Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного урока: познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова и Эзопа. Научить сравнивать басни разных авторов. Урок составлен по программе "Начальная школа XXl".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.basni_.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова и Эзопа. Научить сравнивать басни разных авторов.
Задачи:
Образовательная – раскрыть отличительные особенности басен Крылова на примере басни «Ворона и Лисица» Развивать умение работать с басней: правильно называть; выделять вступление, рассказ, мораль.
Развивающая - научить постигать ход художественной мысли автора, логику его образов; развивать индивидуальные творческие возможности учащихся.
Воспитательная - воспитывать неприязнь к таким чертам, как самодовольство, бахвальство.
Оборудование:
портрет И. А Крылова;
Выставка рисунков и творческих работ, учащихся по басням Крылова.
Мультимедийный проектор, компьютер, экран
На доске написаны определения:
Гнусный - гадкий, мерзкий, скверный, подлый, безнравственный.
Плут (плутовка)- ловкий обманщик.
Плутать – кривить душой, изворачиваться совестью.
( Словарь В. И. Даля)
План урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) Взаимная проверка знания басни И. А. Крылова « Лиса и виноград» (дети работают в парах)
б) Коллективная проверка заданий 4 и 5 в тетради, комментирование детьми
иллюстраций к выбранной басне и подбор строк из басни к рисунку.
III. Повторение ранее изученного материала.
Показ 1 слайда.
а) Что такое басня?
б) Мораль басни?
IV. Объявления темы и цели урока
V. Объяснение нового материала.
1)Вспомнить уже изученные басни И. А. Крылова и его героев (показ слайдов).
Показ 2 слайда (портрет И. А. Крылова)
Показ 3 слайда (памятник И. А. Крылову)
Показ 4 слайда (« Лебедь, Щука и Рак»)
Показ 5 слайда (« Волк и ягнёнок»)
Показ 6 слайда (« Лисица и виноград»)
Показ 7 слайда (« Квартет»)
2) Работа по учебнику.
а) Выразительное чтение учителем басни «Ворона и Лисица»
б) Первичное восприятие басни.
в) Чтение детьми.
3) Анализ басни.
4) Работа с толковым словарём В. Г. Бирюкова.
Показ 8 слайда (иллюстрация « Ворона и Лисица»)
Показ 9 слайда (мораль басни)
VI Отработка навыков анализа басни.
Самостоятельная работа над басней Эзопа « Ворон и Лисица»
VII Сравнение басен И. А. Крылова и Эзопа.
VIII Работа с моделями басен.
Показ 10 слайда
Показ 11 слайда
IX Итог урока.
X Домашние задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) Взаимная проверка знания басни И. А. Крылова « Лиса и виноград» (дети работают в парах)
Дети оценивают друг друга по следующим критериям:
1. Правильное произношение слов.
2. Выразительность.
3. Выделение морали в басне.
б) Работа в тетради.
Проверка заданий 4 и 5 в тетради, комментирование детьми иллюстраций к выбранной басне и подбор строк из басни к рисунку.
III Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, что такое басня?
Дети: Басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень.
Учитель: Что такое мораль басни?
Дети: Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение.
Учитель показывает детям слайд.
Показ 1 слайда.
На слайде написано, что такое басня и мораль басни.
IV Объявления темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями И. А. Крылова и Эзопа. Научимся сравнивать басни.
V Объяснение нового материала.
1)Вспомнить уже изученные басни И. А. Крылова и его героев (показ слайдов).
Учитель: И. А Крылова называют народным баснописцем. Почему ему досталось слава лучшего русского баснописца? Потому что, Иван Андреевич Крылов сделался единственным человеком в России, чей иронический стиль и тон позволяли ему прямо в лицо царю говорить убийственную злую правду. И в семьдесят лет Крылов оставался таким же неисправимым гордецом и задирой, каким был в детстве. Гоголь писал о баснях Крылова « Всюду у него Русь и пахнет Русью»
И А Крылову 12 мая 1855 года был открыт сооружённый П. К. Клодтом на народные деньги памятник первый В Петербурге писателю.
Показ 2 слайда.
Портрет И. А. Крылова.
Показ 3 слайда.
Памятник Крылову.
Учитель: До Крылова ещё ни одному писателю в Российской империи монументов не сооружалось. Поэтому разрешение на создание такого памятника великому баснописцу давалось с трудом и разрешение царя было получено на сбор средств для сооружения такого памятника. Средства собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Петр Карлович Клодт , который соорудил данный памятник.
Учитель: Посмотрите на доску. Каких героев басен Крылова вы узнали? Назовите проиллюстрированные басни? (на доске висят работы детей по басням).
Детям даётся заранее задание в подготовке отрывков из басен:
«Лебедь, Щука и Рак», « Лиса и виноград», « Волк и ягнёнок», «Квартет»
Учитель: Ребята давайте вспомним басни, с которыми вы уже знакомы.
Показ слайдов.
Показ 4 слайда.
Учащийся читает отрывок из басни.
«Когда в товарищах согласья нет;
На лад их дело не пойдёт;
И выйдет из него не дело, только мука»
(«Лебедь, Щука и Рак»).
Учитель: Посмотрев иллюстрацию к басне, и прослушав отрывок, из басни Ответьте, как называется эта басня.?
Дети: Басня «Лебедь, Щука и Рак».
Показ 5 слайда.
Ребёнок читает отрывок из басни.
« У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят»
( « Волк и ягнёнок»)
Учитель: Кто узнал героев этой басни?
Назовите эту басню?
Дети: Басня « Волк и ягнёнок».
Показ 6 слайда.
Учащийся читает отрывок из басни.
« Голодная кума- Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись»
(« Лиса и виноград»).
Учитель: А кто скажет мне название этой басни?
Дети: Басня « Лиса и виноград»
Показ 7 слайда.
Ученик читает отрывок из басни.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей, -
А, вы друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь»
(«Квартет»)
Учитель: Назовите героев этой басни?
Дети: Басня «Квартет». Герои: Мартышка, Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка.
2) Работа по учебнику.
Учитель: Молодцы ребята, вы знакомы со многими баснями И. А Крылова. А сейчас мы с вами поработаем над басней « Ворона и Лисица». а) Выразительное чтение учителем басни «Ворона и Лисица»
б) Первичное восприятие басни.
Учитель: Понравилась ли вам басня? Назовите главных героев басни?
Дети: Понравилась. Главные герои: Лиса и Ворона.
в) Чтение детьми.
Читает хорошо подготовленный ребёнок (соблюдая все паузы, логические ударения и все знаки препинания).
Затем читают по цепочке до первой ошибки учащегося.
3) Анализ басни.
Учитель: Героями басни являются Ворона и Лисица.
Что говорится в басне о Вороне? Прочитайте.
Дети: « Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж, собралась»
Учитель: Как вы понимаете слово «взгромоздясь»?
Дети: Уселась, приземлилась, примостилась.
Учитель: А как ведёт себя Ворона? Найдите в басне слова написанные особым шрифтом? Словарь.
Дети: Слова, написанные особым шрифтом: пленил и вещуньина. Поведение вороны.
«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,-
И на приветливы Лисицины слова
Ворона каркнула во всё воронье горло.
Учитель: Ребята в учебнике на странице 52 в рубрике « Словарь» прочитаем значение слов: пленил, вещунья.
Дети читают объяснения значения этих слов.
Учитель: Объясните значения выражения « Вешуньина голова»
Дети: Ворона и правда возомнила себя царь – птицей, голова вскружилась у неё от радости.
Учитель: За что наказана Ворона?
Дети: За свою глупость.
Учитель: А кто же главная героиня басни?
Дети: Лиса.
Учитель: Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери- актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя их повадки. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения - яркие, выражающие национальные характеристики стороны русского характера. Он подбирает меткое слово для характеристики своей героини. Какое?
Дети: Плутовка.
Учитель: Ещё раз перечитаем монолог Лисы.
Дети « Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой светик не стыдись! Что, ежели, сестрица,-
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь - птица»
4. Работа с толковым словарём В. Г. Бирюкова.
На партах у детей лежат толковые словари В. Г. Бирюкова.
Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю русского языка В. Г. Бирюкова и найдём значение слова «лесть».
Дети находят в толковом словаре значение слова «лесть» и читают определение.
Лесть – это усиленное, угодливое восхваление кого- нибудь. Вместе с тем лесть привлекательна, ей невозможно не поверить. Почему же Лиса льстит Вороне? Какую выгоду она может получить?
Дети: Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону.
Учитель: В баснях Крылова есть ещё один герой. Это автор. Какова его роль в данном случае? Чтение статьи учебника из хрестоматии 3 класс.
Вывод. Писатель не негодует, не клеймит, его слово наполнено большой любовью к человеку. И. А. Крылов не столько указывает на порок, сколько показывает его. Баснописец будто простодушно доверяется персонажам, а потом мнимое простодушие сменяется насмешкой.
А сейчас ребята перечитайте мораль басни? Кого осуждает автор в финале? ( Обращение к значению слова «гнусна»)
Показ 8 слайда (иллюстрация « Ворона и Лисица»)
Показ 9 слайда (мораль басни)
Дети читают мораль басни со слайда
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Автор осуждает ворону за глупость и неумение отличить лесть от истинной похвалы.
Учитель: Вывод. Работая над басней И. А. Крылова, мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. И даже сами способы выражения мысли у автора народные. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости.
VI Отработка навыков анализа басни.
Самостоятельная работа над басней Эзопа « Ворон и Лисица»
Учитель: Прочитайте самостоятельно басню Эзопа « Ворон и Лисица».
Прочитав басню, дети работают над заданиями к басне.
Учитель: Почему Ворон поверил Лисице?
Дети: Лиса стала хвалить Ворона.
Учитель: Что же Лисица думала на самом деле о Вороне?
Дети: «Эх, Ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше и не потребовалось, чтоб царствовать»
Учитель: Как вы понимаете мораль басни?
« Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачу и становятся посмешищем.»
Дети: Нужно рассчитывать на свои способности, возможности, а не повторять то, что делает другие.
VII Сравнение басен И. А. Крылова и Эзопа
Учитель: Сравним басни И. А. Крылова и Эзопа.
Физкультурная минутка.
Учитель: «Как названа главная героиня, У Эзопа? А у Крылова?
Дети: Лисица.
Учитель: Чем похожи Ворон и Ворона?
Дети: Ворон и Ворона поверили Лисе.
Учитель: В какой басне можно представить, как себя вела Лиса?
Дети: Поведение Лисицы в басне Крылова.
Учитель: В какой из них она показана более хитрее?
Подтвердите свой ответ словами из басни.
Дети: В басне Крылова Лиса описана более хитрее.
«Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так сладко, чуть дыша: « Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой светик не стыдись! Что, ежели, сестрица,-
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь - птица»
Учитель: Ребята, а чем похожи басни?
Дети: Имя главной героини басни одинаковое - Лиса.
Учитель: Чем различаются басни?
Дети: Имена героев – Ворон и Ворона. Описание Лисы разное.
Форма записи разная в баснях.
Учитель: В чём заключается разница формы записи басен.
Дети: И. А. Крылов – стихотворная, Эзоп – прозаическая.
Учитель: В какой басне мораль высказана прямо, а в какой подразумевается? Сравним мораль басен.
Дети: Мораль разная. Мораль в басне И. А. Крылова подразумевается:
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»
Мораль в басне Эзопа высказана прямо: « Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачу и становятся посмешищем.»
VIII Работа с моделями басен.
Учитель: Посмотрите на доску. Какие модели вы здесь видите?
Показ 10 слайда.
Учитель: Чем похожи модели?
Дети: Цвет одинаковый (коричневый) значит речь идёт в баснях о животных.
Учитель: Разница в чём заключается?
Дети: Басня Крылова – стихотворная обозначается треугольником, а в басня Эзопа – прозаическая обозначается прямоугольником.
Авторы разные.
Учитель: А теперь ребята нарисуйте у себя на листочках модели к басням.
Дети: Рисуют модели.
Учитель: Ребята сравним свои модели с моделями на доске.
Показ 11 слайда.
Дети сравнивают свои модели с моделями на доске.
IX Итог урока.
Учитель: Ребята, что нового вы узнали для себя на уроке, чему научились?
Дети: Научились сравнивать басни разных авторов. Узнали разницу басен Эзопа, от басен Крылова. Прозаическая и стихотворная форма написания басен. Разница в описании главных героев.
Учитель: Правильно ребята, басни Эзопа отличаются от басен Крылова. Эзоповская речь, изобилующая иносказаниями и недомолвками и другими приёмами для скрытия прямого смысла басен, а Крылов писал языком понятным для детей. Мораль басен Крылова понятна.
X Домашнее задание.
Выставление оценок. Учитель комментирует каждую оценку, за что получили ребята.
Учитель: Домашние задание вам выучить басню И. А. Крылова.
Басню Эзопа читать выразительно.
Список используемой литературы.
1. Методическое пособие « Литературное чтение» 3 класс. Москва Издательский центр « Вентана – Граф» 2005 год.
2. Учебник « Литературное чтение» 3 класс. . Москва Издательский центр « Вентана – Граф» 2005 год.
3. Басни И. А. Крылова. Художник. О.Воронкова Издательство «Героин» Санкт – Петербург.
4. Дидактический материал по литературе «Читаем, думаем, спорим». Москва « Просвещение» 1997 год.
Толковый словарь русского языка Бирюкова.
6. Энциклопедия для детей «Русская литература 19 век» Часть 1, том 8.
Москва. Издательский центр « Аванта +».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "
Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" построен в соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица». Планируемые результаты:
Планируемые результаты:Познавательные: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выраж...
Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс
Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой...
Урок по литературному чтению "И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"
Содержательный урок по данной теме. Используются различные методы и приемы. Ребята в игровой форме знакомятся с биографией автора и с его произведением....