Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри».
опыты и эксперименты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной работе с мыльными пузырями для детей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mylnye_puzyri.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри».
Цель: исследовать свойства мыльных пузырей.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
- Образовательные: формировать у детей умение проводить исследование, размышлять, обобщать результаты опытов.
- Развивающие: тренировать дыхание; развивать у детей мышцы рта; развивать память; развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Предварительная работа: изготовление раствора для мыльных пузырей.
Материал и оборудование:
Раствор для мыльных пузырей; тарелка керамическая; лейка; трубочки коктейльные; рамки из проволоки: треугольная, квадратная, круглая; воронка; перчатки шерстяные; деревянная палочка; бумажные полотенца; картинки с изображением мыльных пузырей.
Ход занятия:
Орг. момент:
- Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, как раз подходящий для всяких экспериментов.
1. Вводная часть.
- Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы опять будем работать в нашей экспериментальной лаборатории. В прошлый раз мы с вами приготовили раствор для мыльных пузырей. Для лучшего результата он должен был настояться. Давайте вспомним, как мы его готовили, что входит в состав этого раствора? (Вода снеговая талая, жидкость для мытья посуды, глицерин.)
- Почему мы взяли талую воду? (Потому что она мягче.)
- Для чего нужен глицерин? (Чтобы пузыри дольше не лопались)
- Может кто-нибудь помнит пропорции раствора? (Картинка-подсказка на доске).
- Очень хорошо, что запомнили. Теперь вы сможете самостоятельно готовить такой раствор дома на каникулах или в выходные дни.
- Раствор готов и сейчас мы проведем несколько опытов с мыльными пузырями.
- Но прежде чем приступить к работе, нужно повторить правила по технике безопасности. Ведь в каждой лаборатории должны соблюдаться правила безопасности. Мы же будем работать с опасными веществами, например, такое как мыло.
- Что бывает когда мыло попадает в глаза? (Щиплет.)
- Что нужно делать в таком случае? (Промыть глаза водой.)
- Во избежание попадания раствора в рот нужно взять соломинку, вдохнуть носом воздух, а выдыхать осторожно ртом через соломинку.
- Мыльные пузыри выдувать только в ту сторону, где нет людей. (Картинки по ТБ)
2. Исследовательская часть.
- И так, приступим.
Опыт №1. Возьмем любой каркас, обмакнем его в мыльный раствор. Попробуем слегка подуть на мыльный пузырь и оставим в покое, смотрим что получилось.
- Теперь попробуем полить сквозь мыльную пленку воду.
Опыт №1 показал, если подуть на мыльную пленку, то она вытягивается и возвращается в исходное положение.
- Вода проходит сквозь пленку, не разрушив ее. Мыльная пленка остается целой.
Вывод: мыльная пленка обладает эластичностью. (Картинка)
Опыт №2. «Мыльные пузыри разной формы».
- Для проведения этого опыта возьмем рамки из проволоки разной формы: квадрат, ромб, треугольник, звездочка. Проверим, можно ли выдуть пузырь различной формы.
Опыт №2 показал, что используя различные рамки, мыльные пузыри выдуваются только круглой формы.
Вывод: получить мыльный пузырь некруглой формы не удалось. (Картинка)
Опыт №3. «Мыльные пузыри разного размера».
- Дуя в трубочку, быстро выдуваем много маленьких пузырей, дуя в трубочку, медленно получаем один большой пузырь.
Опыт №3 показал, что если вдувать в пузырь воздух медленно, то мыльная пленка успевает растянуться и пузырь получается большой, но если дуть быстро - то мыльная пленка не успевает растянуться и рвется, получаются маленькие пузыри.
- А теперь возьмем трубочку и воронку, попробуем выдуть пузыри.
- Этот опыт показал, что чем больше диаметр трубочки, тем крупнее мыльный пузырь.
Вывод: Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают и от диаметра трубочки. (Картинка)
Опыт №4. «Пузырь в пузыре».
- Поверхность стола смазываем мыльным раствором. Выдуваем большой пузырь на стол. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаем дуть в соломинку.
Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваем соломинку.
Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором. (Картинка )
Опыт №5. «Можно ли приручить мыльный пузырь?»
(Выдуваем пузырь и предлагаем, дотронутся до него пальцем или каким либо предметом, пузырь лопается.)
- А кто из вас может поймать мыльный пузырь, или дотронутся до него, чтобы он не лопнул? (пробуем вместе с детьми) Не получается? Почему же мыльные пузыри лопаются?
- Это происходит потому, что в месте соприкосновения с сухим предметом или рукой, вода смачивает их, от потери влаги пленка лопается.
- А сейчас я открою вам секрет как приручить мыльные пузыри.
- Первый способ.
- Выдуваем пузырь, но теперь дотрагиваемся до него смоченными в мыльном растворе руками.
- Мыльные пузыри можно передавать друг другу, делать между ладошками «туннель» из мыльного пузыря.
- Теперь вы знаете, почему разрушается мыльный пузырь. Пузырь разрушается из-за потери влаги.
- Второй способ.
- Наденьте шерстяную перчатку и попробуйте поймать мыльный пузырь. Можно даже поиграть им как мячиком.
- Пузыри не лопаются, потому что ворсинки шерсти настолько тонкие, что не забирают влагу.
Вывод: данный опыт опровергает распространенное убеждение о «неприкосновенности» пузыря. Для того, чтобы посадить пузырь на ладонь достаточно просто смочить ее мыльным раствором или надеть шерстяную перчатку. ( Картинка)
3.Заключительная часть.
- А теперь, давайте подведем итог наших экспериментов. (Опираясь на картинки)
- Что мы узнали из первого эксперимента? (Что пленка эластична)
- Что мы узнали из второго эксперимента? (Что выдуть мыльный пузырь некруглой формы невозможно).
- Что мы выяснили в третьем эксперименте? (Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают и от диаметра трубочки).
- Что показал нам четвертый эксперимент? (Что стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным
раствором).
- Что мы доказали в пятом эксперименте? (Что есть два способа «приручить» мыльные пузыри: смочить руки мыльным раствором или надеть шерстяную перчатку).
- В следующий раз мы проведем еще несколько опытов. Узнаем, что происходит с мыльными пузырями на морозе. Попробуем сделать мыльную пену и поучимся рисовать с помощью цветных мыльных пузырей.
- На сегодня наша экспериментальная работа закончена. Дома вы еще сможете самостоятельно поэкспериментировать, конечно же, соблюдая все правила безопасности. Ну, или просто попускать мыльные пузыри. Ведь это так увлекательно. А еще выдувание мыльных пузырей способствует тренировке легких, что так полезно особенно в наше непростое время.
- А теперь, давайте наведем порядок в нашей лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»
Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14
Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»
Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".
Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....