Формирование коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
в статье представлена совместная программа работы психолога и логопеда развития коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи в школе 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikat._navykov.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Б.Барабанова, Е.В.Буданова
СОГБОУ «Починковская школа- интернат»
Смоленской области
УДК 37.042.3
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
(из опыта работы СОГБОУ «Починковская школа- интернат»)
Ключевые слова: коммуникативность, коммуникативные навыки, речевые нарушения, взаимодействие, социально- значимый.
В статье представлен совместный опыт работы учителя- логопеда и педагога- психолога по формированию коммуникативных навыков у детей, имеющих речевые нарушения в условиях школы- интерната.
Специальная коррекционная школа–интернат VIII вида является вторым домом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в эту школу поступают дети из социально неблагополучных семей.
В характеристиках данной категории детей присутствуют частицы «не» с большой буквы: они не могут, не способны, не умеют, не понимают, не усваивают, не запоминают, не справляются и т. д. Но самое главное, что, побывав в ситуации неуспеха, не верят в собственные силы.
Любая коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям недостатков путём применения специальных педагогических средств, которые стимулируют компенсаторные процессы развития.
Возможность человека жить полноценной жизнью и быть успешным в обществе во многом связана с его коммуникативными способностями, с умением говорить и общаться. Язык является главным средством и основным инструментом человеческих отношений. Для человека жизненно важно внятно выражать свои мысли, а для его разностороннего развития и социализации важно еще и умение вступить в беседу и поддержать ее.
Из практики работы отмечается тенденция к снижению количества школьников с речевой нормой. Из-за несовершенства речи у ребенка возникают и нарастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими. Уже с 4-5 лет более успешные дети начинают замечать недостатки своей речи и нередко болезненно их переживают. Стесняются говорить, читать стихи на празднике, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно; обучающиеся становятся раздражительными, тревожными. Возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны сверстников.
В связи с гуманизацией современного образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья [1,с.9]. В связи с этим задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение в образовательном процессе. Реализация данных целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога по развитию у школьников мотивации, комфортности к общению и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности обучающегося в системе воспитательно-образовательного процесса.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Речь-основа коммуникации людей в обществе. Несовершенство умений, связанных с использованием речи, как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта.[6,с.27] Это является следствием первичности дефекта умственной отсталости и низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации детей с нарушением интеллектуального развития.
Общеизвестно, что у детей с интеллектуальными нарушениями расстройства речи носят системный характер. Проявления нарушений у каждого ребёнка индивидуально, в зависимости от степени умственной отсталости, сопутствующих соматических, психических заболеваний и состояний. Логопедическое обследование выявляет следующую группу нарушений с 1 по 7 класс:
-фонетический дефект;
-фонетико-фонематическое недоразвитие;
- ФФН, лексико-грамматическое недоразвитие;
-нарушение чтения и письма.
Все эти нарушения могут сочетаться у некоторых детей с дизартрическим компонентом, алалией. Многие дети имеют тяжёлые соматические заболевания, затрудняющие и без того замедленный коррекционный процесс речевых нарушения в школе 8 вида. Логопедическая работа в нашей школе осуществляется по традиционной схеме: обследование, разработка адаптированных рабочих программ по группам, индивидуальных маршрутов, коррекционная работа. В коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта залогом успешной коррекционной работы является взаимодействие всех участников процесса коррекции. Это сложившаяся и отработанная система в нашей школе. Коррекция речевых нарушений требует систематических занятий, отнимает много сил у детей. Снижается познавательная активность, повышается утомляемость. Проведенные в этом году совместные занятия с психологом повлияли не только на улучшение результата логопедической коррекции, но и на общее психологическое состояние школьников. Повысилась мотивация и интерес к речевым занятиям. Появилась необходимость разработки совместной программы.
Для овладения коммуникативными умениями и навыками были выделены следующие направления программы:
1.Нормализация неречевых процессов (группа.1-2 кл.)
Цель: развитие общей и речевой организованности
2.Восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности.
Цель: развитие умений и навыков общения для активного использования в разнообразных коммуникативных ситуациях
В соответствии с общими направлениями и задачами работы по компенсации речевых дефектов и формированию коммуникативной деятельности коррекционный процесс учителя- логопеда и педагога- психолога мы разделили на три этапа.
1 этап – 1-2 четверть, группа- 1-2 класса
Цели и задачи:
- развивать способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
- активизировать невербальное общение внутри группы;
-систематизировать неречевые процессы (развитие наблюдательности, зрительной и слуховой памяти, внимания);
- овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками (развитие умения ориентироваться в условиях задания, выполнять инструкции, пользоваться неречевыми средствами общения)
Методы и приемы для работы на первом этапе:
- упражнения, формирующие чувства принадлежности к группе и развитие контактных возможностей личности;
- упражнения на приветствия и прощания с использованием невербальных средств выражения эмоций;
- артикуляционно-мимические, дыхательно-голосовые и релаксационные упражнения;
- упражнения, направленные на выражение мыслей и чувств на языке движений, упражнения на ориентировку в пространстве, в своем теле, на координацию движений;
- упражнения, направленные на подготовку речевых процессов как основу для формирования учебной деятельности (артикуляционная гимнастика, пение слоговых цепочек, упражнения на изменение силы голоса)[4,с.84]
2 этап- 3-4 четверть
Цели и задачи:
- вырабатывать речевые навыки, адекватные стереотипы поведения в социально и личностно- значимых ситуациях;
- продолжить формирование речевого поведения;
- формировать и закреплять навыки и умения для взаимодействия со сверстниками;
- развивать умения привлекать внимание собеседника при помощи слов.
Программные задачи реализовались при помощи дидактических игр и упражнений, игр-инсценировок, игр-драматизации, элементов сюжетно-ролевых игр, творческих игр и в проведении различных экскурсий направленных на общение с посторонними людьми.[2,с.137] Использование основного метода формирования коммуникативных умений происходило с помощью дидактической игры и выбор этот не случайный, т. к. у детей с нарушением интеллекта только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, ставили бы ученика в такие условия, когда у него возникало желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением и т.д.
Охарактеризуем методы и приемы по формированию коммуникативных навыков у детей с системным недоразвитием речи, применяемые в школе -интернате 8 вида.
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Большой круг»
Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
Методы создания благоприятной атмосферы, организация коммуникации между детьми, оперативное их включение в деятельность.
Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»
Проводится со всей группой одновременно, можно в парах.Педагог просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.
Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем-нибудь).
Скажем «Здравствуйте» кивком.
Станет радостней кругом.
Все произносят хором «Здравствуйте»
Игра – приветствие «Улыбка»
Можно использовать перед любым занятием. Для игры дети объединяются в пары произвольно, смотрят друг другу в глаза, мысленно желают здоровья соседу и поговаривают слова:
Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись мне,
А я – тебе.
После этих слов дети улыбаются друг другу, при желании – обнимаются. Затем все садятся на свои места или находят себе нового партнёра и действия повторяются. Продолжительность игры определяет педагог.
«Поменяйся местами»
Все участники взаимодействия садятся в круг.Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто:
- уже проснулся;
- хочет заниматься;
- пил на завтрак чай;
- добирался до школы пешком;
- добирался до школы на машине;
- у кого хорошее настроение;
- у кого есть что-то красное (желтое и т. п.) в одежде;
- хочет общаться и т. д.
«Заверши фразу»
Педагог начинает фразу (например, «Я пришел сюда...», «А знаете ли вы...», «Если бы я был заведующим, воспитателем, логопедом ...» и т. п.) и предлагает детям без какой-либо подготовки закончить ее. Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.
Методы рефлексивной деятельности [3,с.128-129]
«Зарядка»
Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку отдельным компонентам (своя деятельность, деятельность педагога, игры и др.), этого взаимодействия, а также выразить своё отношение к этим компонентам.
Движения могут быть следующие:
- присесть на корточки – низкая оценка, негативное отношение;
- обычная поза, руки по швам – хорошая оценка;
- поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.
Каждый участник, после того, как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое – либо движение.
«Закончи фразу»
Для проведения оценочной, рефлексивной деятельности педагог предлагает детям завершить фразу. Например:
У меня сегодня получилось…
Мне сегодня было трудно…
Я на занятии узнал…
Мне понравилось…
Я научился… и т.д.
Варианты интерактивных игр
Игра «Айсбрейкеры» - (от англ. tobreak - ломать, ice - лед, игры-ледоколы) - игра, помогающая участникам лучше узнать и ближе познакомиться друг с другом, снять коммуникативные барьеры в групповом общении, повысить уровень общения в группе.[5,с.51]
Варианты проведения:
«Узнайте меня». Каждый из участников рисует свой портрет (как умеет, можно схематично, в виде шаржа). Затем все портреты вывешиваются на доску или выкладываются в центре группы и дети должны узнать, кто изображен на портретах. Объяснить по каким признакам удалось найти автора портрета.
«Догадайся, что хочу»
Проводится по типу сюжетной игры в «Магазин». Ребёнок изображает продавца и задаёт вопросы «покупателю» о товаре, который тот намеривается купить. Это могут быть предметы быта, овощи-фрукты, игрушки, одежда, школьные принадлежности и др. Например «Это овощ?», «Он зелёный?», «Овальный или круглый?». Получив максимальное количество ответов от ребёнка – «покупателя», продавец должен догадаться, какой овощ необходимо подать. В свою очередь, ребёнок, изображающий покупателя, тоже может задавать вопросы о покупке у продавца, например, «Вы его сами пробовали?», «Он свежий, вкусный?» и т.п.
К сюжетно-ролевым играм так же относятся игры, в которых дети обыгрывают знакомые им ситуации: «Поездка в школу на автобусе». Выбирают водителя автобуса, кондуктора, пассажиров: бабушка, дедушка, взрослые и дети.
Предложенные способы и приёмы педагоги могут дополнять, совершенствовать, опираясь на свой профессионализм и творческий потенциал.
Таким образом, задача логопеда и психолога – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности ребёнка с ОВЗ: коррекцию высших психических функций, коррекцию эмоционально-волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений, обеспечение здорового физического и нервно-психического состояния.
Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует качественным изменениям в речевом развитии детей с ОВЗ.
ЛИТЕРАТУРА:
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: програм.- метод.материалы / под ред.И.М.Бгажноковой.М.:Владос,2010. 239с.
- Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет: Методическое пособие/А.А.Максимова - М.: ООО “ТЦ Сфера”, 2005. 196с.
- Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике: методическое пособие / М.А. Поваляева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 349с.
- Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов/Е.А.Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. 216с.
- Попова Л.А. «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста». Учебно-методический комплекс. Ставрополь. 2012г. 153с.
- Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта: учебное пособие для учителей – дефектологов, учителей – логопедов, психологов/Л.М. Шипицина. – СПб.: Институт социальной педагогики и психологии, 2000. 329с.
E.B.Barabanova, E.V.Budanova
Formation of communicative skills in children with systemic speech disorder
(From the experience of SOGBOU "Pochinkovskaya boarding school")
SOGBOU "Pochinkovskaya boarding school"
Smolensk region
UDC 37.042.3
Keywords: communication, communication skills, speech disturbances, interaction, social and meaningful.
The article presents a joint experience uchitelya- speech therapist and psychologist pedagoga- on formation of communicative skills in children with speech disorders in a boarding school.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...
формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Консультация для учителей, в классе которых обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации....
«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта»
Представлен инновационный педагогический опыт работы в ГБОУ РМ СОШ для детей с ОВЗ...
«Приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха явл...