Методические пособия по русскому языку
учебно-методический материал
Данный материал поможет при составлении конспектов уроков по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды диктантов в начальной школе | 10.86 КБ |
Методика изучения орфографии в начальной школе | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды диктантов:
- Выборочный диктант
Выписать из каждого предложения текста подлежащее.
Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.
- Распределительный диктант
Письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.
- Выборочно-распределительный диктант
Это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
- Творческий диктант
Запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.
- Свободный диктант
Промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
- Восстановленный диктант
Это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.
- По аналогии
Творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.
- Предупредительный диктант
Используется в целях отработки приемов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментируемом письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
- Объяснительный диктант
Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.
- Самодиктант или письмо по памяти
Учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно
- Зрительно-слуховые диктанты
Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.
- Словарный диктант
Это одна из разновидностей упражнений при изучении языка, в ходе которых учащиеся воспринимают на слух слова, а затем воспроизводят их в письменном виде.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
Орфография – это совокупность правил, которые регулируют единообразное написание слов.
Орфографическая сфера охватывает пять разделов:
- передача буквами на письме звукового состава слова;
- употребление на письме заглавных и строчных букв;
- слитные, раздельные или полуслитные (дефисные) написания слов;
- перенос части слова с одной строки на другую;
- графические сокращения слов на письме.
Орфографические правила могут строиться на различных принципах. Русская орфография включает в себя три типа:
- Морфологический
- Фонетический
- Традиционный
Ведущим принципом является морфологический. Чтобы понять его, нужно разобраться со значением понятия. Термин применяется не только в лингвистической области, но и во многих других. Пришел он из биологии, где морфология изучает строение организма, части тела и органов.
Морфологический принцип заключается в регулировании законов письма и делает их предсказуемыми, избавляя от банального заучивания слов и разгадывания «ребусов» при фонетическом письме. Он позволяет легко прочитать любой термин. Раньше же их писали по-разному, затрудняя скорость чтения и качество восприятия.
Фонетический принцип подчиняется следующему правилу: «как слышишь, так и пиши». Однако не все так просто, ведь если руководствоваться только этим правилом, то нужно писать «сабака» и «хадить». Впрочем, первая буквенно-звуковая система основывалась в основном на этом принципе. В старорусских письмах можно встретить такие термины, как «бестыда» (без стыда), «бежнего» (без него) и многие другие.
Традиционный является одним из основных принципов русской орфографии. Если предыдущие варианты основывались на группе правил, то исторический в одно время и простой, и сложный. Дело в том, что он представляет те самые слова, написание которых следует просто запомнить. А чтобы лучше это делать, следует больше читать или просто записать проблемные слова в отдельную таблицу.
Орфограмма — это написание слова с помощью правила орфографии или в соответствии с традицией русского языка.
Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.
Список орфограмм, изучаемых в 1-4 классах («Школа России»)
| 1.Заглавная буква в начале предложения 2. Правописание безударных гласных 3. Слова с удвоенными согласными 4. Правописание слов с мягким знаком 5. Правописание парных глухих и звонких согласных 6. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. 7. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 8. Заглавная буква в собственных существительных |
2 класс | 1.Заглавная буква в собственных существительных 2. Правописание безударных гласных 3. Слова с удвоенными согласными 4. Правописание слов с мягким знаком 5. Буквосочетания ЧК, ЧН. ЧТ, ЩН, НЧ 6. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 7. Правописание парных глухих и звонких согласных 8. Разделительный мягкий знак 9. Не с глаголами 10. Правописание предлогов со словами |
3 класс | 1. Правописание безударных гласных 2. Правописание парных глухих и звонких согласных 3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком 4. Правописание слов с двойными согласными 5. Правописание суффиксов и приставок 6. Разделительный твёрдый знак 7. Соединительные гласные о и е в сложных словах 8. Мягкий знак на конце существительных после шипящих 9. Не с глаголами |
4 класс | 1. Правописание слов с буквами ь и ъ 2. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 4. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных 5. Правописание местоимений 6. Правописание безударных личных окончаний глаголов 7. Правописание гласной перед л в глаголах прошедшего времени |
Орфографическое правило - это предписание, указание нормативного характера, устанавливающее порядок выполнения орфографического действия, решения орфографической задачи.
В начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов:
1. Правило - указание или запрещение. Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила правописания гласных после шипящих «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, т.е. на практическое знание фонетики, но не требует привлечения правил фонетики или грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит всего из одного действия - «шага».
Примеры правил - запрещений:
« В сочетаниях «ЧК», «чн» мягкий знак не пишется: «почка», «сочный»; «Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую»; «Буква й при переносе не отделяется от гласной: «лей-ка», «мой-ся»; «При переносе слов с двойными согласными одна бука остается на строке, а другая переносится: «кас-са», «длин-ный».
2. Правило - указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний (реже - из нескольких вариантов). Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, на грамматический или фонематический анализ.
Правило данного типа имеет свой алгоритм - не менее двух действий «шагов».
Примеры таких правил:
« Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы» (2кл.). Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?
3. Правило - результат наблюдения над языком. Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдение.
Пример такого правила: «общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково» (2кл.). В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных в корне слова.
4. Грамматические правила (определения). Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них дается орфографическое правило.
Примеры грамматических правил:
Правила склонения имен существительных (4кл.) создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных «-е», «-и».
Правила согласования имен прилагательных с именами существительными, правила склонения имен прилагательных (4кл.), правил различения окончаний I и II спряжений глаголов в настоящем и будущем временах создают основу для применения правил правописания безударных личных окончаний «-ешь», -ишь», «-ет, -ит», «-ем, -им», «-ете, -ите», «-ут, -ют», «-ат, -ят».
5. Правило - предписание к выполнению действий. Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает прием проверки. Примеры-правила проверки безударных гласных и звонких глухих согласных в корне слова, правописания безударных гласных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т.п.
Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например по проверке безударной гласной в корне: 1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква. 2 шаг: еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударяемый слог). 3 шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова. Подбирать до тех пор, пока проверяемая гласная не окажется под ударением. 4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).
Работа над орфографическим правилом проходит в несколько этапов:
1. подготовку к изучению правила, т.е. мотивацию - предпосылку к усвоению;
2. объяснение орфографического правила на специально подобранном материале;
а) знакомство с опознавательными признаками, сигналами по которым учащиеся определяют орфограмму;
б) определение морфемы, в которой находится орфограмма;
в) графическое выделение орфограммы и определение условия выбора правильного написания;
г) формулировка орфографического правила;
д) выполнение упражнений, формирующих орфографические умения и навыки.
Например, необходимо изучить правило "Гласные после шипящих" в окончаниях имен существительных.
Это правило можно расчленить на следующие составляющие:
1) окончание существительного;
2) после шипящего;
3) гласная о или е в окончании (под ударением/без ударения).
Методы обучения орфографии
В обучении орфографии используются методы:
- слово учителя;
- беседа;
- наблюдение и анализ орфограмм;
- самостоятельная работа учащихся.
Слово учителя как метод обучения орфографии используется для сообщения, например, цели предстоящей работы, при формулировке заданий для самостоятельной работы, при обобщениях.
Метод наблюдения и анализа предполагает сопоставление изучаемых явлений, вычленение сходных, обобщение, поэтому применение его целесообразно при изучении правописаний, проверяемых путём сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и грамматическими правилами.
При изучении материала методом наблюдения над языком и широкое применение получает приём сопоставления. Например, в слове волна гласный звук корня безударный, может быть передан и буквой А, и буквой О (во/а/лна)! В написании же его допустимо только О. Для установления правильности написания этого слова надо подобрать родственные ему, опорные слова с «сомнительной» гласной под ударением и сопоставить их с данным словом (волны, волн), где гласная находится под ударением и в корне слова пишется О.
Метод самостоятельной работы может быть использован при изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Списывание - это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги или с доски отдельных слов, предложений или целых связных отрывков. Списывание - это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического безошибочного письма.
Орфографический разбор
Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более прочного запоминания их школьниками.
Письмо по памяти.
Для усвоения ряда орфограмм, запоминание которых основывается по преимуществу на зрительных восприятиях и которые не подходят ни под какие определенные правила, следует наряду с другими упражнениями использовать и письмо по памяти заученного наизусть.
Упражнения творческого характера при обучении орфографии.
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.
Работа над непроверяемыми написаниями.
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Работа над предлогами.
Правописание предлогов вызывает у детей определенную трудность. В учебнике русского языка по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, п, с, ц пишутся отдельно от других слов».
Условия формирования орфографических навыков:
- Наличие базовых лингвистических знаний.
- Знание орфографических правил.
- Знание алгоритма применения правил.
- Наличие системы упражнений, отрабатывающих применение правил.
- Вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся.
- Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.
- Развитый фонематический слух.
Ступени формирования орфографического навыка:
- Учебная ситуация порождает потребность в проверке орфограммы. Осознавая мотивы дальнейшего действия, школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.
- Поиск способа действия. Опора на знание правил, указания, прошлый опыт.
- Составление алгоритма выполнения действия по правилу.
- Выполнение самого действия по алгоритму, по этапам.
- Повторное, многократное выполнение действий по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантах с постепенным свертыванием алгоритма и сокращением действия.
- Появление элементов автоматизма, усиление автоматизации на основе многократного выполнения действия.
- Достижение автоматизма безошибочного письма с постепенным отказом от применения правил.
Виды упражнений для формирования орфографической зоркости:
- письмо под диктовку,
- опреде ление орфограмм на слух и выделение их в тексте;
- списывание текста и выделение орфограммы;
- исправление деформированного текста (текста с ошибками);
- запись текста с пропуском букв, правильное написание которых вызывает затруднение;
- письмо «с дырками»: запись текста с пропуском всех орфограмм, особенно орфограмм слабых позиций;
- классификация слов в соответствии с орфограммами;
- выбор слов из текста с заданной орфограммой;
- постановка пропущенных букв в места орфограмм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие по русскому языку 2 класс. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?...
Учебно-методические пособия по русскому языку.
У учеников начальной школы всегда трудности с запоминанием терминов. Я предлагаю ряд занимательных упражнений на развитие внимания и запоминание терминов и словарных слов....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «60 ИГР С БУКВАМИ И СЛОГАМИ»
В пособии представлены дидактические игры для уроков обучения грамоте и русского языка, которые можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении изученного, либо включать ка...
Учебно-методическое пособие по русскому языку: тесты 1 класс
Данный тест помогает выявить уровень графических навыков письменной речи, звукобуквенного анализа слогов слов, сформированность соотношения печатных и письменных букв...
Методическое пособие по русскому языку:«Формирование грамматической правильности речи младших школьников (на примере работы с просторечными ошибками)»
Грамматические просторечные ошибки относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, по которым можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития человека, о его внутренней кул...
Учебно-методическое пособие по русскому языку "Работа над ошибками". Памятка для ученика начальной школы.
Работа над ошибками- важнейшее звено в системе обучения. Приёмы работы с "Памяткой" на уроках русского языка. Памятка для учащихся....
Методическое пособие по русскому языку на тему: "Учить словарные слова легко и интересно"
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. В пособии представлены редко используемые задания, которые помогут заинтересовать младшего школьн...