Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе.
проект по русскому языку (1 класс)
Педагогический проект "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_spisyvaniyu.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педагогического проекта.
Формирование орфографических навыков в процессе списывания.
Автор проекта- учитель 1 «И» класса ГБОУ СОШ № 2065 Шандыгаева О.Ю.
Участники проекта- ученики 1 «И» класса, учитель, родители.
Срок реализации- 2 года.
Тип проекта:
По доминирующему методу-исследовательский, практико – ориентированный.
По продолжительности- долгосрочный.
По предметному содержанию - межпредметный.
По характеру охвата - фронтальный.
Актуальность данной темы.
Несмотря на различные новые методы и приёмы обучения, новые подходы к работе, уровень подготовки детей, в частности орфографической, не устраивает ни учителей, ни родителей, ни общество в целом, что красноречиво подтверждают результаты ежегодно проводимых контрольных работ по русскому языку.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, т. к. именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.
От учителей предметников, работающих в среднем звене школы, часть приходится слышать, что дети, пришедшие из начальной школы, не умеют писать грамотно диктанты, и даже не могут списать текст без ошибок.
Разные методисты называют разные причины такого положения, например, такой уровень подготовки детей начального звена школы является следствием получившей распространение в практике начального обучения погони за более быстрым темпом прохождения материала в ущерб формирования орфографических умений и навыков. Но главная причина по мнению П.С. Жедек кроется в несовершенстве самой методики обучения орфографии.
Необходимость систематического обучения списыванию.
Каждый человек во время письма диктует себе то, что пишет. Но у взрослого эта операция свернута настолько, что он ее и не замечает, когда пишет известное слово. А ребенок, который только учится писать, не только должен научиться диктовать себе во время записи каждого слова, но и знать, как именно нужно это делать. Он должен понимать, что для того, чтобы не ошибиться при письме, диктовать себе именно так, как слово пишется.
пристальное внимание следует уделить формированию рациональной проверки списанного текста. О том, что надо проверять то, что написано, знают все. Но призыв "Будь внимателен” очень часто остается без ответа. Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать, как это делать, т.е. отчетливо представлял себе ту систему операций, с помощью которых нужно осуществлять проверку.
Основная цель проекта.
Обучение списыванию по методике М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.
Обращение к более детальному исследованию данной проблемы обусловлено рядом причин: выбора более эффективной методики по обучению младших школьников списыванию, выявление её роли и места в системе обучения орфографии и, наконец, стремлением применить новые достижения на практике.
Методические задачи.
- Составление правильного алгоритма списывания.
- Овладение алгоритмом списывания слов, предложений, текстов.
- Обучения рациональным способам проверки списанного текста.
Этапы работы над проектом.
- Информационно- аналитический этап.
Изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме.
Определение возможных направлений деятельности.
- Практический этап.
Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
В начальных классах умение списывать должно быть сформировано «в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, аккуратно и без исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, правильно употребляя знаки препинания». Умением списывать учащиеся должны овладевать уже начиная с букварного периода. И для этого ученику предлагается так называемая памятка, в которой отражается то основное, что направляет формирование рассматриваемого умения.
Так, широкое распространение на практике получили памятки для списывания, имеющиеся в школьных учебниках или составляющиеся самими учителями. Ориентируясь на такую памятку, ученик получает способ действия, на основе которого осуществляется процесс списывания.
Рассмотрим несколько таких памяток. Первая предложена М.С.Рождественским:
1.Сначала прочитай, что списываешь, всмотрись в слово и его буквы, снова прочитай по слогам, подумай, понимаешь ли ты, что пишешь.
2 Постарайся запомнить, как пишется целиком.
3Прочитай слово и теперь уже пиши его.
А вот еще одна памятка, разработанная Т.Г. Рамзаевой:
1.Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.
2 Пиши, диктуя себе по слогам.
3Проверь: прочитай слово в тетради и это же слово в учебнике.
В данных памятках явно прослеживается стремление сделать списывание осмысленным и сознательно регулируемым. Но в то же время рекомендации эти недостаточно конкретны. Например, в первой памятке не указано, как надо читать то, что списываешь (целыми словами или по слогам, орфографически или орфоэпически), не объясняется, что значит «всмотрись» в слово и т.п. Вторая памятка кажется конкретнее, но и она не формирует полноценной ориентации в тексте, т.к. не включает в себя выделение орфограмм в копируемом тексте.
Есть еще одно важное требование к организации обучения списыванию на его начальном этапе, т.е. в период обучения грамоте. Работа вначале должна проводится коллективно, под строгим контролем учителя. Детям необходимо овладеть всеми операциями, входящими в алгоритм списывания, и только потом можно начать самостоятельно упражняться в списывании по индивидуальным памяткам в классе и дома. Рассмотренные памятки рассчитаны уже на индивидуальное пользование. На практике же начальный, самый важный этап в обучении списыванию практически всегда отсутствует или ему уделяется очень мало внимания, т.к. памятки появляются в учениках по русскому языку, а для периода обучения грамоте нет точных указаний по вопросу: как обучать детей списыванию. В итоге многие дети нечетко осознают, что и как нужно делать, не выполняют все операции, входящие в памятку. Имеются и такие, кто вообще ею не пользуется, считая памяткой пустой тратой времени, поэтому такое списывание и не приводит к ожидаемым результатам.
Таким образом, рассмотренные традиционные способы организации списывания не обеспечивают должного эффекта. Несмотря на многолетнее применение данных памяток в школьной практике, дети по-прежнему допускают огромное количество ошибок, и число их с каждым годом не снижается, а наоборот увеличивается.
Учитывая перечисленные недостатки традиционной системы списывания, была разработана методика работы по организации списывания, эффективность которойи будет проверена опытным путем. Методика обучения списывания, предложена авторами учебника «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко
1.Прочитать предложение (или более мелкий смысловой отрезок), подлежащий списыванию за один такт;
2.Повторить предложение, не глядя в текст;
3.Выделять орфограммы в списываемом тексте (подчеркнуть);
4.Прочитать предложение, так, как оно написано ("как будешь себе диктовать во время записи”);
5.Повторить, не глядя в текст, предложение так, как будешь себе диктовать во время письма;
6.Записать, диктуя себе так, как проговаривал предложение последние два раза;
7.Проверить написанное:
• Прочитывая слово за словом, отмечать дужками слоги;
• Подчеркнуть орфограммы в написанном тексте.
• Сверить каждую орфограмму с исходным текстом.
3 этап-Реализация проекта.
- Овладение алгоритмом списывания и выработка навыка.
- Овладение приёмами проверки списанного текста.
- Развитие орфографической зоркости.
Первоначально обучение списыванию проводится только в классе, под строгим контролем учителя. Только после того как все операции, составляющие действие списывания будут освоены, учащиеся могут начать списывать дома.
Таким образом, мы вышли на алгоритм списывания:
1. ..……….– прочитай текст.
2. ………...– закрой глаза и повтори.
3. _ _ _ – подчеркни орфограммы.
4. …………-еще раз прочитай, запоминая орфограммы.
5. ………...– еще раз закрой глаза и повтори.
6. ………...-пиши, диктуя сам себе.
7. ………...– проверь:
◦ ………..– выдели слоги.
◦ _ _ _ – подчеркни орфограммы.
◦ – сверь с текстом.
Требуя от ученика подчеркнуть орфограммы в списываемом тексте, мы даем ему ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.
Получилась такая памятка по списыванию текста:
Срезы и их диагностика
Прежде чем приступить к непосредственной работе по формированию умения списывать по методике, предложенной авторами учебника «Тайны нашего языка» Соловейчик М.С. и Кузьменко Н.С., с целью выявления уровня сформированности умения списывать была проведена срезовая работа в 1 «И» классе 17.12.2018г. (Присутствовало 24 ученика в классе)
Без ошибок списали- 6ч
Допустили 1-2 ош.-9 ч.
Допустили 3-5 ош.- 3 ч.
Допустили более 5 ош -6 ч.
Самая распостраненная ошибка- пропуски букв.
В начале реализации проекта результаты были следующими (20. 01 2019 г. в классе 26 ч.):
Без ошибок списали- 9 ч.
Допустили 1-2 ош.- 10 ч.
Допустили 3-5 ош.- 5 ч.
Допустили более 5 ош -2 ч.
Самая распостраненная ошибка- пропуски букв.12 учеников не проверили свою работу.
Работа над проектом продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"
В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...
Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
В статье представлена система поэтапной работы по развитию орфографической зоркости обучающихся, приёмы, позволяющие не допускать ошибок, причины появления ошибок и этапы по их устранению....