Мастер-класс
статья
Работа по преемственности в звене начальной школы и групп предшкольного образования МБОУ «Курумканская СОШ №2» (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_preemstvennosti_v_rabote_dou_i_shkoly.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.
Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы.
Наша предшкольная группа реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по художественно-эстетическому направлению разработанную педагогическим коллективом ДОУ с учетом программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В структуру образовательной программы включен раздел “Преемственность ДОУ и школы”, в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии “портрета выпускника” детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:
1 этап - поступление ребенка в ДОУ:
- учет детей
- медицинское обследование
- адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
- Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
- Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
- Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.
- Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
- Разработка совместных программ.
- Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т.д.)
3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.
- Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
- Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.
- Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
- Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Мы разработали краткосрочный проект по теме: «Что мы знаем о школе?» (слайд)
Цель проекта: (слайд)
Сформировать у детей положительные представления о школе
Актуальность проекта: (слайд)
Важно, чтобы ребенок почувствовал,
что все, чему он научился в детском
саду, понадобится ему и в школе на уроках, и он научился рассказывать о предстоящих делах в школе.
ЗАДАЧИ: (слайд)
1. Познакомить детей со школой и профессией учителя;
2. Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;
4. Способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой;
5. Повысить уровень родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Тип проекта: (слайд)
- познавательный;
- практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта – краткосрочный.
Участники проекта – дошкольники (6-7 лет), родители, педагоги
В рамках нашего проекта был разработан ряд мероприятий по ознакомлению дошкольников со школой.
- Провели беседу: «Что я знаю о школе?»
- Совершили экскурсию в школу. (Слайд) Где дети имели возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом и др. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
- (Слайд) Были организованы выставки рисунков «Школа моей мечты», а также творческий конкурс «Модель школы».
- (Слайд) Собирали материал о школе (пословицы, поговорки, стихи, загадки). Весь собранный материал с помощью родителей был оформлен в книжки – малышки.
- Также оформлен стенд «Информация для родителей будущих первоклассников».
- В итоге проведено итоговое занятие в виде урока, на котором мы обобщили знания о школе.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты.
Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...