Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3_1.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
с углубленным изучением отдельных предметов
Ворошиловского района г. Волгограда
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»
(урок литературного чтения, 3 класс)
Выполнила:
Насиковская Ольга Григорьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Волгоград, 2014г.
Цели:
- Формировать умения выделять жанровые особенности басни.
- Формировать умение сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали.
- Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (словари).
- Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.
Задачи урока:
- закрепить представление о времени появления пословиц, басен и сказок;
- соотнести время, когда работали самые известные баснописцы;
- дать школьникам представление о том, как рождались бродячие басенные истории;
- подчеркнуть, что басня отличается от сказки о животных наличием морали;
- провести сравнительный анализ двух басен;
- помочь детям прийти к выводу, что характеры героев подробнее разработаны в басне И. Крылова.
Ресурсы: учебник Н.А. Чуракова « Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, с.19 -21, М.Л. Каленчук «Русский язык», часть 2; слайдовая презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
( Учащиеся приветствуют учителя, гостей, подготавливают рабочие места)
II. Актуализация прежних знаний обучающихся.
- Как называется раздел, который мы изучаем? (Набираемся житейской мудрости).
( Слайд 1)
- Что мы изучаем в этом разделе? (Басни)
- Что такое, басня? (Басни - небольшое, чаще всего стихотворное произведение с нравоучительным содержанием)
1
- Из скольких частей состоит басня? Назовите их. (Основная часть басни и вывод). Как называется основная часть басни? (Повествование) Вывод? ( Моралью)
- А половицы появились из басен? (Нет. Пословицы – это остроумные народные выражения. У них нет авторов))
- А у басен, есть авторы? (У басен есть авторы.)
- Какие имена самых известных баснописцев вам известны? (Эзоп, Жан де Лафонтен, И. Крылов)
- Когда работали самые известные баснописцы? (Эзоп, древне – греческий баснописец, жил в 6 веке до нашей эры, 2500 лет назад; Лафонтен - французский баснописец – 350 лет назад; И.А. Крылов - русский писатель , баснописец – 200 лет назад)
- Постановка цели и задачи урока.
- Откройте учебник, посмотрите, с какими 2-мя баснями мы сегодня познакомимся. (Эзоп. «Ворон и лисица», И. Крылов. « Ворона и лисица».)
- Чему мы, научимся сегодня? (Сравнивать басни с одинаковым названием, но написанные в разное время)
- Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
- Давайте прочитаем басню Эзопа Ворон и лисица. (Читает ученик)(Слайд 2)
- Прочитав басню, давайте ответим на вопросы. (Дети читают вопросы)
-Чему посвящена первая часть басни - её повествование: взаимоотношениям животных или людей? (Животных) А мораль, басни? (Мораль басни посвящается людям)
- А в сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям? (В сказках нет выводов относящихся к людям)
- Теперь вы можете сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных? ( Басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении или взаимоотношениях людей)
-Давайте вернемся к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон? (Лести)
- Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? (Да)
2
- Кто, кому льстил? (Лисица льстила ворону)
- Кто, не выдержал лести? (Ворон)
- Кого, осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? (Басня осуждает глупого ворона)
- Докажи свою точку зрения используя мораль басни. (Ворон не выдержал испытания лестью, поддался угодливым восхвалениям лисицы. То, что басня осуждает именно глупого ворона, а не хитрую лисицу, видно из её морали: «Басня уместна против человека неразумного».
- А что, как правило, осуждается в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке: глупость или хитрость? (Глупость )
- Прочитайте пословицы.
- От чего они предостерегают? (Предостерегают глупого человека, способного поддаться лести, и, значит, их можно применить в качестве морали к басне «Ворон и лисица»
- Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? (Тому, кто стал жертвой, вороне»)
- Применимы ли, эти пословицы в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да)
- Этап физической разрядки.
- Сравнение понятий «лесть» и «похвала» (Хороший отзыв о ком-чем–нибудь одобрение) (Слайд 3)
Игра «Похвали соседа по парте». (Дети встают, поворачиваются друг к другу и по очереди хвалят друг друга)
- Восприятие и усвоение нового учебного материала.
- Чаще всего басни пишутся в стихах. Сегодня мы познакомимся ещё и с прекрасным миром басен И. А. Крылова. ( Слайд 4)
- А что рассказал о вороне и лисице И. А. Крылов вы узнаете сейчас. (Читает басню ученик)
- Встретились ли вам, незнакомые слова и выражения?
- Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значение.
Словарная работа:
Льстец – тот кто склонен к лести
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. (Ожегов)
3
Пленил – очаровать, увлечь.
Вещунья – предсказатель
- А теперь давайте составим «Словарь наоборот». Я буду читать выражения, а вы их замените выражениями из басни. (Слайд 5,6)
- Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру.
- Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.
- Очень близко – близёхонько.
- Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
- Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
- Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
- Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
- Каркнула очень громко - во всё горло;
- Исчезла, скрылась - была такова;
- Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли назвать самой красивой птицей леса?
- А что говорит Лиса о ней? Зачитайте слова из текста. («Голубушка, как хороша!... И верно ангельский быть должен голосок!»)
- Кто слышал ворону? Какой у неё, голос? (Она каркает)
- Для чего Лиса так расхваливает Ворону? (Чтобы отнять сыр)
- Добилась ли Лиса поставленной цели?
- После того, что случилось, как, вы, можете охарактеризовать Ворону? (Доверчивая, глупая)
- А как охарактеризовать лисицу? (Хитрая, льстивая. неискренняя)
- Что бы вы, посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
- Можно ли встретить такую ситуацию среди людей?
- Могли бы привести примеры?
- Характер Вороны и Лисицы мы знаем. Давайте прочитаем басню вслух по цепочке несколько раз. Каждый читает свою часть. Как определить, какую часть читать каждому?
- Старайтесь читать выразительно: чтобы слушатели смогли представить нелепую глупую Ворону и изящную хитрую Лисицу.
- Сравнение басен Эзопа и Крылова.
- История, рассказанная Иваном Крыловым, - та же самая, что и в басне Эзопа?
4
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени, и известны у разных народов? (Бродячие истории)
- В чем сходство и различие этих двух басен?
- Какая басня написана прозой, а какая – стихами?
- Какая басня помогает тебе лучше представить животных: их внешний вид и поведение?
- Какая басня тебе кажется более смешной и почему? ( В басне И. Крылова – героев легче представить (их поведение, манеру говорить) поэтому басня кажется более смешной)
- Найдите КОНТРАСТ в описании внешности и голоса Вороны из басни Крылова. (Контраст создается при сопоставлении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении внешности)
- Миша и Маша тоже познакомились с этими баснями, но Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша нашла её.
- Есть ли мораль в басне, в какой части текста она приводится?
- Формирование УУД
Работа с пословицами.
- Давайте вернемся к пословицам и найдем ту пословицу, которая больше всего отражает соединение басен. (Слайд 7)
- Лестью и душу вынимают.
- Ласкатель – тот же злодей.
- Лесть без зубов, а с костьми съест.
- Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Работа с иллюстрацией к басне, художника Валентина Серова. (Слайд 8)
- Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым. Это – рисунок карандашом.
- Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ.
- Сравни величины фигурок Вороны и Лисицы.
- Высоко ли сидит Ворона?
- Скажите, можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перышки» и какой у неё «носок»?
- Почему, художник, выбрал такую точку зрения? (Валентин Серов использует зрительный контраст - большой вороны и крошечной лисицы, поскольку совершенно ясно, что с такого расстояния лисица никак не может разглядеть внешности вороны)
5
- Обобщение усвоенного материала.
- С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- Кто их авторы?
- Как называются такие истории? (Бродячие)
- Что высмеивают басни? ( Лесть, глупость, хвастовство, невежество)
- Чему учат басни ? (Отличать истинные чувства от лживых.) (Мудрости, доброте, дружбе, трудолюбию, честности)
- Закончите предложения
- Я сегодня узнал(а)…
- Было интересно…
- Я понял (а), что…
- Я научился…
- Мне захотелось
- Домашнее задание
- Прочитать басни, ответить на поставленные вопросы.
- Выучить одну басню наизусть ( по выбору).
Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»
Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...
И.А.Крылов басня "Ворона и лисица". урок литературного чтения
Задачи:Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;Отработать навыки выразительного чтения;Воспитывать высокие моральные качеств...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзоп и «Ворона и лисица» И.А.Крылов
УМК "ПНШ" 3кл. Учебник: 2 ч. Н.А.Чуракова...
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...