Мастер класс "Кукла Ворона"
учебно-методическое пособие по технологии (2 класс)
У народа ханты ворона – покровительница детей и женщин, символ весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_vorona.docx | 231.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
Мастер – класс
Кукла - Ворона
Алачева А.А.
Цель: Познакомить с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. Изготовить куклу «Ворону».
Образовательные:
- Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера – ханты и манси. Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы;
- Систематизировать сведения о птице вороне.
Развивающие:
- Совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы;
- Развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса;
- Развивать координацию движений рук.
Воспитательные:
- Воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщение к традициям семейного уклада наших предков;
- Воспитание эстетического вкуса, внимательности, терпения; привитие навыков культуры труда и аккуратности;
- Воспитание творческого отношения к выполняемой работе.
Практические задачи:
- Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки;
- Научить простым приемам работы с тканью;
- Пробудить у обучающихся интерес к национальному творчеству.
Наглядные средства:
- Презентация PowerPoint об обычаях и традициях народов Севера и последовательности изготовления куклы «Вороны»
- Образцы игрушки.
Оборудование и материалы: Компьютер, Презентация PowerPoint об истории праздника, выставка кукол, ткань, нитки, ножницы.
Практическая работа:
Методы: беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа.
Принцип: наглядности, доступности.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Длительность: 35 минут.
Структура:
1. Организационно-подготовительный.
2. Теоретическая часть.
а) Обычаи и традиции народов Севера.
3. Практическая часть.
4. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Объект труда:
кукла «Ворона»
I. Организационный момент.
II. Теоретическая часть.
У народа ханты ворона – покровительница детей и женщин, символ весны.
Ворона – мудрая и гордая птица. Вороны являются самыми крупными представителями отряда воробьинообразных. Длина вороны варьируется в пределах 48-56 см. Самец крупнее самки, масса вороны самца составляет 700-800 грамм, самки весят от 460-550 гр. Ханты никогда не убивают ворону. Они считают, что убив птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами:«Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.
Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:
«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».
По обычаям народов ханты и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку под меховую подстилку) каждая семья складывала в кучку на окраине селения вокруг пенька. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки».
В Вороний день ханты и манси гадали и наблюдали за природой. Например, если ветер дул с севера, то «сорок утренников пройдёт до тепла», то есть сорок дней сохранится холодная погода; если прилетевшая ворона сядет на верхушку дерева, говорили, что будет «большая вода». Обские угры были уверены в том, что некоторые магические приёмы должны действовать в преддверии или в день праздника. В ночь на 7 апреля выходили на дорогу и раскладывали комки лошадиного навоза. Считалось, кто больше соберет их утром, у того будет много утиных яиц летом и удачная охота.
Существовал и другой приём: в пять часов утра пучок сена перевязывали посередине, имитируя утиное гнездо, на него клали лошадиный навоз и ставили у дверей дома. Чем гнездо крупнее, тем больше семья найдет утиных гнёзд и успешнее будет охота.
Вороний день имеет интересную примету: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным.
У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.
III. Практическая часть.
Для изготовления куклы понадобится: цветные полоски 5 х 20 см - туловище, для клюва квадрат 7 х 7 см, платок – 25 см по диагонали, крепкие нитки.
Делаем клюв: 1. Свернуть квадрат по диагонали.
2. Совместите верхний левый и нижний правый углы, получаем плотный треугольник – клюв.
Формируем тело: 1. Затем берем цветные полоски, складываем пополам.
2. Накладываем на клюв друг за другом, отступая 2 мм.
3. Вставить клюв, закрепить ниткой в районе шеи (не менее трех витков, закрепить тремя узелками).
Одеваем платок. Закрепляем нитками, делая круговые движения вокруг головки. Кукла – ворона готова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...
«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»
Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)...
Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс
Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...