РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мир творчества»
рабочая программа (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Мир творчества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_tvorchestva_4-a.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, город Новошахтинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска
Рассмотрена, рекомендована к утверждению педагогическим советом МБОУ СОШ № 31 Протокол № 1 от 23 августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 31 Приказ от 31.08.2020 г. № 138 ___________Т.К.Левченко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Мир творчества»
Начальное общее образование 4 –а класс
Количество часов: 34
Учитель: Крайнюк Елена Анатольевна
2021- 2022 учебный год
Курс «Мир творчества» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: внеурочная деятельность; авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы», основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 31, годового календарного учебного графика МБОУ СОШ № 31 на 2021 – 2022 учебный год.
Цель: гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Задачи: - развивать творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе - место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в группах, совместные игры и т.д.), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить.
Средства контроля: составление альбома лучших работ, проведение выставок учащихся в классе, в школе, в библиотеке. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставках и т.д.
Планируемые результаты освоения курса «Мир творчества».
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. | Учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Предметные результаты.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Содержание курса внеурочной деятельности «Мир творчества».
Работа с бумагой и картоном.
Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Рисование ватой по бархатной бумаге. Моделирование из конусов. Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Объемное конструирование из деталей оригами. Моделирование из бумажных салфеток. Простое торцевание на бумажной основе. Моделирование из фольги. Объемные украшения для костюма из бумаги.
Текстильные материалы.
Аппликация из резаных нитей. Нитяная бахрома. Моделирование из помпонов. Изонить. Аппликация из распущенного трикотажа. Аппликация из ткани и ниток. Шитье по выкройкам.
Пластические материалы.
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. Мозаика из разрезных деталей. Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе. Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Работа с бумагой и картоном. | 13 |
2 | Текстильные материалы. | 12 |
3 | Пластические материалы. | 9 |
Итого | 34 |
Аннотация к тематическому планированию
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир творчества» в 4-а классе рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану, расписанию уроков в 2021 – 2022 учебном году 34 недели и 1 день (137 часов) занятия по внеурочной деятельности «Мир творчества» проводятся в среду.
В 2021 – 2022 учебном году 23 февраля (среда) – праздничный день, поэтому будет проведено 34 урока. Тематический план сокращен на 1 час, реализация которого будет осуществлена за счёт уплотнения материала по теме: «Пластические материалы».
Приложение 1 к рабочей программе
по внеурочной деятельности
«Мир творчества»
на 2021-2022 уч. год
Календарно-тематический план
рабочей программы
по внеурочной деятельности «Мир творчества»
учитель Крайнюк Е. А.
Количество учебных часов: 34
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема раздела, занятия | Виды деятельности |
Работа с бумагой и картоном – 13 часов | |||
1 | 01.09 | Объёмные изделия в технике оригами. Бабочки | Коллективное обсуждение вопросов. Техника безопасности. Приёмы соединения модулей |
2 | 08.09 | Симметричное вырезание. Бабочки | Индивидуальная работа |
3 | 15.09 | Игрушки из картона с подвижными деталями. Собачки | Коллективное обсуждение вопросов. Индивидуальная работа |
4 | 22.09 | Рисование ватой на бархатной бумаге. | Волшебные секреты рисования ватой. Индивидуальная работа |
5 | 29.09 | Моделирование из конусов. Кошки | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа по образцу |
6 | 06.10 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Цветы | Фронтальная беседа: «Что такое «скрутить в жгут»?» Коллективная работа. |
7 | 13.10 | Объёмное конструирование из деталей оригами. Снеговик | Фронтальная беседа. Индивидуальная работа |
8 | 20.10 | Объёмное конструирование из деталей оригами. Снеговик | Фронтальная беседа. Индивидуальная работа |
9 | 27.10 | Моделирование из бумажных салфеток. Деревья | Индивидуальная работа |
10 | 10.11 | Моделирование из бумажных салфеток. Деревья | Индивидуальная работа |
11 | 17.11 | Простое торцевание на бумажной основе. Деревья | Фронтальная беседа. Индивидуальная работа |
12 | 24.11 | Моделирование из фольги. Цветы | Фронтальная беседа. Индивидуальная работа |
13 | 01.12 | Объёмные украшения для костюма из бумаги | Фронтальная беседа. Индивидуальная работа |
Текстильные материалы – 12 часов | |||
14 | 08.12 | Аппликация из резаных нитей | Выполнение панно из шерсти, картона - «Собачки». |
15 | 15.12 | Нитяная бахрома | Работа с шерстью, тесьмой. |
16 | 22.12 | Нитяная бахрома | Работа с шерстью, тесьмой. |
17 | 12.01 | Моделирование из помпонов | Моделирование из проволоки и помпонов. «Собачки», «кошки». |
18 | 19.01 | Моделирование из помпонов | Моделирование из проволоки и помпонов. «Собачки», «кошки». |
19 | 26.01 | Изонить | Работа с картоном, мулине. |
20 | 02.02 | Изонить | Работа с картоном, мулине. |
21 | 09.02 | Аппликация из ткани и ниток | Работа с картоном, тканью, шерстью. |
22 | 16.02 | Аппликация из ткани и ниток | Работа с картоном, тканью, шерстью. |
23 | 02.03 | Шитьё по выкройкам | Работа с тканью, шерстью, тесьмой. |
24 | 09.03 | Шитьё по выкройкам | Работа с тканью, шерстью, тесьмой. |
25 | 16.03 | Шитьё по выкройкам | Работа с тканью, шерстью, тесьмой. |
Пластические материалы – 8 часов | |||
26 | 30.03 | Раскатывание пластилина. Получение плоских изображений | Работа с пластилином, картоном. |
27 | 06.04 | Раскатывание пластилина. Получение плоских изображений | Работа с пластилином, картоном. |
28 | 13.04 | Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей | Работа с пластилином, картоном. |
29 | 20.04 | Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей | Работа с пластилином, картоном. |
30 | 27.04 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе |
31 | 04.05 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе |
32 | 11.05 | Аппликация из пластилиновых нитей, продавленных сквозь сито | Работа с пластилином, металлическим ситом, картоном |
33 | 18.05 | Аппликация из пластилиновых нитей, продавленных сквозь сито. | Работа с пластилином, металлическим ситом, картоном. |
34 | 25.05 | Выставка лучших работ учащихся | Выставка работ |
Приложение 2 к рабочей программе
по внеурочной деятельности «Мир творчества» 4-а класс
на 2021-2022 уч. год
Лист корректировки
календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы
по внеурочной деятельности «Мир творчества»
учитель Крайнюк Е. А.
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Коррекционные мероприятия | Дата по факту | Согласование Зам. директора по УВР |
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания МС МБОУ СОШ № 31 от 23.08.2021 года _______________Т.К.Левченко |
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Е.А.Кирилюк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество" для 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество". Программа направленна на работу с текстом во 2 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга творчества"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Декоративное творчество"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию х...