Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
статья
В статье представлена система поэтапной работы по развитию орфографической зоркости обучающихся, приёмы, позволяющие не допускать ошибок, причины появления ошибок и этапы по их устранению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ СШ № 10 г. Ярцево
Красноперовой Людмилы Николаевны
Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения грамотному письму.
Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слова.
Ученику нужно научиться различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух – звуками, а затем зрительно – буквами. Применяя схемы, учу детей различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные. С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При составлении предложений (в дальнейшем и письме) учащиеся объясняют, почему слово пишется с большой или маленькой буквы.
Система работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделяется на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперёд.
На первом этапе работы дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать ударный звук соответствующей буквой, обозначать гласный звук.
Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограмм.
Задание:
Списать слова, поставить ударение.
Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, рыба, парта.
Запись в тетради:
Ноты, Нина…
Закреплению умения находить ударение помогает набор слов, где каждое слово на одну букву больше, чем предыдущее.
шар рыба груша спички крыльцо …
шум волк крыло бумага пустыня …
Аня ноты сумка тюлень рубашка …
…
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. какой звук ударный (находится в сильной позиции), а какой звук безударный (находится в слабой позиции).
Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный гласный произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится отчётливо и ясно. Это его сильная позиция.
Гласный, на который не падает ударение - называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его слабая позиция.
Задание:
Списать. Сильную позицию гласного в каждом слове обозначить знаком ударения, гласный в слабой позиции выделить карандашом и точкой внизу (или только точкой внизу).
Запись в тетради:
В поле, красивые, играет, снегопад.
В поле, красивые, играет, снегопад.
На третьем этапе осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками безударных гласных. Буква, обозначающая любой гласный звук, кроме «у», «ы», «ю», представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный гласный звук нельзя сразу обозначать буквой – её надо сначала узнавать. А это непросто. Проверять написание букв мы будем учиться позднее. А пока вместо безударных гласных будем ставить пропуски.
Задание:
Списать слова (словосочетания, предложения); поставить ударение, пропустив гласные в слабой позиции (безударные).
Запись в тетради:
- Моросил, на спине, зимние сумерки…
- М_ р_сил, н_ сп_не, зимн__ сум_рк_ …
На четвёртом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Например, безударный звук ,/ а / может быть обозначен буквами «о» или «а», безударный звук / и / - буквами «е», «я», «и».
Орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова
(г о/а ра).
Если имеется выбор букв, значит это орфограмма (орфо – правильный, грамма – запись).
Ребёнок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограмм т.к. нет выбора букв; в слове есть орфограммы, т.к. есть выбор букв.
При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо, запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или в учебнике, вставка пропущенных букв, зрительный диктант, фонетический разбор (звуки, буквы, слоги, ударение, твёрдость / мягкость, звонкость / глухость).
Часто применяю на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала.
Много внимания приходится уделять увеличению словарного запаса детей, постановке ударения.
В начале урока литературного чтения провожу пятиминутное жужжащее или глазное чтение. Слежу за тем, чтобы дети систематически читали книги. Стараюсь сделать так, чтобы дети выполняли работу над ошибками, для этого у каждого ученика есть специальные памятки.
Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
В русском языке есть много слов, написание которых нужно запомнить. Для этого дети в своих тетрадях первую страницу оставляют чистой. Сюда учащиеся записывают слова, которые выделяем для запоминания.
После работы, в которой допущено много ошибок вместо оценки ставлю точку. Дети знают, что нужно выполнить работу над ошибками. В работах сильных детей (4кл.) ошибки в словах не исправляю, вместо этого на полях ставлю «палочку». Ученик, получив такую тетрадь, принимается за работу над ошибками, используя «Памятки».
Пишу правильно: Объясняю: Закрепляю:
был (где? в чём?) в деревне сущ., 1скл., П.п.(-е) на реке, в поле
вьюга разделит. ь знак соловьи, семья
Из сборников диктантов для начальных классов выписала слова с различными видами орфограмм, в которых дети чаще всего допускают ошибки, разделила на группы по 10 слов и сделала карточки.
Молчать, не шалить, ученики, на парте, устный, читаешь, ложь, звонок, тетрадь, писали.
- Назови слова с проверяемыми гласными в корне. Как их проверишь?
- Есть ли слова с проверяемыми парными согласными в корне?
- А с непроизносимыми согласными?
- Встретились ли слова с непроверяемым написанием? Назовите их.
- Написание каких слов расходится с их произношением?
- На какие правила мы ещё не назвали слова?
Затем учащиеся читают слова ещё раз, переворачивают карточку и пишут слова по памяти, подчёркивая изученные орфограммы.
Такие комплекты карточек помогают решать не только орфографические задачи. С их помощью дети упражняются в правильном произношении слов, постановке ударения, фонетическом и морфологическом разборе, составлении словосочетаний и предложений, подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов, классификации по частям речи.
Дополнительные задания:
- разберите слово … по составу
- сделайте звуко-буквенный анализ слова …
- подберите синонимы / антонимы к слову …
- определите части речи записанных слов
- назовите все имена существительные и определите их склонение
- составьте предложения со словами … и разберите его по членам предложения
…
Приёмы, позволяющие не допускать ошибок:
- Над строчкой положить однотонную закладку, но не белую.
- По строчке вести пальцем, одновременно проговаривая по слогам слово, как оно написано.
- Между словами выдержать паузы и знаки препинания.
Дети, которые привыкли писать молча, делают больше ошибок.
Грамотный ученик читает и пишет без ошибок. Орфографическая зоркость включает в себя слуховую зоркость (слуховое восприятие) и зрительную зоркость (зрительное внимание).
Причины неграмотности:
- незнание правил
- знание правил, но неумение их применять
- мало и плохо читает, при чтении допускает много ошибок
- отсутствует положительная мотивация
- плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно
- нет помощи от родителей
Всю работу по устранению лучше разбить на 4 этапа.
- Выяснительно-организационный
(причины, анализ ошибки, наметить пути работы)
Это разработка «экрана грамотности», «дневника грамотности» - для очень слабых. Эта работа направлена на распознавание орфограмм в слове. Памятки «Работа над ошибками».
- Методико-отборочный
- научить детей слышать звуки
- различать гласные и согласные, ударные и безударные
- видеть и узнавать орфограммы, научить самоконтролю
Приёмы:
- жужжащее чтение каждый урок (3 мин.)
- повторение изученной орфограммы (в течение недели)
- взаимопроверка, использование ключевых слов
-составление инструкций, алгоритмов, памяток
(Проверь: - не пропустил ли букву
- правильно написал?
- спроси у учителя)
- игровые моменты
- рецензирование работ
- инструктаж при выполнении домашней работы.
3. Тренировочно- технологический
Цель этапа – осознанное написание, т.е. доказательность.
- списывание слов с пропущенными буквами
- группировки, классификации
- ребусы, кроссворды
- различные виды диктантов
- памятки-опоры
Чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки.
- Итогово-диагностический
Проверка умений правильно писать слова с отработанными орфограммами
- разные виды слуховых диктантов (словарные, диагностические). Анализ ошибок – определяется усвоение навыков письма.
Быстрота и правильность орфографических навыков зависит от общего развития детей и от отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли …
Успех работы зависит от условий:
- чётко планировать всю работу
- тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительную, рукодвигательную память, слухоартикуляционное восприятие
- систематический и разносторонний характер работы по орфографии
- постоянный контроль за усвоенными орфограммами
Опоры:
- на наглядность
- на графические иллюстрации
- на таблицы-схемы
- на зачётные и тестовые формы.
Орфографическая грамотность является общепринятым показателем качества письменной речи. Поэтому словарно-орфографическая работа должна быть обязательным компонентом подготовки к проведению любого вида письменных упражнений по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...
Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе.
Педагогический проект "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе"...
Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Одно из требований ФГОС к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...
Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"
упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...