«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта»
статья

Канайкина Елена Михайловна

Представлен инновационный педагогический опыт работы в ГБОУ РМ СОШ для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt._kanaykina.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных навыков у детей

с нарушением интеллекта»

Актуальность и перспективность  опыта. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем.

Основной задачей, стоящей перед школой для учащихся с нарушением интеллекта, является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности учащихся, их социальная адаптация в условиях современного общества. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов.

Уровень развития коммуникативных умений и навыков детей зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых находится ребенок. Эффективное формирование коммуникативных умений и навыков с самого раннего детства обеспечивает высокий уровень коммуникативности и выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде.

В специальной педагогике имеется ряд работ, направленных на раскрытие особенностей коммуникативной деятельности учащихся с нарушенным умственным развитием. Проблема коммуникативной деятельности данной категории детей рассматривалась А. К. Аксеновой, С. С. Бетановой, В. В. Воронковой, А. И. Гаурилюс, Л. И. Даргевичене, И. А. Емельяновой, Р. И. Лалаевой, В. Г. Петровой и др.

Важнейшая особенность детей с нарушением интеллекта проявляется в снижении активности во всех видах деятельности. Данное обстоятельство является главной причиной низкого уровня их коммуникативных способностей, с одной стороны, а с другой стороны, дефицит в общении с окружающими серьезно осложняет имеющиеся у этих детей нарушения познавательной деятельности.

Концептуальность опыта. Новизна состоит в том, что совершенствование устной речи и ее коммуникативной функции имеет целью повышение уровня общего развития умственно отсталых детей. Главное направление должно быть сосредоточено на создании младших школьников,  необходимости в общении, на побуждении к обмену мыслями и впечатлениями.

Задачи:

1)        Развитие у детей интереса к потребности в коммуникативной функции;

2)        Учить детей выражать свои мысли, чувства, желания в процессе общения.

3)        Обеспечение усвоения детьми лексического значения незнакомых слов, с целью вовлечения их активный словарь школьников.

Систематическое использование разнообразных форм работы, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков помогает детям с нарушением интеллекта использовать речь как основное средство общения.

Теоретическая база опыта. В специальной педагогике имеется ряд работ, направленных на раскрытие особенностей коммуникативной деятельности учащихся с нарушенным умственным развитием. Отклонения в речевом развитии у детей с нарушением интеллекта создают определенные трудности в учебной деятельности.

В. В. Воронкова подчеркивает, что ребенок с нарушением интеллекта долгое время не выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия. Поэтому процесс овладения коммуникативными умениями, средствами межличностного взаимодействия происходит медленно и с большим трудом.

Л. И. Даргевичене отмечает, что большую роль в общении у детей с нарушением интеллекта играют их экспрессивно-мимические акты. Эмоциональные расстройства у детей данной категории отличаются как бедностью, невыразительностью эмоций, их однообразием, так и беспечным, неоправданно приподнятым настроением, нелепой дурашливостью, двигательной расторможенностью.

Нарушения общения в целом порождают проблемы, связанные с неуспешностью социальной адаптации, замечает И. А. Емельянова. Затруднения в процессе установления контактов с людьми как в области делового, так и личностного общения вызывают у детей неуверенность, беспокойство, неудовлетворенность собой и окружающим миром.

Таким образом, наличие интеллектуального дефекта у учащихся с нарушением интеллекта отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становления опыта. В своей педагогической деятельности огромное внимание уделяю совершенствованию устной речи и ее коммуникативной функции с целью повышения уровня общего развития умственно отсталых детей.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

- систематизация и использование передового традиционного опыта по формированию коммуникативных навыков;

- использование инновационных технологий;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

повышение интереса и мотивации к учебе;

- подбор эффективных заданий и упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.

Основными направлениями совершенствования коррекционно-педагогической работы в учебно-воспитательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта по формированию социально-коммуникативных навыков являются:

1) коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;

2) широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;

3) активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми;

4) повышение квалификации в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с такими детьми.

        Технология опыта. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта необходимо в процессе обучения, так как благодаря их развитию формируются познавательные процессы: мышление, воображение, внимание, памяти. Для успешной реализации необходимо решить ряд проблем, среди которых отметим следующие:

Разработка знаний и упражнений, направленные на развитие речи умственно отсталых школьников;

Использование игровых моментов в процессе формирования речи младших школьников;

Использование инсценировок на уроках чтения;

При использовании тестов учить составлять характеристику героев, животных и т.д.;

Формирование у младших школьников эмоционально окрашенной речи.

Основные задачи, поставленные для решения данной проблемы:

Научить детей проявлять интерес к беседе;

Обеспечить внимание к собеседнику;

Учить строить речь грамматически грамотно;

Формирование умения точно отбирать слова для выражения мыслей;

Учить придавать своей речи соответствующую интонационную окраску.

        Реализую поставленные задачи через структуру следующих мероприятий, а именно:

В ходе учебного процесса (использование различных заданий и упражнений на уроках письма и чтения);

В ходе внеклассной и внеурочной работе (проведение классных часов, внеклассных и воспитательных мероприятий)

        На уроках использую различные беседы, ролевые игры, творческие работы, дискуссии. Дети эмоционально выступают на внеклассных и воспитательных мероприятиях, где применяются различные инсценировки, игры, ответы на вопросы сказочных героев, описание предметов и т.д.

        Таким образом, хочется отметить, что в результате данной работе дети стремятся к общению, стараются высказывать свои мысли, на уроках рассказывают больше сами, на их лицах улыбки. Коммуникативная направленность обучения умственно отсталых школьников является, одним их основных учеников является одним из основных принципов программного и методического обеспечения уроков чтения и письма.

        Результативность опыта. Благодаря использовании в педагогической деятельности упражнений, направленных на развития речи, ее пополнение и обогащения, младшие школьники становятся более подготовленными к общению с окружающими людьми.

На уроках чтения учитель создает условия для общения учеников, как с учителем, так и с одноклассниками через изучаемый текст произведения. Дети с интересом составляют диалоги между героями, инсценируют эпизоды из произведений, заканчивают часть рассказа и т.д.

На уроках письма с интересом описывают предметы в ходе тестирования, любят составлять предложения не различные темы и т.д.

Таким образом, повышается уровень коммуникативных возможностей умственно отсталых школьников.

        Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Трудности могут заключатся в подборе дидактического и учебного  материала. В одном классе занимаются учащиеся с разным уровнем речевого развития. У некоторых детей грубые нарушения речи.Запас слов умственно отсталых школьников, особенно учеников начальных классов, очень беден. Поэтому дети с нарушением интеллекта не всегда могут выполнять упражнения по формированию коммуникативных навыков. Таким образом, необходимо сразу готовить разные виды заданий.

        Адресные рекомендации по использованию опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных классов. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методических объединениях педагогов, педсоветах, республиканских семинарах. Размещаю материал на собственном сайте

Публикации в представленном педагогическом опыте.

- Выступления на Республиканском семинаре-практикуме «Современные технологии обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (30 октября 2015) с докладом «Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с нарушением интеллекта».

- Статья «Особенности работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта» в сборнике «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования» по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученных «52 Евсевьевские чтения» в 2016 году.

- Выступление на Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученных «52 Евсевьевские чтения» на базе МГПИ им. М. Е. Евсевьева (2-3 июня 2016г.) с докладом «Формирование социально-коммутативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития речи».

- Выступление в МРИО для слушателей курсов повышения квалификации с проектом на тему «Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Формирование коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи.

в статье представлена совместная программа работы психолога и логопеда развития коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи в школе 8 вида...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Банк дидактических материалов по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта

Банк дидактических материалов содержит игры и упражнения для обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта....

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Консультация для учителей, в классе которых обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации....

«Приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха явл...