ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья на тему

Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему народу), так и конкретным людям, среди которых он живет. Личность ребенка будет успешно развиваться в условиях психологической безопасности, когда педагог признает  безусловной ценностью каждого ребенка, отказывается от внешнего оценивания, стремится к  пониманию. При общении с детьми опирается  на  позитивные стороны  личности,  проявляет такт и осторожность при встрече с  неудачами, слабыми сторонами  характера, стремится  обеспечить ребенку условия для проявления самостоятельности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost._2012_god_vystuplenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

           КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  

                             ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».

Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу первоклассников. Они ориентированы на создание условий для:

             - творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде;

            - социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

           - профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их субъектный опыт.

     Занятия внеурочной деятельностью способствуют становлению выпускника начальной школы :

- любознательного, интересующегося, активно познающего мир;  владеющего основными умениями учиться;

- любящего родной край и свою страну;

- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;

- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера, высказывать свое мнение;

- выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. При этом мы помним, что формы, содержание деятельности  должны соответствовать целям, задачам и результатам воспитательной деятельности педагога и школы. Результативность воспитательной деятельности предполагает: приобретение учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

В начальной школе отведено 10 часов для занятий внеурочной деятельностью. Из них 5 часов – это работа педагогов по программам : «В мире чисел», «Детская риторика», «Поиграй–ка», «Секреты речи», а также по программам духовно-нравственного и социального направления.

Разработка  программы внеурочной  деятельности начинается с  глубокого изучения интересов, запросов детей и родителей, возможностей образовательного учреждения, а также возможностей учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта. Используя эти возможности, мы привлекаем учреждения дополнительного образования : ЦИТ, ЦДОД. Они работают по программам: «Естествознание с элементами экологии», « Хореография», «Веселый конструктор», «Рисуем на компьютере».

На родительских собраниях мы подробно объясняем, какие формы будут использованы в работе с детьми, как внеурочные занятия отличаются от урочных, как изменится среда проведения этих занятий и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется на основе добровольного  выбора детей и родителей; осуществляется в формах, отличных от классно-урочных: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Внеурочная деятельность- это естественное продолжение и углубление знаний, полученных во время учебного процесса. Приведу пример из опыта работы во 2 классе.

На уроках окружающего мира мы изучаем тему «Красная книга, или возьмём под защиту». В рамках работы по ней на занятиях по внеурочной деятельности «Естествознание с элементами экологии» детьми изготавливается коллективное  панно, на «Секретах речи» мы знакомимся с особенностями научного текста, а на занятии по программе духовно-нравственного направления мы защищаем проект «Красная книга 2-А класса» (показать).

Успешная внеурочная деятельность педагога должна привести к успешным показателям:

  • физическое здоровье ребенка,
  • его психическое равновесие,
  • адекватная самооценка,
  • осознание выпускником школьных лет как события в  жизни.

 Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему народу), так и конкретным людям, среди которых он живет. Личность ребенка будет успешно развиваться в условиях психологической безопасности, когда педагог признает  безусловной ценностью каждого ребенка, отказывается от внешнего оценивания, стремится к  пониманию. При общении с детьми опирается  на  позитивные стороны  личности,  проявляет такт и осторожность при встрече с  неудачами, слабыми сторонами  характера, стремится  обеспечить ребенку условия для проявления самостоятельности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

ФГОС.Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе . ФГОС...

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

В статье говорится об организации внеурочной деятельности...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...