Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри».
опыты и эксперименты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной работе с мыльными пузырями для детей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mylnye_puzyri.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри».

Цель:    исследовать свойства мыльных пузырей.

 Задачи:

  • Воспитательные:  воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
  • Образовательные: формировать у детей умение  проводить исследование,  размышлять, обобщать результаты опытов.
  • Развивающие:  тренировать дыхание; развивать у детей мышцы рта; развивать память; развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Предварительная работа: изготовление раствора для мыльных пузырей.

Материал и оборудование:

Раствор для мыльных пузырей;  тарелка керамическая;  лейка; трубочки коктейльные; рамки из проволоки:  треугольная, квадратная, круглая; воронка; перчатки шерстяные; деревянная палочка;  бумажные полотенца; картинки с изображением мыльных пузырей.

Ход занятия:

Орг. момент:

- Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, как раз подходящий для  всяких экспериментов.

    1. Вводная часть.

- Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы опять будем работать в нашей экспериментальной лаборатории. В прошлый раз мы с вами приготовили  раствор для мыльных пузырей. Для лучшего результата он должен был настояться. Давайте вспомним, как мы его готовили, что входит в состав этого раствора? (Вода снеговая талая, жидкость для мытья посуды, глицерин.)

- Почему мы взяли талую воду?  (Потому что она мягче.)

- Для чего нужен глицерин?  (Чтобы пузыри дольше не лопались)

- Может  кто-нибудь помнит пропорции раствора? (Картинка-подсказка на доске).

- Очень хорошо, что запомнили. Теперь вы сможете самостоятельно готовить такой раствор дома на каникулах или в выходные дни.

- Раствор готов и сейчас мы проведем несколько опытов с мыльными пузырями.

- Но прежде чем приступить к работе, нужно повторить правила по технике безопасности. Ведь в каждой лаборатории должны соблюдаться правила безопасности. Мы же будем работать с опасными веществами, например, такое как мыло.

- Что бывает когда мыло попадает в глаза? (Щиплет.)

- Что нужно делать в таком случае? (Промыть глаза водой.)

- Во избежание попадания раствора в рот нужно взять соломинку, вдохнуть  носом воздух, а выдыхать  осторожно ртом через соломинку.

- Мыльные пузыри выдувать только в ту сторону, где нет людей. (Картинки по ТБ)

       2.  Исследовательская часть.

- И так, приступим.

Опыт №1. Возьмем любой каркас, обмакнем его в мыльный раствор. Попробуем слегка подуть на мыльный пузырь и оставим в покое, смотрим что получилось.

- Теперь попробуем полить сквозь мыльную пленку воду.

Опыт №1 показал, если подуть на мыльную пленку, то она вытягивается и возвращается в исходное положение.

-  Вода проходит сквозь пленку, не разрушив ее. Мыльная пленка  остается целой.

Вывод: мыльная пленка обладает эластичностью. (Картинка)

Опыт №2. «Мыльные пузыри разной формы».

- Для проведения этого опыта возьмем рамки из проволоки разной формы: квадрат, ромб, треугольник, звездочка.  Проверим, можно ли выдуть пузырь различной формы.

Опыт №2 показал, что используя различные рамки, мыльные пузыри выдуваются только круглой формы.

Вывод: получить мыльный пузырь некруглой формы не удалось. (Картинка)

Опыт №3. «Мыльные пузыри разного размера».

- Дуя в трубочку,  быстро выдуваем много маленьких пузырей, дуя в трубочку, медленно получаем один большой пузырь.

Опыт №3 показал, что если вдувать в пузырь воздух медленно, то мыльная пленка успевает растянуться и пузырь получается большой, но если дуть быстро - то мыльная пленка не успевает растянуться и рвется, получаются маленькие пузыри.

- А теперь возьмем трубочку и воронку, попробуем выдуть пузыри.

- Этот опыт показал, что  чем больше диаметр трубочки, тем крупнее мыльный пузырь.

Вывод:  Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают и от диаметра трубочки. (Картинка)

Опыт №4. «Пузырь в пузыре».

- Поверхность стола смазываем мыльным раствором. Выдуваем большой пузырь на стол. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаем дуть в соломинку.

Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваем соломинку.

Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором. (Картинка )

Опыт №5. «Можно ли приручить мыльный пузырь?»

(Выдуваем пузырь и предлагаем, дотронутся до него пальцем или  каким либо предметом, пузырь лопается.)

- А кто из вас может поймать мыльный пузырь, или дотронутся до него, чтобы он не лопнул? (пробуем вместе с детьми) Не получается?  Почему же мыльные пузыри лопаются?

 - Это происходит потому, что в месте соприкосновения с сухим предметом или рукой, вода смачивает их, от потери влаги пленка лопается.

- А сейчас я открою вам секрет как приручить мыльные пузыри.

-  Первый  способ.

- Выдуваем пузырь, но теперь дотрагиваемся до него смоченными в мыльном растворе руками.

- Мыльные пузыри можно передавать друг другу, делать между ладошками «туннель» из мыльного пузыря.

- Теперь вы знаете, почему разрушается мыльный пузырь. Пузырь разрушается из-за потери влаги. 

- Второй способ.

-  Наденьте шерстяную перчатку и попробуйте поймать мыльный пузырь. Можно даже поиграть им как мячиком.

- Пузыри  не лопаются, потому что  ворсинки шерсти настолько тонкие, что не забирают влагу.

 Вывод: данный опыт опровергает распространенное убеждение о «неприкосновенности» пузыря. Для того, чтобы посадить пузырь на ладонь достаточно просто смочить ее мыльным раствором или надеть шерстяную перчатку. ( Картинка)

  3.Заключительная часть.

- А теперь, давайте подведем итог наших экспериментов. (Опираясь на картинки)

- Что мы узнали из первого эксперимента? (Что пленка эластична)

- Что мы узнали из второго эксперимента? (Что выдуть мыльный пузырь некруглой формы невозможно).

- Что  мы выяснили в третьем эксперименте? (Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают и от диаметра трубочки).

- Что показал нам четвертый эксперимент? (Что стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным
раствором).

- Что мы доказали в пятом эксперименте? (Что есть два способа «приручить» мыльные пузыри:  смочить руки мыльным раствором или надеть шерстяную перчатку).

-  В следующий раз мы проведем  еще несколько опытов. Узнаем, что происходит с мыльными пузырями на морозе. Попробуем сделать мыльную пену и поучимся рисовать с помощью цветных мыльных пузырей.

- На сегодня наша экспериментальная работа закончена.  Дома вы еще сможете самостоятельно поэкспериментировать, конечно же, соблюдая все правила безопасности. Ну, или просто попускать мыльные пузыри.  Ведь это так увлекательно. А еще выдувание мыльных пузырей способствует тренировке легких, что так полезно особенно в наше непростое время.

- А теперь, давайте наведем порядок в нашей лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".

Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....