«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»
презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме

Юнг Светлана Алексеевна

 

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дети впервые знакомятся с понятиями «басня», «мораль», «иносказательный смысл», сравнивают басни с похожим сюжетом, но двух разных авторов. Иносказательный смысл басни даёт простор для аналитической деятельности ума, развития абстрактного мышления. Но данная мыслительная деятельность сложна для третьеклассников, поэтому фронтальное использование  технологии кейс-стади,  приёмов технологии РКМ даёт возможность работать учителю в «зоне ближайшего развития» своих учеников  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorona_i_lisitsa.rar1.28 МБ
Файл urok_literaturnogo_chteniya_basni.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 3 класс. Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок разработан учителем МБОУ «Лицей №1 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Юнг С.А.

Аннотация.

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дети впервые знакомятся с понятиями «басня», «мораль», «иносказательный смысл», сравнивают басни с похожим сюжетом, но двух разных авторов. Иносказательный смысл басни даёт простор для аналитической деятельности ума, развития абстрактного мышления. Но данная мыслительная деятельность сложна для третьеклассников, поэтому фронтальное использование  технологии кейс-стади,  приёмов технологии РКМ даёт возможность работать учителю в «зоне ближайшего развития» своих учеников  

Тема: «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Цель: формировать умение самостоятельно извлекать нравственную идею произведения.

Задачи:

  • вызвать интерес к учебному материалу и  литературоведческим понятиям: басня, мораль, олицетворение;
  • создать условия для  сравнения басен разных авторов;
  • формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;
  • развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни.

Материал урока: Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Целеполагание

Кейс «Спор» (слайд 2)

Аня и Боря – одноклассники. По литературному чтению им было дано задание: прочитать текст-описание и изобразить главного героя этого текста (рисунки перед вами). Аня считает, что ее рисунок больше подходит к этому тексту, а Боря думает, что прав именно он.

Задание: помогите ребятам разрешить спор. Тексты, предложенные для прочтения, лежат перед вами. Кто из ребят прав? Почему? (Приложение №1. Текст взят из детской энциклопедии)

- Что нового узнали из этого текста? А что интересного?

- Кто из ребят прав?

- А лиса в рисунках Ани из каких текстов? (из сказок)

- Почему?  (одежда, выражение лица, манера ходьбы)

- Какой ее изображает народ в своих сказках?

- Только ли в сказках может присутствовать персонаж, нарисованный Аней? (слайд 3-подсказка «Картинная галерея»)

Чтение вслух статьи автора учебника на с.53.

-Какую задачу ставят перед нами авторы? Какую цель поставим для работы на уроке мы? (варианты: что такое басня, мораль, узнать, только ли о животных идет речь)

II. Стадия осмысления.

  1. Подготовка к восприятию

- С какого вопроса целесообразнее и логичнее  было бы начать нашу работу?  (что такое басня)

- Есть какие-то предположения?

-Где найти информацию по данному вопросу? (в словаре, в интернете)

Работа в мини-группах (поиск в словарях, имеющихся в кабинете, поиск в интернете на планшетах), чтение статей с использованием приема «INSERT» (слайды 4, 5)

Маркировочные знаки:

«v» известная информация;

«+» новая информация;

«?» непонятная информация

  1. Работа над басней Крылова
  • Знакомство с биографией писателя (слайд 6)

Крылов Иван Андреевич  1769 — 1844

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

  • Первичное восприятие

- Прочитайте название первой басни.

-Предположите, какой предстанет перед нами Ворона? Лисица?

-Как думаете, какие их качества будут противопоставляться?

- Давайте прочитаем и узнаем, что рассказывает о них И. Крылов

  • Словарная работа
  • Вторичное восприятие

Работа в тетрадях: составление системы «толстых» и «тонких» вопросов, устные ответы на них

«тонкие» вопросы

«тонкие» вопросы

Кто сидел на дереве?

Объясните, почему лесть гнусна, вредна?

Что держит ворона в клюве?

Предположите, что будет, если лиса уговорит ворону?

Может ли лиса забрать сыр? и т.д.

Что, если лисе не удастся уговорить ворону? и т.д.

  • Работа по вопросам учебника, с. 54
  • Лингвистический эксперимент: придумать фрагменты морали басни в малых группах (Приложение №2)

Сравнение придуманных фрагментов с оригиналом

  • Выбор из списка пословиц, отражающих суть басни (слайд 7)

  1. Работа над басней Эзопа
  1. Знакомство с образом древнегреческого баснописца Эзопа (слайд 8)

- Не напоминает ли образ Эзопа образы героев русских народных сказок?

(Образ Иванушки – дурачка: чумазый, в рваной одежде

Образ Бабы-Яги – крючковатый нос, горб, полуслепой)

- Эзоп-представитель «чужого» мира, мира «наоборот». Посудите сами:

-Эзоп – раб, а не свободный человек;

-Эзоп- из Фригии, т.е. из чужих земель

-Эзоп- уродец

  1. Первичное восприятие басни

- Кто первым, на ваш взгляд, начал писать басни?

-Можно ли  по ролям прочитать басню Эзопа?

-В чём сходство и различие этих двух басен?

Проза – стихи

Ворон – ворона (слайд 9)

Ворон держит кусок мяса- ворона держит сыр

У Крылова прямая речь Лисицы очень выразительна- у Эзопа она философствует, читает Ворону мораль.

-Какая из басен вам нравится больше? Почему?

3. Вторичное восприятие басни. Выразительное чтение басен по выбору.

IV. Рефлексия

- Перед вами диаграмма в графической технике «Фишбоун». Попробуйте сформулировать главный вопрос, на который следует ответить, прочитав данные басни, вопрос, который хотелось бы задать своим друзьям? (выслушиваются варианты и проводится работа в малых группах) (слайд 10)

Выбор установки домашнего задания

-Как бы вам хотелось поработать с этой басней дома: проинсценировать, прочитать по ролям, выучить наизусть и выполнить эти же задания? Выберите задание по желанию.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лисицы живут в лесах и степях. Тело лисицы очень  подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонкая, вытянутая. Хвост при поворотах во время бега работает, как руль. Мех обычных лисиц рыжевато-красный, очень пушистый, тёплый.

      Нора у лисицы глубокая и сухая. Лисица - хищник. Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз. Очень ловко лисица охотится за глухарями и утками, может даже задушить кролика или козлёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВОРОНА И ЛИСИЦА.  «Мозговой штурм»

Авторы  морали ________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________  

   

   Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

   На ель Ворона взгромоздясь,

   Позавтракать было совсем уж собралась,

   Да позадумалась, а сыр во рту держала.

   На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

   Вдруг сырный дух Лису остановил:

   Лисица видит сыр, -

   Лисицу сыр пленил,

   Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

   Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

   И говорит так сладко, чуть дыша:

   "Голубушка, как хороша!

   Ну что за шейка, что за глазки!

   Рассказывать, так, право, сказки!

   Какие пёрышки! какой носок!

   И, верно, ангельский быть должен голосок!

   Спой, светик, не стыдись!

   Что ежели, сестрица,

   При красоте такой и петь ты мастерица,

   Ведь ты б у нас была царь-птица!"

   Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

   От радости в зобу дыханье спёрло, -

   И на приветливы Лисицыны слова

   Ворона каркнула во всё воронье горло:

   Сыр выпал - с ним была плутовка такова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп "Ворон и лисица", И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов«Ворона и Лисица». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе "Начальна...