Статья: "Индивидуальный план развития и жизнеустройства, как средство организации психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях детского дома".
статья
В статье представлен один из вариантов организации психолого – педагогического сопровождения детей проживающих в условиях детского дома.
Ключевые слова: индивидуальные потребности, комплексный подход, преемственность, ретроспектива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план развития и жизнеустройства, как средство организации психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях детского дома.
Путято Татьяна Николаевна,
учитель-логопед
КГКУ «Емельяновский детский дом»
п.г.т. Емельяново,
E-mail:putyatik2013@yandex.ru
Аннотация: в статье представлен один из вариантов организации психолого – педагогического сопровождения детей проживающих в условиях детского дома.
Ключевые слова: индивидуальные потребности, комплексный подход, преемственность, ретроспектива.
Дети, проживающие в детском доме, в большинстве своем пережили травматический опыт: нарушение привязанности, жестокое обращение, перемещения, вторичное сиротство это, как правило, замедляет, искажает нормативный ход развития ребенка. Особенность детской психики заключается в том, что ребенок не может преодолеть последствия травматического опыта своей жизни без участия взрослого, которому он доверяет[5]. Именно поэтому так необходимо создавать для воспитанников условия, где есть человек, значимый взрослый, который поможет найти верное решение и помочь построить ретроспективу будущего. Поэтому ИПРиЖУ – это документ, способствующий овладению единым концептуальным аппаратом специалистами при взаимодействии друг с другом.
Нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье. Такое гуманистическое представление отражено в Конституции и Семейном кодексе Российской Федерации. Сегодня в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2015 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» дети помещаются в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», причем организация должна способствовать их семейному устройству[1]. Это постановление, с одной стороны, направлено на решение важной потребности детей жить и воспитываться в семье, а с другой – ставит перед специалистами учреждений новые задачи, для решения которых необходимы дополнительные знания и алгоритмы работы. На решение поставленных задач в нашем Емельяновском детском доме создан индивидуальный план развития и жизнеустройства далее (ИПРиЖУ) - это документ, позволяющий выделить конкретного ребенка из общей массы воспитанников на основании его индивидуальных потребностей, возможностей, проблем, личностных особенностей, истории жизни. По результатам работы отследить динамику развития и на основании выводов и профессиональных рекомендаций принять обоснованное решение: воссоединение ребенка с кровной семьей, подбор замещающей семьи или подготовка к самостоятельной жизни.
ИПРиЖУ – это не просто документ, это персональный путь развития, жизнеустройства ребенка, проживающего в условиях детского дома, целью которого является обеспечение и защита прав и интересов ребенка, в том числе право жить и воспитываться в семье. Команда специалистов психолого – педагогического сопровождения педагог - психолог, медицинский работник, социальный педагог, учитель - логопед, воспитатель работают одновременно. Они выявляют личные ресурсы, проблемы, потребности, возможности ребенка, составляют план коррекционной развивающей работы и рекомендаций для дальнейшего развития данного воспитанника на 6 месяцев. По истечению этого срока собирается психолого – педагогический консилиум, где детально разбирают результаты коррекционно – развивающей работы, выявленные проблемы, психологические травмы, личные возможности, а главное дальнейшие ретроспективы развития конкретного воспитанника.
Индивидуальный план развития и жизнеустройства состоит из 4 частей:
1. Базовая, которая отражает историю жизни ребенка, родственные и устойчивые социальные связи, его травматический опыт, итоги адаптационного периода;
2. Плановая часть подразумевает составление плана специалистами, вовлеченными в процесс работы по воспитанию и развитию ребенка, который основан на выявленных в адаптационном периоде проблемах и представляет собой историю его жизни;
3. Результативная часть, в этой части каждый специалист отражает те результаты, которых достиг или не достиг ребенок в соответствии с планом. Здесь обязательно отражается взаимосвязь между выявленными проблемами в адаптационном периоде и полученными результатами;
4. Рекомендательная часть содержит сильные и слабые стороны ребенка, его достижения по итогам планового периода, рекомендации при подборе семьи для ребенка, общие рекомендации, для дальнейшей коррекционно – развивающей работы. [1]
Реализация ИПРЖУ в учреждениях позволяет в первую очередь обеспечить согласованную работу всех специалистов в реализации комплексного подхода в работе с воспитанником. Объединить ресурсы учреждения, специалистов, а также при необходимости внешние ресурсы (социально поддерживающая сеть, волонтеры, общественные организации) в целях эффективной реабилитации и социальной адаптации ребенка[2].
Во вторых благодаря ИПРиЖУ специалисты психолого- педагогического сопровождения могут проследить в хронологическом порядке основные события в жизни ребенка, учесть эту информацию в планировании реабилитационной работы.
В третьих использовать ИПРЖУ в качестве инструмента планирования индивидуальной коррекционно - развивающей работы. В плане отражать наиболее важные, необходимые для работы с конкретным ребенком задачи.
В четвертых обеспечить преемственность и непрерывность работы с ребенком благодаря механизму передачи документа по маршруту «организация – органы опеки – замещающая семья - «служба сопровождения».
Таким образом, уникальность документа заключается в комплексности, индивидуальности, преемственности и конкретном планировании всех специалистов психолого - педагогического сопровождения. Чтобы этот документ работал в учреждении необходимо в первую очередь иметь сплоченную команду специалистов психолого – педагогического сопровождения.
Библиографический список
- Методичка «Наука правильной заботы» / Опыт реализации семейно – ориентированной модели в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Благотворительный фонд «Солнечный город» г. Новосибирск.2019г.- 260с.
- Настольная книга воспитателя авторы-составители Миллер С. А., Чистякова Н.В., Камаева А.Г. г. Новосибирск 2020 г. - 98с.
- Ослон, В. Н. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии / В. Н. Ослон // Психологическая наука и образование : Электронный журнал. – 2010. – № 5. – 149с.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. – Москва : Просвещение, 2016. – 352с.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – Москва : Юрайт. – 2011. – 460с.
- Короткова, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе / Ю. А. Короткова // Молодой ученый. – 2015. – №13. –745-748с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе представляет собой целостную, системно о...
«Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в условиях перехода на ФГОС»
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальн...
Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»
Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...
Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения
Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными....
«Работа с одаренными детьми в современных условиях » Организация психолого-педагогического сопровождения.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. “Одаренные дети” — ...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации
В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. Современная ситуация такова, ч...