Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге»
рабочая программа (3 класс) по теме
Первая часть
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pdd_v_3-m_klasse.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – Беликова И.Т ( 3-б класс)
Пояснительная записка
Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге» составлена в соответствии c ФГОС второго поколения
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности на дороге» военно-патриотической направленности для обучающихся 3 классов.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Цель программы: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.
Задачи:
- Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;
- Формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
- Развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.
- Программа рассчитана на 68 часов, 2часа в неделю
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип актуальности;
- принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
- принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
- принцип доступности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
- Формы занятий:
- беседа-диалог, игры, экскурсии, практические занятия, встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы, просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
- формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Регулятивные УУД:
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные УУД:
- знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
- знать основные дорожные знаки;
- наблюдать, делать выводы;
- задавать вопросы, уточняя непонятное;
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
- осуществлять взаимопомощь.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Наша станица (экскурсия). Станица, в которой мы живем. Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении. Рост числа транспортных средств в городе (по материалам местного отделения дорожной полиции). Увеличение населения. | 1ч | 02.09 |
2 | Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в станице. | 1ч | 03.09 |
3 | Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые районными комиссиями безопасности движения на транспорте. | 1ч | 09.09 |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1ч | 10.09 |
5 | Правила движения группами. | 1ч | 16.09 |
6 | Правила движения группой. Правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, у сопровождающих – красные флажки. Практика. | 1ч | 17.09 |
7 | Причины дорожных аварий. | 1ч | 23.09 |
8 | Светофор и дорожные знаки. | 1ч | 24.09 |
9 | Путешествие в страну дорожных знаков. | 1ч | 30.09 |
10 | Дорожные знаки: предупреждающие. | 1ч | 01.10 |
11 | Дорожные знаки: запрещающие. | 1ч | 07.10 |
12 | Дорожные знаки: предписывающие. | 1ч | 08.10 |
13 | Дорожные знаки: информационно-указательные. | 1ч | 14.10 |
14 | Перекресток и опасные повороты транспорта. | 1ч | 15.10 |
15 | Умение ориентироваться в опасных ситуациях. | 1ч | 21.10 |
16 | Практическое занятие: «На перекрёстке», фильм «Торопыжка» | 1ч | 22.10 |
17 | Правила перехода проезжей части при отсутствии перекрестка. | 1ч | 28.10 |
18 | Безопасные действия при переходе проезжей части при отсутствии перекрестка. | 1ч | 29.10 |
19 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1ч | 11.11 |
20 | Опасность перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом. | 1ч | 12.11 |
21 | История развития велосипеда. | 1ч | 18.11 |
22 | Велосипед и его обозначение в дорожных знаках. | 1ч | 19.11 |
23 | Опасность при езде на велосипеде, правила обращения с ним для безопасности окружающих; знакомство с дорожным знаком «Движение на велосипеде запрещено». | 1ч | 25.11 |
24 | Практика: памятка «Правила езды на велосипеде». | 1ч | 26.11 |
25 | Правила поведения при езде на велосипеде. | 1ч | 2.12 |
26 | Практика: «Велодорожка». | 1ч | 3.12 |
27 | Правила поведения в транспорте. | 1ч | 9.12 |
28 | Правила посадки и высадки из транспорта. | 1ч | 10.12 |
29 | Правила поведения на посадочных площадках. | 1ч | 16.12 |
30 | Правила посадки и высадки из транспорта. | 1ч | 17.12 |
31 | Практика: игра «Мы - пассажиры» | 1ч | 23.12 |
32 | Элементы улиц и дорог. | 1ч | 24.12 |
33 | Проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, пешеходная дорожка. | 1ч | 13.01 |
34 | На загородной дороге. | 1ч | 14.01 |
35 | Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. | 1ч | 20.01 |
36 | Практика: тестирование. | 1ч | 21.01 |
37 | Представление об опасности на железной дороге. | 1ч | 27.01 |
38 | Правила перехода железной дороги. | 1ч | 28.01 |
39 | Правила перехода железнодорожных путей. | 1ч | 3.02 |
40 | Правила перехода железной дороги. | 1ч | 4.02 |
41 | Назначение дорожной разметки ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. | 1ч | 10.02 |
42 | Горизонтальная и вертикальная разметки. | 1ч | 11.02 |
43 | Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. | 1ч | 17.02 |
44 | Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Блиц – опрос по теме. | 1ч | 18.02 |
45 | Особенности труда водителя и его основные обязанности. | 1ч | 24.02 |
46 | Предупредительные сигналы водителя. | 1ч | 25.02 |
47 | Оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения. | 1ч | 3.03 |
48 | Действия пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов. | 1ч | 4.03 |
49 | Практика: «Решение задач, карточек по ПДД», занятия «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». | 1ч | 10.03 |
50 | Факторы, влияющие на психофизиологию труда водителя. В чем трудность работы водителя? Почему нельзя отвлекать водителя разговорами во время движения автомобиля, автобуса. | 1ч | 11.03 |
51 | История развития мопеда. | 1ч | 17.03 |
52 | Езда на велосипеде, мопеде. Опасность в дорожных ситуациях. | 1ч | 18.03 |
53 | Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка мопеда. | 1ч | 31.03 |
54 | Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз на право управления велосипедами при движении по дорогам. | 1ч | 1.04 |
55 | О правах и обязанностях водителей мототранспорта, основные правила езды и меры безопасности. | 1ч | 7.04 |
56 | Практика: прохождение препятствий на велосипеде, фигурное вождение велосипеда в автогородке. | 8.04 | |
57 | Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт. | 1ч | 14.04 |
58 | Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. | 1ч | 15.04 |
59 | Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. | 1ч | 21.04 |
60 | Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Практика: соревнование «Безопасное колесо» | 1ч | 22.04 |
61 | Викторина “Зелёный светофор, | 1ч | 28.04 |
62 | Игра “Три огонька светофора” | 1ч | 29.04 |
63 | Конкурс “Эстафета водителей”. | 1ч | 5.05 |
64 | Игра “Разрешается – запрещается” | 1ч | 6.05 |
65 | Игра “Перекрёсток загадок”. | 1ч | 12.05 |
66 | . Игра “Собери знаки”. | 1ч | 13.05 |
67 | Итоговое занятие. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | 1ч | 19.05 |
68 | Итоговое занятие. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | 1ч | 20.05 |
Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо:
- просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
- специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.
Из материалов потребуются:
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
- «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
- «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;
Наглядные материалы:
- плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ иД», 2008.
- настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.
- иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.
- раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература:
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2011.
- ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011.
- Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения»
- Правила дорожного движения РФ. – М., 2010.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004.
- Могутин Ю.В. Ты идешь по улице. – Новосибирск, 1975.
- Козловская Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М.: Третий Рим, 2007.
- Петрановская Л.В. Что делать если… – М., 2009.
- Семенюк Н.В. Изучение правил дорожного движения». – Минск: «Народная Асвета», 1986.
- Учебная книжка-тетрадь. Дорожная безопасность. – М., 2007.
- Школа светофорных наук. Учебное пособие. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа безопасности на дороге
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности"
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающ...
Рабочая программа по внеурочному курсу «Школа безопасности»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа безопасности
Тематическое планирование на 3 года...
Программа внеурочной деятельности "Академия безопасности на дороге"
Программа внеурочной деятельности кружка "Академия безопасности на дороге"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности"
Данная программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" разработана для 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности и здоровья", 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности и здоровья» разработана в рамках ФГОС второго поколения для учащихся начальной школы. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количес...