Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Матвеева Галина Евгеньевна

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного урока: познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова и Эзопа. Научить сравнивать басни разных авторов. Урок составлен по программе "Начальная школа XXl".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.basni_.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Басни.  И. А.  Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова и Эзопа.  Научить сравнивать басни  разных авторов.

Задачи:

Образовательная – раскрыть отличительные особенности басен Крылова на примере басни «Ворона и Лисица» Развивать умение работать с басней: правильно называть; выделять вступление, рассказ, мораль.

Развивающая - научить постигать ход художественной мысли автора, логику его образов; развивать индивидуальные творческие возможности  учащихся.

Воспитательная - воспитывать неприязнь к таким чертам, как самодовольство, бахвальство.

Оборудование:

 портрет И. А  Крылова;

Выставка рисунков  и творческих работ, учащихся по басням  Крылова.

Мультимедийный проектор, компьютер, экран

На доске написаны определения:

Гнусный - гадкий, мерзкий, скверный, подлый, безнравственный.

Плут (плутовка)- ловкий обманщик.

Плутать – кривить душой, изворачиваться совестью.

                                                            ( Словарь В. И. Даля)

               План урока.

I.  Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

а) Взаимная проверка знания басни И. А. Крылова « Лиса и виноград» (дети работают в парах)

б) Коллективная проверка заданий 4 и 5 в тетради, комментирование детьми

иллюстраций к выбранной басне и подбор строк из басни к рисунку.

III. Повторение ранее изученного материала.

Показ 1 слайда.

а) Что такое басня?

б) Мораль басни?

IV. Объявления темы и цели урока     

V. Объяснение нового материала.       

 1)Вспомнить уже изученные басни И. А. Крылова и его героев (показ слайдов).  

Показ 2 слайда (портрет И. А. Крылова)

Показ 3 слайда (памятник И. А. Крылову)

Показ 4 слайда (« Лебедь, Щука и Рак»)

Показ 5 слайда (« Волк и ягнёнок»)

Показ 6 слайда (« Лисица и виноград»)

Показ 7 слайда (« Квартет»)

2) Работа по учебнику.

а) Выразительное чтение учителем басни  «Ворона и Лисица»

б) Первичное восприятие басни.

в) Чтение детьми.                                   

3) Анализ басни.

4) Работа с толковым словарём В. Г. Бирюкова.

Показ 8 слайда (иллюстрация « Ворона и Лисица»)

Показ 9 слайда (мораль басни)

VI Отработка навыков анализа басни.

Самостоятельная работа над басней Эзопа « Ворон и Лисица»

VII Сравнение басен  И. А. Крылова и Эзопа.

VIII Работа с моделями басен.

Показ 10 слайда

Показ 11 слайда

IX Итог урока.

X Домашние задание.

                             

                                    Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

 а) Взаимная проверка знания басни И. А. Крылова « Лиса и виноград» (дети работают в парах)

Дети оценивают друг друга по следующим критериям:

1. Правильное произношение слов.

2. Выразительность.

3. Выделение морали в басне.

б) Работа в тетради.

Проверка заданий 4 и 5 в тетради, комментирование детьми иллюстраций к выбранной басне и подбор строк из басни к рисунку.

III Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, что такое басня?

Дети: Басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно  догадаться, что хотел сказать автор. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень.

Учитель: Что такое мораль басни?

Дети: Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение.

Учитель показывает детям слайд.

Показ 1 слайда.

На слайде написано, что такое басня и мораль басни.

IV Объявления темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы  продолжим знакомство с баснями И. А. Крылова и Эзопа. Научимся сравнивать басни.

V Объяснение нового материала.

1)Вспомнить уже изученные басни И. А. Крылова и его героев (показ слайдов).                                      

Учитель: И. А Крылова  называют народным баснописцем. Почему ему досталось слава лучшего русского баснописца?  Потому что, Иван Андреевич Крылов  сделался единственным человеком в России, чей иронический стиль и тон позволяли ему прямо в лицо царю говорить убийственную злую правду. И в семьдесят лет Крылов оставался таким же неисправимым гордецом и задирой, каким был в детстве. Гоголь писал о баснях Крылова « Всюду у него Русь и пахнет Русью»

И А Крылову 12 мая 1855 года был открыт сооружённый П. К. Клодтом на народные деньги памятник  первый В Петербурге писателю.

 Показ 2 слайда.

Портрет И. А. Крылова.

Показ 3 слайда.

Памятник Крылову.

Учитель:  До Крылова ещё ни одному писателю в Российской империи монументов не сооружалось.  Поэтому разрешение на создание такого памятника великому баснописцу давалось с трудом и разрешение царя было получено на сбор средств для сооружения такого памятника. Средства собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника.  В конкурсе победил барон Петр Карлович Клодт , который соорудил данный памятник.

Учитель: Посмотрите на доску. Каких героев басен Крылова вы узнали? Назовите проиллюстрированные басни?  (на доске висят работы детей по басням).

Детям даётся заранее задание в подготовке отрывков из басен:

 «Лебедь, Щука и Рак»,  « Лиса и виноград», « Волк и ягнёнок», «Квартет»

Учитель: Ребята давайте вспомним басни, с которыми вы уже знакомы.

Показ слайдов.

Показ 4 слайда.

Учащийся читает отрывок из басни.

 «Когда в товарищах согласья нет;

На лад их дело не пойдёт;

И выйдет из него не дело, только мука»    

   («Лебедь, Щука и Рак»).

Учитель: Посмотрев иллюстрацию к басне, и прослушав отрывок, из басни Ответьте, как называется эта басня.?  

Дети: Басня «Лебедь, Щука и Рак».  

 Показ 5 слайда.

Ребёнок читает отрывок из басни.

« У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят»    

    ( « Волк и ягнёнок»)     

Учитель: Кто узнал героев  этой басни?

Назовите эту басню?

Дети: Басня « Волк и ягнёнок».

Показ 6 слайда.    

Учащийся читает отрывок из басни.

« Голодная кума- Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

 У кумушки глаза и зубы разгорелись»    

      (« Лиса и виноград»).    

Учитель: А кто скажет мне название этой басни?

Дети: Басня « Лиса и виноград»

Показ 7 слайда.

Ученик читает отрывок из басни.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

 И уши ваших понежней,-

Им отвечает Соловей, -

А, вы друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь»

   («Квартет»)

Учитель: Назовите героев этой басни?

Дети:  Басня «Квартет». Герои: Мартышка, Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка.

2) Работа по учебнику.

Учитель: Молодцы ребята, вы знакомы со многими   баснями  И. А Крылова. А сейчас мы с вами поработаем над басней « Ворона и Лисица».      а) Выразительное чтение учителем басни  «Ворона и Лисица»

б) Первичное восприятие басни.

Учитель: Понравилась ли вам басня? Назовите главных героев басни?

Дети: Понравилась. Главные герои: Лиса и Ворона.

в) Чтение детьми.

Читает хорошо подготовленный ребёнок (соблюдая все паузы, логические ударения и все знаки препинания).

Затем читают по цепочке до первой ошибки учащегося.

3) Анализ басни.

Учитель: Героями басни являются Ворона и Лисица.

Что говорится в басне о Вороне? Прочитайте.

Дети: « Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

          На ель Ворона взгромоздясь,

         Позавтракать было совсем  уж,  собралась»

Учитель: Как  вы понимаете слово «взгромоздясь»?

Дети: Уселась, приземлилась, примостилась.

Учитель: А как ведёт себя Ворона? Найдите в басне слова написанные особым шрифтом? Словарь.

Дети: Слова,  написанные особым шрифтом: пленил и вещуньина. Поведение вороны.

         «Вещуньина с похвал вскружилась голова,

           От радости в зобу дыханье спёрло,-

           И на приветливы Лисицины слова

          Ворона каркнула во всё воронье горло.

Учитель: Ребята в учебнике на странице 52 в рубрике « Словарь» прочитаем значение слов: пленил, вещунья.

Дети читают объяснения значения этих слов.

Учитель: Объясните значения выражения « Вешуньина голова»

Дети: Ворона и правда возомнила себя царь – птицей, голова вскружилась у неё от радости.

Учитель: За что наказана Ворона?

Дети: За свою глупость.

Учитель: А кто же  главная героиня басни?

Дети: Лиса.

Учитель: Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери- актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя их повадки. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения - яркие, выражающие национальные характеристики стороны русского характера. Он подбирает меткое слово для характеристики своей героини. Какое?

Дети: Плутовка.

Учитель: Ещё раз перечитаем монолог Лисы.

Дети  « Голубушка, как хороша!

         Ну что за шейка, что за глазки!    

        Рассказывать, так, право, сказки!

        Какие пёрышки! Какой носок!

        И, верно, ангельский быть должен голосок!

        Спой светик не стыдись! Что, ежели, сестрица,-

       При красоте такой и петь ты мастерица,-

       Ведь ты б у нас была царь - птица»    

4. Работа с толковым словарём В. Г. Бирюкова.

  На партах  у детей лежат толковые словари В. Г. Бирюкова.      

Учитель:  Давайте обратимся к толковому словарю  русского языка  В. Г. Бирюкова и найдём значение слова «лесть».

Дети находят в толковом словаре значение слова «лесть» и читают определение.

Лесть – это усиленное, угодливое восхваление кого- нибудь. Вместе с тем лесть привлекательна, ей невозможно не поверить. Почему же Лиса льстит Вороне? Какую выгоду она может получить?

Дети:  Лисе нужен сыр,  поэтому она восхваляет Ворону.

Учитель:  В баснях Крылова есть ещё один герой. Это автор. Какова его роль в данном случае? Чтение статьи учебника из хрестоматии 3 класс.

Вывод. Писатель не негодует, не клеймит, его слово наполнено большой любовью к человеку. И. А. Крылов не столько указывает на порок, сколько показывает его. Баснописец будто простодушно доверяется персонажам, а потом мнимое простодушие сменяется насмешкой.

А сейчас ребята перечитайте мораль басни? Кого осуждает автор в финале? ( Обращение к значению слова «гнусна»)

Показ 8 слайда (иллюстрация « Ворона и Лисица»)

Показ 9 слайда (мораль басни)

Дети читают  мораль басни со слайда

         Уж сколько раз твердили миру,

         Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

         И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Автор осуждает ворону за глупость и неумение отличить лесть от истинной похвалы.

Учитель: Вывод.  Работая над басней И. А. Крылова, мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. И даже сами способы выражения мысли у автора народные. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости.

VI Отработка навыков анализа басни.

Самостоятельная работа над басней Эзопа « Ворон и Лисица»

Учитель:  Прочитайте самостоятельно басню Эзопа « Ворон и Лисица».

Прочитав басню, дети работают над заданиями к басне.

Учитель: Почему Ворон поверил Лисице?

Дети: Лиса стала хвалить Ворона.

Учитель: Что же Лисица думала на самом деле о Вороне?

Дети: «Эх, Ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше и не потребовалось, чтоб царствовать»

Учитель: Как вы понимаете мораль басни?

« Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачу и становятся посмешищем.»

Дети: Нужно рассчитывать на свои способности, возможности, а не повторять то, что делает другие.

VII Сравнение басен  И. А. Крылова и Эзопа

Учитель: Сравним  басни И. А. Крылова и Эзопа.

Физкультурная минутка.

Учитель: «Как названа главная героиня, У Эзопа? А у Крылова?

Дети: Лисица.

Учитель: Чем похожи Ворон и  Ворона?

Дети: Ворон и Ворона  поверили Лисе.

Учитель: В какой басне можно представить, как себя вела Лиса?

Дети:  Поведение Лисицы в басне Крылова.

Учитель: В какой из них она показана более хитрее?

Подтвердите свой ответ словами из басни.

Дети: В басне Крылова Лиса описана более хитрее.

«Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так сладко, чуть дыша: « Голубушка, как хороша!

         Ну что за шейка, что за глазки!    

        Рассказывать, так, право, сказки!

        Какие пёрышки! Какой носок!

        И, верно, ангельский быть должен голосок!

        Спой светик не стыдись! Что, ежели, сестрица,-

       При красоте такой и петь ты мастерица,-

       Ведь ты б у нас была царь - птица»                

         

Учитель: Ребята, а чем похожи басни?

Дети: Имя главной героини басни одинаковое -  Лиса.

Учитель: Чем различаются басни?

Дети: Имена героев – Ворон и Ворона.  Описание Лисы разное.

Форма записи разная в баснях.

Учитель: В чём заключается разница формы записи басен.

Дети: И. А. Крылов – стихотворная, Эзоп – прозаическая.

Учитель: В какой басне мораль высказана прямо, а в какой подразумевается? Сравним мораль басен.

Дети: Мораль разная. Мораль в басне И. А. Крылова подразумевается:

          «Уж сколько раз твердили миру,

         Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

         И в сердце льстец всегда отыщет уголок

Мораль  в басне Эзопа высказана прямо: « Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачу и становятся посмешищем.»

VIII Работа с моделями басен.

Учитель: Посмотрите на доску.  Какие модели вы здесь видите?

Показ 10 слайда.

Учитель:  Чем похожи модели?

Дети: Цвет  одинаковый (коричневый) значит речь идёт в баснях о животных.

Учитель: Разница в чём заключается?

Дети: Басня Крылова – стихотворная обозначается треугольником, а в басня Эзопа – прозаическая обозначается прямоугольником.

 Авторы разные.

Учитель: А теперь ребята нарисуйте у себя  на листочках модели к басням.

Дети: Рисуют модели.

Учитель: Ребята сравним свои модели с моделями на доске.

Показ 11 слайда.

Дети сравнивают свои модели с моделями на доске.

IX Итог урока.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали для себя на уроке, чему научились?

Дети: Научились сравнивать басни разных авторов. Узнали разницу басен Эзопа, от басен Крылова. Прозаическая и стихотворная форма написания басен. Разница в описании главных героев.

Учитель: Правильно ребята, басни Эзопа отличаются от басен Крылова. Эзоповская речь, изобилующая иносказаниями и недомолвками и другими приёмами для скрытия прямого смысла басен, а Крылов писал языком понятным для детей. Мораль басен Крылова понятна.

 X Домашнее задание.

Выставление оценок. Учитель комментирует каждую оценку, за что получили ребята.

Учитель: Домашние задание вам выучить басню И. А. Крылова.

Басню Эзопа читать выразительно.

           Список используемой литературы.

1. Методическое пособие « Литературное чтение» 3 класс. Москва Издательский центр « Вентана – Граф» 2005 год.

2. Учебник « Литературное чтение» 3 класс. . Москва Издательский центр « Вентана – Граф» 2005 год.

3. Басни И. А. Крылова. Художник. О.Воронкова Издательство «Героин» Санкт – Петербург.

4. Дидактический материал по литературе «Читаем, думаем, спорим». Москва « Просвещение» 1997 год.

Толковый словарь русского языка Бирюкова.

6. Энциклопедия для детей «Русская литература 19 век» Часть 1, том 8.

Москва. Издательский центр « Аванта +».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "

Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица». Планируемые результаты:

Планируемые результаты:Познавательные: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выраж...

Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс

Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой...

Урок по литературному чтению "И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"

Содержательный урок по данной теме. Используются различные методы и приемы. Ребята в игровой форме знакомятся с биографией автора и с его произведением....