7 | Индивидуальная работа | 6 | В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года |
8 | Самостоятельная работа | ||
Мониторинг | |||
9 | Общая трудоемкость | 6 | В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года |
10 | Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции) | 4 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
11 | Индивидуальная работа | ||
12 | Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ учащихся вторых-четвертых классов) | 2 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
Учебно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ | Тема | Содержание | Занятия со всей группой (классом) учащихся | Индивидуальная работа | Самостоятельная работа | Дата проведения |
Игровые занятия (7 часов) ( в течение 1 четверти) | 7 | |||||
1. | Игры - разминки | Проводятся игры «Снежный ком», «Пусть выйдет ко мне…», «Построение» на развитие коммуникативных навыков (см. Приложение № 8 или Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения».) | 1 | 6.09 | ||
2. | Экскурсия на пришкольный участок | Экскурсия на пришкольный участок, в парк проводится с целью развития наблюдательности детей. | 1 | 13.09 | ||
3. | Игры-разминки | Проводятся игры «Передай монетку», «Давай поздороваемся» «Сундучок комплиментов» (см. Приложение № 8) | 1 | 20.09 | ||
4. | Экскурсия на пришкольный участок | Экскурсия на пришкольный участок, в парк проводится с целью развития наблюдательности детей. | 1 | 27.09 | ||
5. | Игры на развитие внимания | 1 | 4.10 | |||
6. | Игры на развитие воображения | 1 | 11.10 | |||
7. | Игры на развитие мышления | 1 | 18.10 | |||
Подпрограмма «Тренинг» (12 часов) (в течение 2-3 четверти) | 12 | |||||
1. | Что такое исследование | Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.). | 1 | 25.10 | ||
2. | Наблюдение и наблюдательность | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности | 1 | 8.11 | ||
3. | Что такое эксперимент | Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). | 1 | 15.11 | ||
4. | Учимся вырабатывать гипотезы | Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. | 1 | 22.11 | ||
5. | Знакомство с логикой | Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения — практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания. | 1 | 29.11 | ||
6. | Как задавать вопросы | Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы | 1 | 6.12 | ||
7. | Учимся выделять главное и второстепенное | Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа -«что сначала, что потом». | 1 | 13.12 | ||
8. | Как делать схемы | Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы. | 1 | 20.12 | ||
9. | Как работать с книгой | Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. | 1 | 27.12 | ||
10 | Что такое парадоксы | Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений. Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.). | 1 | |||
11-12 | Как сделать сообщение о результатах исследования | Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. | 2 | |||
Подпрограмма «Исследовательская практика» (8 часов) (в течение 2,3,4 четверти) Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов) (в течение 3-4 четверти | 2 4 | 6 | 2 | |||
1. | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе. | 1 | |||
2. | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований | Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. | 1 | |||
3. | «Мониторинг» Мини-конференция по итогам собственных исследований | 1 | ||||
4. | Экспресс-исследование | Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие. | 1 | |||
5. | Семинар по итогам экскурсии | Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы | 1 | |||
6. | «Мониторинг» Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном | ||||
7. | Коллективная игра-исследование | Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную | 1 | |||
8. | Коллекционирование | Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала | 1 | |||
9. | «Мониторинг» Мини-конференция по итогам собственных исследований | |||||
10. | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно под вести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. | 1 | |||
11. | Сообщения о своих коллекциях | Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. | 1 | |||
12. | «Мониторинг» Мини-конференция по итогам экспресс-исследований» | Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном | 1 | |||
13-14 | «Мониторинг» Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам | 2 |
Объем курса и виды учебной работы
2класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, общий объем занятий по программе второго класса составляет 58 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 24 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между подпрограммами: «Тренинг», «Исследовательская практика», «Мониторинг».
Основные особенности программы второго класса
- Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части — два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, вторая в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сделать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.
- Во втором классе все дети (не только одаренные), занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом классе, готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг на пути проведения собственного исследования, и начинает работу.
- Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то индивидуально.
- Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов. В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном представляют, с чем им предстоит иметь дело.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики те мы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с попытками искусственного затягивания (последнее у второклассников практически не встречается).
- Планировать сроки проведения защит следует по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует, не затягивая время, предложить авторам их защитить. При правильной организации защита шести работ займет около полутора часов — это максимум, что могут выдержать дети.
- Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.
Распределение часов
№ | Вид учебной работы | Всего часов | Сроки проведения |
Тренинг | |||
1 | Общая трудоемкость | 20 | В течение 1-й и 3-й четвертей учебного года |
2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 16 | Один раз в неделю |
3 | Индивидуальная работа | ||
4 | Самостоятельная работа (домашние задания) | 4 | Периодически, в зависимости от итогов занятий в школе |
Исследовательская практика | |||
5 | Общая трудоемкость | 30 | В течение учебного года |
6 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | ||
7 | Индивидуальная работа | 14 | В течение учебного года |
8 | Самостоятельная работа | 16 | В течение учебного года |
Мониторинг | |||
9 | Общая трудоемкость | 6 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
10 | Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей) | 2 | |
11 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 2 | |
12 | Самостоятельная работа (защита собственных работ) | 2 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ | Тема | Содержание | Занятия со всей группой (классом) учащихся | Индивидуальная работа | Самостоятельная работа | Дата проведения |
Подпрограмма «Тренинг» (в течение 1,3 четверти) | 17 | - | 4 | |||
Первый цикл (первая четверть) | 8 | 2 | ||||
1 | Научные исследования и наша жизнь | Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. | 1 | |||
2 | Методы исследования | Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). | 1 | 0,5 | ||
3 | Наблюдение и наблюдательность | Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности | 1 | 0,5 | ||
4 | Эксперимент — познание в действии | Что мы знаем об экспериментировании. Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). | 1 | |||
5 | Гипотезы и провокационные идеи | Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей | 1 | |||
6 | Анализ и синтез | Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания -как делать обобщения | 1 | |||
7 | Как давать определения понятиям | Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. | 1 | 0,5 | ||
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» | Коллективная беседа - «нужен ли исследователю план работы». Практическая работа - планируем и проводим собственные наблюдения. Практическая работа - планируем и проводим собственные эксперименты. | 1 | 0,5 | ||
Второй цикл (третья четверть) | 9 | 2 | ||||
9. | Наблюдение и экспериментирование | Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать | 1 | 0,5 | ||
10. | Основные логические операции | Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения | 1 | |||
11. | Гипотезы и способы их конструирования | Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез». | 1 | 0,5 | ||
12. | Искусство задавать вопросы | Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. | 1 | 0,5 | ||
13. | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом». | 1 | |||
14. | Ассоциации и аналогии | Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. | ||||
15. | Суждения, умозаключения, выводы | Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения | ||||
16. | Искусство делать сообщения | Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т. п. | ||||
17. | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т. п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. | ||||
Подпрограмма «Исследовательская практика» (30 часов) (в течение учебного года) | 14 | 16 | ||||
1. | Как выбрать тему собственного исследования | Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях, к программе). | 1 | |||
2-4 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать | 3 | |||
5. | Коллективная игра-исследование | Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. | 1 | |||
6. | Коллективная игра-исследование | Продолжение и завершение коллективной игры-исследования | 1 | |||
7-12 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. | 6 | |||
13. | Семинар | Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. | 1 | |||
14 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследов | Подготовка детских работ к публичной защите. | 1 | |||
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов) (в течение 3.4 четверти | ||||||
1-2. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений | 2 | |||
3-4. | Подготовка собственных работ к защите | Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы | 2 | |||
5-6. | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | 2 |
Объем курса и виды учебной работы
3 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, общий объем занятий по программе третьего класса составляет - 60 часов. Из них - 34 часа под руководством учителя и 26 часов самостоятельной работы вне школы. Часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески.
Основные особенности программы третьего класса
- В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти.
- Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я - исследователь». Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.
- Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
- Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.
Распределение часов
№ | Вид учебной работы | Всего часов | Сроки проведения |
Тренинг | |||
1 | Общая трудоемкость | 12 | В течение 3-й четверти учебного года |
2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 9 | Один раз в неделю |
3 | Индивидуальная работа | ||
4 | Самостоятельная работа (домашние задания) | 3 | Периодически, в зависимости от итогов занятий в школе |
Исследовательская практика | |||
5 | Общая трудоемкость | 40 | В течение учебного года |
6 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | ||
7 | Индивидуальная работа | 14 | В течение учебного года |
8 | Самостоятельная работа | 26 | В течение учебного года |
Мониторинг | |||
9 | Общая трудоемкость | 6 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
10 | Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей) | 2 | |
11 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 2 | |
12 | Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) | 2 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Содержание | Занятия со всей группой (классом) учащихся | Индивидуальная работа | Самостоятельная работа | Дата проведения |
Подпрограмма «Тренинг» (12 часов) (в течение 3 четверти) | 9 | - | 3 | |||
1 | Наблюдение и экспериментирование | Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать | 1 | |||
2. | Методы исследования | Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий | 1 | |||
3. | Наблюдение и наблюдательность | Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. | 1 | |||
4. | Совершенствование техники экспериментирования | Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов». | 1 | |||
5. | Интуиция и создание гипотез | Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. | 1 | |||
6. | Правильное мышление и логика | Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. | 1 | |||
7. | Искусство делать сообщения | Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов | 1 | |||
8. | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. | 1 | |||
9. | Семинар «Как подготовиться к защите | Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. | 1 | |||
Подпрограмма «Исследовательская практика» (40 часов) (в течение учебного года) | 14 | 26 | ||||
1. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). | 1 | |||
2-4. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Каждый ребенок должен иметь тетрадь «Я – исследователь» В ней последовательно изложено какие задачи он должен решать. | 3 | |||
5. | Коллективная игра-исследование | Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий | 1 | |||
6. | Коллективная игра-исследование | Продолжение и завершение коллективной игры-исследования. | 1 | |||
7. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. | 1 | |||
8. | Семинар | Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ | 1 | |||
9-14. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Подготовка детских работ к публичной защите. | 6 | |||
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов) (в течение 3.4 четверти | ||||||
1-2. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах | 2 | |||
3-4. | Подготовка собственных работ к защите | Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. | 2 | |||
5-6. | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | 2 |
Объем курса и виды учебной работы
4класс
Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, общий объем занятий по программе второго класса составляет 58 часов. Из них — 25 часов под руководством учителя и 33 часа самостоятельной работы вне школы. Часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
Предложенное распределение часов также следует квалифицировать как примерное. Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески.
Основные особенности программы четвертого класса
- В четвертом классе, так же, как и в третьем, целесообразно программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти.
- Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я - исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде.
- Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит
Распределение часов
№ | Вид учебной работы | Всего часов | Сроки проведения |
Тренинг | |||
1 | Общая трудоемкость | 12 | В течение 3-й четверти учебного года |
2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 9 | Один раз в неделю |
3 | Индивидуальная работа | ||
4 | Самостоятельная работа (домашние задания) | 3 | Периодически, в зависимости от итогов занятий в школе |
Исследовательская практика | |||
5 | Общая трудоемкость | 40 | В течение учебного года |
6 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | ||
7 | Индивидуальная работа | 10 | В течение учебного года |
8 | Самостоятельная работа | 30 | В течение учебного года |
Мониторинг | |||
9 | Общая трудоемкость | 6 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
10 | Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей) | 2 | |
11 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 2 | |
12 | Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) | 2 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Содержание | Занятия со всей группой (классом) учащихся | Индивидуальная работа | Самостоятельная работа | Дата проведения |
Подпрограмма «Тренинг» (12 часов) (в течение 3 четверти) | 9 | - | 3 | |||
1. | Культура мышления | Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов | 1 | |||
2. | Методы исследования | Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. | 1 | |||
3. | Научная теория | Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория. Какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа — известные, но недоказанные гипотезы | 1 | |||
4. | Научное прогнозирование | Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез. | 1 | |||
5. | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования | Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов. | 1 | |||
6. | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». | 1 | |||
7. | Ассоциации и аналогии | Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. | 1 | |||
8. | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений | 1 | |||
9. | Умение выявлять проблем | Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа - проектирование и исследование. Цели и задачи исследования | 1 | |||
Как подготовиться к защите | Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. | 3 | ||||
Подпрограмма «Исследовательская практика» (40 часов) (в течение учебного года) | 10 | 30 | ||||
1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). | 1 | |||
2 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 3 | ||||
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения | 3 | ||||
Семинар | Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. | 1 | ||||
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Подготовка детских работ к публичной защите | 2 | ||||
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов) (в течение 3.4 четверти | ||||||
1-2. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащи | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | 2 | |||
3-4. | Подготовка собственных работ к защите | Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы | 2 | |||
5-6. | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | 2 |
Контроль и оценка достижений обучающихся
(критерии оценки учебно-исследовательских работ)
№ | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Актуальность поставленной задачи: - имеет большой практический и теоретический интерес; - носит вспомогательный характер; - степень актуальности определить сложно; - не актуальна; | 3 |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
2. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: - автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования; - недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; - проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | 2 |
1 | ||
0 | ||
3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: - решены новыми, оригинальными методами; - имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; - используются традиционные методы решения. | 3 |
2 | ||
1 | ||
4. | Новизна полученных результатов: - получены новые теоретические и практические результаты; - разработан и выполнен оригинальный эксперимент; - имеется новый подход к решению известной проблемы; - имеются элементы новизны; - ничего нового нет. | 4 |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
5. | Практическая значимость работы: - результаты заслуживают опубликования и практического исполнения; - можно использовать в научной работе школьников; - можно использовать в учебном процессе; - не заслуживает внимания. | 3 |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
6. | Уровень проработанности исследования, решения задач: - задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования; - недостаточный уровень проработанности решения; - решение не может рассматриваться как удовлетворительное. | 2 |
1 | ||
0 | ||
7. | Эрудированность автора в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений; - нарушена логика изложения. | 1 |
0 | ||
8. | Качество оформления работы: - работа оформлена грамотно; - есть замечания по оформлению работы; - не соответствует требованиям оформления. | 2 |
1 | ||
0 | ||
Итого: максимальное количество баллов -20. |
Критерии оценки докладов
№ | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Качество доклада: - производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом; - четко выстроен; - рассказывается, но не объясняется суть работы; | 3 |
2 | ||
1 | ||
0 | ||
2. | Использование демонстрационного материала: - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался; - использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности - представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. | 2 |
1 | ||
0 | ||
3. | Качество ответов на вопросы: - отвечает на вопросы; - не может ответить на большинство вопросов; - не может четко ответить на вопросы. | 3 |
2 | ||
1 | ||
4. | Владение научным и специальным аппаратом: - показано владение специальным аппаратом; - использованы общенаучные и специальные термины; - показано владение базовым аппаратом. | 3 |
2 | ||
1 | ||
5. | Четкость выводов: - полностью характеризует работу; - нечетки; - имеются, но не доказаны. | 3 |
2 | ||
1 | ||
Итого: максимальное количество баллов -14. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В качестве учебно-методических пособий к программе для педагогов рекомендуются следующие:
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2004.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. — М., Академия, 2005.
Для детей:
- Савенков А. И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2005.
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Для реализации программы в школе целесообразно создать «Центр обогащения содержания образования», где могли бы накапливаться результаты детских исследований и творческих проектов, а также материалы и средства для их проведения.
Приложение № 1.
Структура исследовательской деятельности учащихся.
Приложение № 2.
Этапы информационного поиска.
- Определение информационного запроса.
- Поиск и локализация информации.
- Критическая оценка полученной информации.
- Сравнение информации, полученной из разных источников.
- Презентация полученных результатов.
- Подготовка отчёта.
Технология защиты учебно-исследовательской работы.
- Выступление автора с докладом (10 мин)
- Вопросы участников конференции и ответы автора.
- Вопросы членов жюри и ответы автора.
- Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
- Ответы на замечания рецензента.
- Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам
учебно-исследовательской деятельности.
- Приветствие
- Тема учебно-исследовательской работы.
- Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
- Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
- Гипотеза учебно-исследовательской работы.
- Значимость учебно-исследовательской работы.
- Объект и предмет исследования.
- Этапы учебно-исследовательской работы.
- Результаты учебно-исследовательской работы.
- Выводы учебно-исследовательской работы.
Приложение № 3.
Требования к содержанию
учебно-исследовательской деятельности.
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - Ф.И.О. автора; - тему учебно-исследовательской работы; - Ф.И.О. научного руководителя; -город и год. |
Оглавление | Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение | Содержит: - актуальность; -объект исследования; - предмет исследования; - цель исследования; - гипотезу; - задачи; - методы исследования; -практическую значимость; - апробацию; - базу исследования. |
Основная часть ( не более 10-15 стр.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы. |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. |
Приложение №4
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | • в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения; • выводы и предложения |
Тезисы доклада | • основные положения доклада; • основные выводы и предложения |
Научная статья | • заголовок; • вводные замечания; • краткие данные о методике исследования; • анализ собственных научных результатов и их обобщение; • выводы и предложения; • ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет | • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; • детальная характеристика применявшихся методов; • существование новых научных результатов; • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; |
Реферат | • вводная часть; • основной текст; • заключительная часть; • список литературы; • указатели |
Приложение № 5
Терминологический словарь
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
- алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
- библиография;
- внедрение;
- гипотеза исследования;
- дедукция, деятельность;
- закон, закономерность;
- индукция, историзм, индикатор, исследование;
- концепция, креативность, критерий;
- метод, моделирование, мониторинг;
- наблюдение, новация, новшество, наука;
- обобщение, объект, опыт;
- проект, предмет исследования, принцип;
- рецензия, рефлексия;
- сравнение, синтез, системный анализ;
- теория, творческий подход, технология;
- факт;
- эксперимент.
Приложение № 6.
Принципы подбора тем исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
- Четко сформулирована цель исследования.
- Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
- Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
- Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
- Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
- Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
- информационно-реферативные;
- проблемно-реферативные;
- экспериментальные;
- природно-описательные;
- исследовательские.
Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».
Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.
Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.
Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.
Приложение № 7.
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника | |
Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста | |
Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста | |
Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль | |
Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) | |
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в решении проблемы | |
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
Приложение № 8
Упражнения-разминки
СНЕЖНЫЙ КОМ
Участники сидят в кругу. Начиная с ведущего, каждый называет свое имя и говорит что-то о себе (о своем увлечении, о том, что он любит больше всего, о последней прочитанной книге - по заданию ведущего). Каждый следующий участник повторяет имена всех предыдущих и то (дословно), что сказал сосед справа.
Если игроки знакомы между собой, то можно попросить их повторять не имена предыдущих участников (их вообще не называть), а только то, что сказано каждым, согласно заданию ведущего, - тогда это задание нужно ограничить короткой фразой.
«ПУСТЬ ВЫЙДЕТ КО МНЕ...»
Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него (нее) есть что-то общее (например: «Петя, выйди ко мне, потому что мы с тобой в очках»). Потом слово передается вышедшему участнику, он приглашает в круг следующего человека, тоже называя какое-либо сходство. Упражнение продолжается, пока все не окажутся в кругу.
Это упражнение можно использовать для разделения класса на команды. Тогда «ведущих» выбирается столько, сколько предполагаемых команд (это могут быть как признанные лидеры, «активисты», так и самые тихие и неактивные дети в классе
ПОСТРОЕНИЕ
Участники должны, не разговаривая, по знаку ведущего выстроиться по росту (от самого высокого к самому низкому) в затылок друг другу. Для усложнения задачи можно задать время выполнения упражнения или критерием выбрать не рост, а возраст (самый младший становится впереди, за ним старшие). Главное условие - сохранение тишины.
НОСОК
Участники разделены на команды. Учитель готовит по числу команд несколько маленьких предметов (мячиков, игрушек, вилок и т.п.) и прячет их в носки. Каждая команда получает свой носок, по очереди ощупывает его и высказывает свое мнение - что там спрятано. Потом учитель показывает предметы.
ЧАСЫ
Угадывающий ученик встает в центр круга и закрывает глаза, а вокруг него встают 12 участников, каждый из которых обозначает какой-нибудь час дня. Если участников больше, то можно поставить «получасовых». Учитель говорит: «Часы показывают... часов», - и тот ученик, чью цифру назвали, издает смешной звук. Стоящий в центре должен угадать, кто это. Если он угадывает правильно, то он меняется местами с «часовым».
ПОДПИСЬ
Ученики с листом бумаги и ручкой в руках движутся хаотично. Они должны пожать руки другим учащимся. Каждый, кто пожал другому руку, ставит подпись на его листке. Задача - за короткое время собрать как можно больше подписей.
ПЕРЕДАЙ МОНЕТКУ
Участники делятся на две команды и встают в шеренги друг напротив друга. Первый ученик в каждой шеренге держит монетку. Путем пожатия руки он передает монетку или оставляет ее у себя - и так далее. Противоположная команда должна угадать, где осталась монетка.
УГАДАЙ-КА
Один из учеников выходит за дверь, все остальные встают в круг и выбирают ведущего. Все, что ни сделает ведущий (любой жест или гримасу), вся группа должна повторять. После этого возвращается угадывающий, который, наблюдая за группой, должен догадаться, кто ведущий.
10 СЕКУНД
Учитель готовит карточки определенного цвета и формы по числу участников. Все выбирают карточки и садятся в круг. Учитель засекает время - 10 секунд, за которые ученики должны найти в классе два предмета такой же формы или такого же цвета, как их карточка. По сигналу учителя они называют эти предметы по очереди. Чтобы усложнить задачу, можно сократить время или попросить соответствия и цвета, и формы.
ДАВАЙ ПОЗДОРОВАЕМСЯ
Все ученики встают в два круга в затылок друг другу, так, чтобы внешний круг смотрел вперед по часовой стрелке, а внутренний против (число участников должно быть равным в двух кругах). По команде ведущего круги начинают двигаться навстречу друг другу, и каждый ученик, встречая своего товарища, должен поздороваться с ним одним из трех способов (либо холодно кивнуть, либо дружески пожать руку, либо заключить в горячие объятия). Для того чтобы определить, как они будут здороваться, каждая пара молча смотрит друг другу в глаза.
После упражнения (когда каждый поздоровается с каждым из другого круга) учитель может обсудить, какие были несовпадения, как они разрешались между здоровающимися (в сторону более холодного или теплого варианта, например) и почему так.
СУНДУЧОК КОМПЛИМЕНТОВ
Учитель, начиная упражнение, говорит детям, что сегодня он принес с собой сундучок комплиментов. Комплименты крылаты, как бабочки, и если сундук открыть, то они вылетят на свободу. «Открывая» сундучок, учитель говорит комплимент кому-то из учеников. Тот, кто получил комплимент, должен выбрать следующего участника и сказать комплимент ему, пока все не получат по комплименту. Нужно сразу договориться, что нельзя повторяться и что комплименты должны быть искренними.
ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ
Вариант А. Участники садятся по кругу, учитель стоит в центре круга. Учитель предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком или способностью. Например: «Подул ветер, и всех, кто умеет рассказывать анекдоты, сдуло». При этом тот, кто стоит в центре круга, старается успеть занять свободное место, а тот, кто остается без места, продолжает игру. Когда ведущий говорит фразу: «Подул ветер, и это ветер перемен», - все меняются местами.
Вариант 5. Каждый, кто оказывается в центре круга, прежде чем назвать признак, выбирает одного из участников наблюдателем, называя его имя (например: «Сейчас наблюдателем будет Юрий»). Когда все поменяются местами, именно Юрий перечислит тех, кто знает, например, английский язык (т.е. тот признак, по которому менялись местами). Все остальные внимательно слушают и помогают наблюдателю, если у него возникают затруднения. Когда упражнение завершится, учитель может попросить нескольких участников перечислить тех, кто умеет вышивать, знает иностранные языки и т.д.
ПОИСК ОБЩЕГО
Участники свободно передвигаются по комнате. По команде учителя: «Объединитесь в группы по шесть» участники объединяются. Учитель предлагает посмотреть друг на друга, определить и назвать, что общего есть между учащимися в группе. Затем участники вновь начинают свободно передвигаться, пока ведущий не даст команду.
КРУГ ЗНАКОМСТВ
Эта игра дает каждому участнику занятия возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное - сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений.
Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила; игра состоит из пяти шагов:
- один из игроков делает шаг к центру круга;
- называет свое имя или псевдоним, которым он(а) хотел(а) бы называться в этой группе;
- демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным;
- назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг;
- все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение.
После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так по числу участников.
А Я ЕДУ, А Я ТОЖЕ, А Я ЗАЯЦ...
Играющие садятся на стулья, образуя круг, в котором один стул пустой. Сидящий слева от пустого стула садится на него со словами: «А я еду», следующий - на его место: «А я тоже», третий: «А я - заяц», четвертый: «А я с ...» (произносит имя присутствующего, который пересаживается на пустой стул). Игра возобновляется с того места, где стоит пустой стул.
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН ЖЕСТОВ
Участники встают в затылок друг другу так, чтобы не видеть, что творится сзади в колонне. Последний в этой колонне поворачивает к себе стоящего впереди и показывает ему какой-то жест. Например, жмет руку, пару раз приседая при этом. Принявший это сообщение поворачивает к себе следующего и передает ему сообщение. В конце игры, когда сообщение доходит до первого участника, оно, как правило, оказывается искаженным до неузнаваемости. Игра вызывает смех и живое обсуждение.
После завершения разминки можно обсудить, насколько точно мы воспринимаем переданную нам информацию.
(Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения».)
Литература
1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.– 2000.– № 2.– C. 36-43.– (Филос.-психол. основы теории В.В.Давыдова).
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
4. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33.
5. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». 2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
Для детей:
- Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. – 2004
- Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. –
Одаренный ребенок. 2003, №2
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара, 2007
Использованная литература:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.
2. Воровщиков С.Г. и др. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методический аспекты. – М.: 5 за знания, 2008. – 288 с.
3. Галеева Р.А., Курбанов Г.С., Мельченко И.В. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 272 с.: ил. – (Большая перемена).
4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001. – 48 с.
5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (Мастерская учителя).
6. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с. (Школьное образование)
7. Макаренко З.П. Становление индивидуального стиля исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2004. № 4.
8. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. (Мастерская учителя).
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с. – ISBN 978-5-9507-0545-8.
10. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).
11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
12. Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 4.
13. Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений, а также по подготовке устных выступлений на уроках литературного чтения и русского языка: 1-4 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 58 с.
14. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. – 2003. № 6.
15. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. – 2003. № 7. 2004. № 1.
16. Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с. – (Здравствуй, школа!»).
17. Шеленкова Т.А. Исследовательский подход в обучении // Завуч. – 2005. № 5.
Выбор проблемы
( от общего к частному)
Исследование проблемы
(анализ специальной литературы, опросы, консультации)
Разработка собственного варианта решения проблемы
(составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования)
Практическая работа и анализ полученных результатов
(работа в архивах, встречи с участниками, опытная и экспериментальная работа и т.д.)
Подготовка к защите исследовательской работы
(оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы)
Презентация и защита исследовательской работы
(научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)
(
Подготовка учащихся к исследовательской деятельности
( введение в методологию научного исследования)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность
Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь"
Программа по внеурочной деятельности " Я -исследователь"...
Анализ внеурочной деятельности во 2-х классах по программе" Юный исследователь"
В начале учебного года на параллели вторых классов были организованы четыре группы юных исследователей. Каждая группа посещала занятия один раз в неделю по расписанию, составленному администраци...