Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество". Программа направленна на работу с текстом во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Речевое творчество»
(общеинтеллектуальное направление)
Возраст детей: 8-10 лет.
Срок реализации программы: 2015-2016 гг.
Выполнила:
Вольская О.А.
учитель начальных классов
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Речевое творчество» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Программа второго класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Развитие культуры чтения находится в числе приоритетных направлений реализации стандартов нового поколения. В разделе «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» примерной программы начального общего образования четко прописано, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе должна проходить работа по формированию полноценного навыка чтения. Прочный навык чтения характеризуется четырьмя качествами: осознанность, правильность, беглость и выразительность.
Для того, чтобы реализовать основные задачи ФГОС НОО по всем учебным предметам, учителю начальных классов необходимо сформировать достаточно прочный навык чтения, т.к. чтение в школе выступает как межпредметное умение.
О навыке чтения невозможно судить однозначно, т.к. сам процесс чтения может протекать независимо от контролирующих функций, но тогда пропадает главная составляющая понимания читаемого, ради чего, собственно, и происходит процесс чтения.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся, работе с текстом.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации.
Цель программы – формирование первоначальных навыков работы с текстом, умения извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её, развитие речевого внимания к языковой стороне текста, внимания к деталям.
Занятия необходимы по ряду причин:
1. Количество базисных часов уменьшилось.
2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге
Основными задачами реализации данной программы являются:
1.Расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку и литературному чтению. Так же показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
2. Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.
3. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
4. Формирование культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
5.Развитие смекалки и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
6. Формирование осознанного, выразительного, правильного и беглого чтения.
7. Развитие внимания к языковой стороне текста.
Участники программы: дети второго класса. Преподавание курса рассчитано на 2015 – 2016 учебный год. Объем учебного времени, отводимого на изучении спецкурса – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания курса «Осознанное чтение»:
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- Игра
- Беседа
- Практические занятия
- Работа в малых группах
- Фронтальная беседа
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Речевое творчество» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Смысловое чтение и работа с текстом» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления, использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
– отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Основными формами учёта знаний являются КВНы, викторины, тесты по прочитанному произведению, выполненные проекты.
Содержание курса
1 раздел (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Узнать предпочтение детей.
2 раздел «Работа с текстом» (15 часов)
2.1. Работа с текстом «Синица»
Основные понятия: текст, части текста, тема, главная мысль.
Деятельность учащихся: слушать и выражать свое мнение; определять тему и главную мысль.
2.2. Работа с текстом «Грызуны»
Основные понятия: текст и одно предложение, текст и набор предложений; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную мысль текста,
Деятельность учащихся: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.
2.3. Работа с текстом «Ответ».
Основные понятия: границы предложений; порядок предложений в тексте; деление текста на абзацы.
Деятельность учащихся: чтение текстов, оценивание своих ответов, закрепление и отработка основных понятий темы.
2.4. Веселые стихи Б. Заходера.
Основные понятия: формирование различными приемами выразительного чтения и темпа чтения. Работа над логическим ударением.
Деятельность учащихся: чтение стихов, высказывание своего впечатления.
2.5. Сказочные загадки. Работа с текстом.
Основные понятия: находить отличительные признаки загадок, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту.
2.6. Сказочные загадки. Работа с текстом.
Основные понятия: находить отличительные признаки загадок, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту.
2.7. Викторина «Знатоки сказок А.С. Пушкина». Работа с текстом.
Основные понятия: конкурсная программа с использованием скороговорок, загадок, потешек.
Деятельность учащихся: работа в группах, соревнование между группами.
2.8. Веселые рассказы Ю. Драгунского. Работа с текстом.
Основные понятия: прослушивание и чтение рассказов; составление плана, подбор заголовка, создание начала и концовки текста.
2.9. Стихи о маме. «Мама – главное слово». Работа с текстом.
Основные понятия: работа по подготовке к комплексному анализу текста; формирование различными приемами выразительного чтения и темпа чтения.
2.10. Стихи о маме. «Мама – главное слово». Работа с текстом.
Основные понятия: продолжение работы по предыдущей теме; работа по подготовке к комплексному анализу текста; формирование различными приемами выразительного чтения и темпа чтения.
2.11. Конференция «Мой любимый литературный герой». Работа с текстом.
Основные понятия: работа со словом и словосочетанием; постановка логического ударения. Обобщение по художественным произведениям.
Деятельность учащихся: работа в малых группах, инсценировка своего любимого персонажа.
2.12. Работа с текстом «Немецкая овчарка».
Основные понятия: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий.
Деятельность учащихся: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.
2.13. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Основные понятия: порядок предложений в тексте; развитие умений и навыков построения текста.
2.14. Грамматические сказки. Работа с текстом.
Основные понятия: игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
2.15. Грамматические сказки. Работа с текстом.
Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.
3 раздел «Работа по восстановлению деформированного текста» (5 часов)
3.1. Работа с текстом «Дельфины»
Основные понятия: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.
3.2. Работа с текстом «Дельфины»
Основные понятия: восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.
3.3. Работа с памятками текста.
Основные понятия: опираясь на памятки к тексту, уметь анализировать текст; восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.
3.4. Работа с памятками текста.
Основные понятия: опираясь на памятки к тексту, уметь анализировать текст; восстановление последовательности событий, составление плана, подбор заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста, подбор иллюстраций.
3.5. Текст с продолжением.
Основные понятия: последовательность предложений; выстраивание событий в нужной последовательности, составление текста по опорным словам на заданную тему.
4 раздел «Комплексный анализ текста» (13 часов)
4.1. Работа с текстом «Калина».
Основные понятия: конструирование текста по аналогии; восстановительный диктант.
4.2. Рассказы Б. Житкова о животных
Основные понятия: составление двух текстов на основе выявленного пропущенного слова; определение типа текста по опорным словам.
4.3. Стихи русских поэтов о весне.
Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.
4.4. Стихи русских поэтов о весне.
Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий.
4.5. Веселые стихи Д. Хармса.
Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий, работа над осознанным чтением.
4.6. Веселые стихи Э. Успенского.
Основные понятия: чтение текстов, отработка выразительного чтения, закрепление и отработка основных понятий, работа над осознанным чтением.
4.7. Драматизация (инсценировка) произведений.
Основные понятия: определение мимики, жестов героев, деление текста на части; чтение по ролям, инсценировка отрывка.
4.8. Драматизация (инсценировка) произведений.
Основные понятия: определение мимики, жестов героев, деление текста на части; чтение по ролям, инсценировка отрывка.
4.9. Отработка темпа чтения (на разных текстах).
Основные понятия: деление текста на части; ответы на вопросы словами из текста; словесное рисование.
4.10. Отработка темпа чтения (на разных текстах).
Основные понятия: деление текста на части; ответы на вопросы словами из текста; словесное рисование; графическое рисование; составление картинного плана.
4.11. «Не лезьте за словом в карман!»
Основные понятия: изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
4.12. «Память и грамотность!»
Основные понятия: виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
4.13. «Полноценный навык чтения!»
Основные понятия: выразительное чтение, осознанное чтение, беглое чтение.
5 раздел «Итоговое занятие» (1 час)
- Викторина «Повторим все, что знаем!».
Основные понятия: подведение итогов в игровой форме, подведение итогов работы за год.
Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.Т. Баранова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
- Ладыженская, Т.А. Программа «Детская риторика» (для четырехлетней начальной школы) [Текст] / Т.А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ: дошк. образование. Начальная школа. – Москва: Баласс, 2008. – С. 136 – 154.
- Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М., 1974. – 256 с.
- Ладыженская, Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе [Текст] / Н.В. Ладыженская // Начальная школа. – 2007. – №5. – С. 43 – 45.
- Волина, В.В. Веселая грамматика [Текст] / В.В. Волина. – Москва.: Дрофа, 2002.
- Журжина, Ш.В., Костромина, Н.В. Дидактический материал по русскому языку [Текст] / Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина. – Москва: Просвещение, 1991.
- Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества в 1–3 классах [Текст]/ Н.Н. Каландарова. – Глазов, 2002.
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проект
- компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 ФГОС Художественное творчество
Внеурочная программа "Художественное творчество" на 66 ч. 1 клас и 68 ч. 2-4 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Художественное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» - С.: Издательство ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов. Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности художест...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Час речевого творчества»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и Программы начального общего образования для 3 класса «Детская риторика в рас...