Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал на тему
Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_so_slovarnymi_slovami.pptx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается. Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц
Словарные упражнения Словарные диктанты Ведение индивидуальных словариков Формирование зрительных образов орфограмм Использование словарей на уроках русского языка Формы словарной работы
Словарные упражнения типа грамматического разбора Запись слов по алфавиту (1 класс) Выборочный ответ ( 1 класс) Дописывание орфографических таблиц (2 класс) А арбуз А – А карандаш О солома О – О огород Словарные упражнения лексические Подбор однокоренных слов – других частей речи Подбор и запись синонимов и антонимов Подбор и запись слов с иноязычными элементами
Упражнения в конструировании словосочетаний и предложений Составление словосочетаний с данными словами Составление предложений с данными сл овами Словарные диктанты Выборочный диктант Картинный диктант Комментируемый диктант Диктант с использованием загадок Вариативный диктант Диктант по памяти
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова О ГУР É Ц . Искон ., производное от утраченного Ó ГУР (см. фамилию Огуров , польск. ogurek ), заимств . из ср.-греч. яз., где agouros "огурец" восходит к aōros "несозревший" (огурцы употребляют в пищу неспелыми).
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ , который помогает правильно написать орфограмму . Требования к ассоциативному образу: 1 . Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком: -по цвету -местоположению - форме - количеству - материалу - вкусу -массе - звучанию - назначению - действию 2 . Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Методика ассоциативного запоминания словарных слов Обобщенный способ запоминания словарных слов Виды словарной работы
Ассоциативное запоминание (Метод ярких ассоциаций) Суть данного метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму к о р а б л ь в л н ы Итак , название ассоциативного образа должно иметь в своем написании находящуюся под ударением ту букву , которая является сомнительной в словарном слове.
Обобщенный способ запоминания . Цель такого способа – научить учащихся приему укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. 1. З аранее выбираются слова, которые объединяются по одному орфографическому и смысловому признаку . ( Р а бочий , р а бота, п а льто, с а поги, з а втрак, з а вод, м а шина…) ( О днажды, п о года, м о роз, о дежда, к о ньки, т о варищ…) 2. Совместный выбор опорного слова.(Слово, на которое можно опереться и которое знакомо: рабочий, коньки .) 3. Поиск подходящего приема для запоминания всех слов, входящих в группу. 4. Обсуждение и выбор лучшего приема для запоминания.( Р а бочий надевает п а льто, с а поги , берет с собой з а втрак и едет на м а шине на р а боту, на з а вод ) ( О днажды в м о р о зную п о году мы с т о варищем в теплой о дежде пошли кататься на к о ньках )
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: - установка на запоминание : ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; - заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; - яркость восприятия : лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; - образность запечатления : запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Чтобы лучше переваривать знания, их следует поглощать с аппетитом. А.Франс
Этот обобщенный способ запоминания способствует МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
Р ифмовки – специально составленные поэтические тексты, построенные по законам ритма и рифмы, помогающие школьникам освоить правописание трудных словарных слов и слов-исключений из орфографических правил; ЦЫГАНЕНОК крикнул: «ЦЫЦ! – И ЦЫПЛЯТА пали ниц. На ЦЫПОЧКИ все встали И «ЦЫГАНОЧКУ» сплясали. В трудном слове РАССЧИТАТЬ Будем мы две СС писать. А РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ Одна буква С сойдет. Взгляни скорей на ГОРИЗОНТ: Там между ГОР увидишь ЗОНТ
Словарные слова, которые «любят» счет 1)ПРЕНЕБРЕГАТЬ – три гласных буквы Е подряд; 2) ПРИМИТИВНЫЙ – три гласных буквы И подряд; 3) БАРАБАН, КАРНАВАЛ, КАРАНДАШ – три гласных буквы А подряд; 4) ДИСЦИПЛИНА - три И 5 ) МОЛОКО - три О. Включение словарных слов в связный рассказ . Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК. По принципу «в словарном слове «спряталось» слово-подсказка» 1)Словарные слова, в которых «спрятались» женские имена ЕВА, СТЕЛЛА, ИННА, ВЕРКА и ГАЛА: ПРОДЛ ЕВА ТЬ, ЗАТМ ЕВА ТЬ, ЗАСТР ЕВА ТЬ, СТЕЛЛА Ж, ПОДЛ ИННА Я (ПОДЛИННЫЙ), ИСТ ИНН А Я (ИСТИННЫЙ), С ВЕРКА ТЬ (= сверкает в новом платье ВЕРКА), ГАЛА КТИКА ; 2 ) ПРОД ЛЕВ АТЬ ( когда человеку ПРОД ЛЕВ АЮТ больничный, он в итоге становится здоров, как ЛЕВ ); 3 ) У ЧАСТ ВОВАТЬ (быть ЧАСТЬЮ (частичкой) какого-либо мероприятия); 4 ) ПРЕ ДВА РИТЕЛЬНЫЙ ( в этом слове можно увидеть оценку двоечника – ДВА ); 5 ) МИЛ ЛИ ОН ( в этом слове, если быть очень внимательным , можно «прочитать» вопрос : « МИЛ ЛИ ОН? »).
Прием дробления словарного слова на значимые части 1) В- ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом; 2) ПЕС- СИ-МИ-СТ = даже музыкальный пес не развеселит такого человека: ПЁС + нота СИ + нота МИ; 3) ИНТ -ЕЛ-ЛИ- ГЕНТ = ЕЛ ЛИ ИНТЕЛЛИГЕНТ? 4) ДИВИЗИЯ – комдив = командир дивизии; 5) СЕКРЕТАРЬ – генсек = генеральный секретарь; 6) БАТАРЕЯ, БАТАЛЬОН – комбат = командир батареи/ коман дир батареи; 4) РЕЖИССЕР – пом реж = помощник режиссера; 5) КОМАНДИР – глав ком = главный командующий; 6) ГАРАЖ – зав гар = заведующий гаражом. Приём обращения к истории слова 1) СПАРТАКИАДА (не от слова СПОРТ, а от названия древнего государства СПАРТА , где возникли подобного рода соревнования); 2) СПАСИБО (возникло на основе древнерусского выражения« Спаси тебя БОГ !»); 3) БЛАГОСЛОВИТЬ (сказать БЛАГОЕ СЛОВО ); 4) АКВАЛАНГ (буквально означает «водное легкое» и имеет в своем составе латинский корень АКВА – вода).
Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике. Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память.
http://www.nashislova.ru/in/page/telebidenie.14544 http://slovari.yandex.ru http://ru.wiktionary.org http://images.yandex.ru http://www.menobr.ru http://www.school2100.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Статья с рекомендациями по заявленной теме...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Одним из требований ФГОС НОО является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих психофизических возможностей, смог реализовать себя ...
Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Одно из требований ФГОС к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...
Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"
упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...