Учебно-методическое пособие по русскому языку "Работа над ошибками". Памятка для ученика начальной школы.
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему
Работа над ошибками- важнейшее звено в системе обучения. Приёмы работы с "Памяткой" на уроках русского языка. Памятка для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_r.o.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебо - методическое пособие по русскому языку
«Работа над ошибками»
Памятка для ученика начальной школы
Учитель ГБОУ школы №346 Невского района
Чистякова Светлана Юрьевна
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограмм, но и предупреждению ошибок.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Как правило, работа над ошибками проводится фронтально, без учёта индивидуальных особенностей учащихся. В результате подобной работы ученики успевают разобрать на уроке не более 3-4 орфограмм и закрепить их ограниченным количеством примеров. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, пассивными- учащиеся, которые допустили ошибки и которые особенно нуждаются в самостоятельных упражнениях по закреплению и выработке навыков письма.
Фронтальная работа над ошибками необходима для осмысления отдельных, недостаточно усвоенных правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками.
В целях индивидуализации заданий некоторые учителя заранее подготавливают дополнительный материал, который они дают ученикам быстро выполнившим задание. Этот материал преподносится в виде заданий, записанных на доске или в виде карточек. Как правило в этой работе отсутствует самое главное- система в организации заданий.
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками требует разнообразия упражнений, поэтому появилась необходимость подготовки соответствующего дидактического материала. При составление этого материала полезно отбирать тексты, насыщенные орфограммами. Это карточки с текстами или словами. К каждому тексту прилагаются 2-3 задания. По содержанию и объёму тексты разные. Материал в пределах одного и того же грамматического раздела распределён по степени трудности: для слабоуспевающих и медлительных детей, для большей части успевающих детей, для успевающих детей, обладающих быстрым темпом работы. Все карточки сгруппированы по грамматическим разделам. Кроме названия на карточке ставится номер раздела. Чтобы приучить детей работать самостоятельно, надо провести несколько уроков с одним из видов дидактического материала.
По мере овладения умениями самостоятельно выполнять задания, учащихся целесообразно познакомить с « Памяткой работы над ошибками». В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснять данную орфограмму.
Работа по « Памятке работы над ошибками» происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях учитель ставит цифру- номер орфограммы, помещённой в памятке. После проверенной учителем работы, в тетради ученика ставится столько палочек, сколько допущено ошибок. Ученик, получив тетрадь работает строго по памятке.
При систематической организации самостоятельной работы над ошибками растёт возможность уменьшить объём домашних заданий, т.к. значительная часть материала усваивается во время самостоятельных занятий.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
- Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву .
\
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
- Пропуск буквы.
Выпиши слово . Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик
- Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: у /чи/ тель - 3 слога
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса .
Например: оси - на, ма - ши- на
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
- Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто
- Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно . Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму .
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча
- Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно . Подчеркни сочетание . Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный
- Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения .
Например: алфавит, звонить, щавель.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е,И, Я) .
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом .
Например: сады - сад
волна - волны
- Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза . Запомни, как оно пишется . Обозначь ударение , подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова .
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: морозы - мороз, ягода - ягодка
- Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно . Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой .
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
- Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой . Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву .
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
- Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно . Раздели слово для переноса . Запиши ещё 2 однокоренных слова . Подчеркни двойную согласную .
Например: группа, груп-па, групповой, подгруппа
Выпиши Предложения правильно . Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши . Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине .
- Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения . Обозначь части речи . Выпиши словосочетания с вопросами .
Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
- Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом . Между предлогом и словом вставь ещё одно слово .
Например: к берегу; к (какому ?) берегу, к крутому берегу
Запомни! Предлог - отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от ( от чего?) берега .
- Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу.
Запиши 1-2 однокоренных слова.
- Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово . Подбери к нему несколько однокоренных слов . Выдели корень . Проверь непроизносимую согласную . Обозначь орфограмму .
Например: звезда, звёздочка, звёздный
Честь – честный
- Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно . Выдели в нём приставку . Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой .
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал , отлетел
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово . Выдели приставку . Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками .
Например: заехал, уехал, переехал
Запомни! Приставка - это часть слова . Она пишется слитно со словом .
- Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно . Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой . Выдели приставку . Подчеркни гласную .
Например: съезд, объявление, объём
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок , которые оканчиваются на согласную , перед гласными буквами е, ё, ю, я.
- Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род . Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч - (м.р.), шалаш, товарищ
Ночь (ж.р.), мощь, тишь
- Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно . Выдели корни . Подчеркни гласную . Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой .
Например: водовоз, самолёт
- Не с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ . Запиши ещё 2 слова на это правило . Подчеркни орфограмму.
Например: не_пришёл, не_выучил, не_знал
- Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами . Выполни схему предложения .
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев , разметал их по дороге . [ 0,0] .
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
[ О и О ].
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное . Поставь его в начальную форму . Определи тип склонения . Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Например: на опушке ( на земле- 1 скл .)
на полянке (на земле, 1 скл .),
у речки ( у земли, 1 скл .)
- Правописание безударных падежных окончании имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным , к которому оно относится . Поставь к прилагательному вопрос от существительного . Определи род , число и падеж прилагательного по существительному . Выдели окончание прилагательного .
Например : к лесу ( какому ?) дальнему - м.р., ед.ч., Д.п.)
- Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом . Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму .
Например : у_нас, ко_мне, с_тобой
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно .
- Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно . Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой .
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь .
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно . Поставь ударение .Узнай начальную (неопределённую) форму глагола и по ней определи спряжение. Определи время , лицо и число глагол а. Вспомни окончание .
Например: купит- купить, 2спр., б.вр.,3л., ед.ч.,- ит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы.
Правила выполнения работы над ошибками в начальных классах....
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ - ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ По русскому языку - ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫПечатать в режиме 2 страницы на лист...
Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы.
Использование данной памятки поможет учащимся выполнить работу над ошибками самостоятельно....
Работа над ошибками (памятка для учеников начальной школы)
Памятка "Как работать над ошибками" составлена на основе программы по русскому языку В.П. Канакиной (УМК "Школа России"). Данная методическая разработка представляет собой перечень орфограмм, из...
Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы
Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы...
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Памятка для ученика начальной школы.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.Памятка для ученика начальной школы....