Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации
статья на тему

В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. Современная ситуация такова, что в каждом классе общеобразовательной школы имеются один-два ребенка (а иногда и более) с двигательной расторможенностью, испытывающих серьезные трудности адаптации к учебному процессу. Со временем такие трудности могут не только не сниматься, а, напротив, еще более усугубляться. Эти трудности у каждого ребенка свои. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25

с углубленным изучением отдельных предметов

Выступление на ШМО

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации»

Тонковой Натальи Сергеевны

2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Диагностика и лечение СДВГ………………………………………………….. 8

Заключение……………………………………………………………………… 11

Приложение……………………………………………………………………... 12

Список литературы……………………………………………………………... 17

1. Введение.

        В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях.

        Современная ситуация такова, что в каждом классе общеобразовательной школы имеются один-два ребенка (а иногда и более) с двигательной расторможенностью, испытывающих серьезные трудности адаптации к учебному процессу. Со временем такие трудности могут не только не сниматься, а, напротив, еще более усугубляться. Эти трудности у каждого ребенка свои.

 Признаки адаптационных нарушений:

  1. Неспособность освоиться с новой ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отрицательное отношение к учению. 
  2. Эмоционально-волевая, личностная незрелость, отличающая значительную часть детей группы риска, проявляется в неспособности таких детей перестроить свое поведение в соответствии с изменившейся ситуацией, подчинить его новым требованиям школьной жизни.
  3. Ученики обнаруживают непонимание своего нового статуса ученика, тех обязанностей, которые этот статус на них накладывает. Это непонимание проявляется и в поведении детей в школе — они часто нарушают дисциплину на уроках, не умеют вести себя на переменах. Их взаимоотношения с учителями, с одноклассниками становятся конфликтными.
  4. «Интеллектуальная пассивность» - отсутствие желания и привычки думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией. Учебную задачу эти дети не воспринимают, могут принять ее лишь тогда, когда она будет переведена в практический план, близкий к их жизненному опыту.
  5. Трудности в усвоении учебного материала, пониженная обучаемость, отставание в темпе деятельности.
  6. Недоразвитие школьно-значимых психофизиологических функций (нарушения фонематического слуха, зрительного восприятия, пространственной ориентации, координации системы «глаз— рука», плохое развитие мелких мышц руки), характерное для значительной части детей группы риска, становится объективной причиной их трудностей в усвоении учебного материала. Эти дети с большим напряжением овладевают письмом, чтением. Другой причиной трудностей является несформированность необходимых для систематического обучения интеллектуальных умений, в частности такого важного, как умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
  7. Пониженная работоспособность, высокая утомляемость.

Следствием перечисленных трудностей наряду с другими, названными ранее становится более медленный темп учебной деятельности этих детей, их пониженная восприимчивость к обучению — пониженная обучаемость. Режим учебных занятий, дневного отдыха не соответствует психофизическим возможностям данного контингента школьников. В условиях рационального с точки зрения требований школьной гигиены режима, ориентированного на возрастные нормативы, у этих детей происходят неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья.

Ребенок в школе так устает, что домашнего отдыха ему не хватает, чтобы снять усталость. Появляются жалобы на головную боль, расстройства сна (долго не засыпает, беспокойно спит, вскрикивает во сне). Ухудшается аппетит, возникают симптомы нервно-психических расстройств: тики, непроизвольные движения руками, шмыганье носом или стойкие покашливания.

Родители такого ребенка, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью, повышенной тревожностью, напряженностью. Осознание семейного неблагополучия, эмоционального дискомфорта, беспомощности приводит к неконтролируемой реакции и неконструктивным формам взаимодействия с ребенком.  В результате многие дети с проблемным поведением, выраженном в двигательной расторможенности, попадают в разряд трудновоспитуемых и не получают необходимого понимания и помощи.

Достоверной и единственной причины синдрома до сих пор не найдено. Считается, что в основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение центральной нервной системы, которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны ЦНС, нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине СДВГ. Результаты современных исследований указывают на вовлечение в патогенетические механизмы СДВГ системы «ассоциативная кора-базальные ганглии-таламус-мозжечок-префронтальная кора», в которой согласованное функционирование всех структур обеспечивает контроль внимания и организацию поведения.

Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего - внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.

Генетические механизмы. К числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ (роль некоторых из них в патогенезе СДВГ подтверждена, а другие рассматриваются в качестве кандидатных), относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и норадреналина. Дисфункция нейромедиаторных систем мозга играет важную роль в патогенезе СДВГ. При этом основное значение имеют нарушения процессов синаптической передачи, которые влекут за собой разобщение, перерыв связей между лобными долями и подкорковыми образованиями и как следствие этого - развитие симптомов СДВГ. В пользу нарушений нейромедиаторной передачи систем как первичного звена в развитии СДВГ свидетельствует то, что механизмы действия лекарственных средств, наиболее эффективных в лечении СДВГ, заключаются в активации высвобождения и торможения обратного захвата дофамина и норадреналина в пресинаптических нервных окончаниях, что увеличивает биодоступность нейромедиаторов на уровне синапсов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается полигенным расстройством, при котором одновременно существующие многочисленные нарушения процессов обмена дофамина и/или норадреналина обусловлены влияниями нескольких генов, перекрывающими защитное действие компенсаторных механизмов. Эффекты генов, вызывающих СДВГ, являются взаимодополняющими. Таким образом, СДВГ рассматривается как полигенная патология со сложным и вариабельным наследованием, и в то же время как генетически гетерогенное состояние.

Пре- и перинатальным факторам отводится важная роль в патогенезе СДВГ. Формированию СДВГ могут предшествовать нарушения течения беременности и родов, в частности гестозы, эклампсия, первая по счету беременность, возраст матери моложе 20 лет или старше 40 лет, длительное течение родов, переношенная беременность и недоношенность, низкая масса тела при рождении, морфофункциональная незрелость, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, заболевание ребенка на первом году жизни. Другими факторами риска являются употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курение.

Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связанное с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия для здоровья детей. Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и других микроэлементов. Наиболее распространенным нейротоксикантом из группы тяжелых металлов является свинец, а источниками загрязнения им окружающей среды - промышленные выбросы и выхлопные газы автотранспорта. Поступление свинца в организм детей может вызывать когнитивные и поведенческие нарушения у детей.

Роль пищевых факторов и несбалансированного питания. Возникновению или усилению симптомов СДВГ могут способствовать несбалансированность питания (например, недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов, особенно в утренние часы), а также недостаточность в пище микронутриентов, в том числе витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), макро- и микроэлементов.

Таким образом, СДВГ - сложное психоневрологическое расстройство, сопровождающееся структурными, метаболическими, нейрохимическими, нейрофизиологическими изменениями в ЦНС, а также нейропсихологическими нарушениями со стороны процессов обработки информации и УФ.

2. Диагностика и лечение СДВГ

Диагностика СДВГ основывается на международных критериях, включающих перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства (Таблица 1). Обязательными характеристиками СДВГ также являются:

  • продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес;
  • постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
  • выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;
  • исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.

Классификация DSM-IV-TR определяет СДВГ как первичное расстройство. Одновременно в зависимости от преобладающих симптомов разграничиваются следующие формы СДВГ:

  • сочетанная (комбинированная) форма - имеются все три группы симптомов (50-75%);
  • СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20-30%);
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (около 15%).

В МКБ-10, которая применяется в Российской Федерации, диагноз «гиперкинетическое расстройство» примерно равнозначен сочетанной форме СДВГ по DSM-IV-TR. Для постановки диагноза по МКБ-10 должны быть подтверждены все три группы симптомов, в том числе не менее 6 проявлений невнимательности, не менее 3 - гиперактивности, хотя бы 1 - импульсивности. Таким образом, диагностические критерии СДВГ в МКБ-10 более строгие, чем в DSM-IV-TR, и определяют только сочетанную форму СДВГ.

В настоящее время диагностика СДВГ основывается на клинических критериях. Для подтверждения СДВГ не существует специальных критериев или тестов, основанных на применении современных психологических, нейрофизиологических, биохимических, молекулярно-генетических, нейрорадиологических и других методов. Диагноз СДВГ ставится врачом, однако педагоги и психологи также должны быть хорошо знакомы с диагностическими критериями СДВГ, тем более что для подтверждения этого диагноза важно получить надежные сведения о поведении ребенка не только дома, но и в школе или дошкольном учреждении.

        На современном этапе становится очевидным, что лечение СДВГ должно быть направлено не только на контроль и редукцию основных проявлений данного расстройства, но также на решение других важным задач: улучшение функционирования пациента в различных сферах и его наиболее полная реализация как личности, появление собственных достижений, улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи, формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми, признание окружающими и повышение удовлетворенности своей жизнью. Проведенное нами исследование подтвердило значительное негативное влияние трудностей, испытываемых детьми с СДВГ, на их эмоциональное состояние, жизнь в семье, дружеские отношения, учебу в школе, занятия в свободное время. В связи с этим сформулирована концепция расширенного терапевтического подхода, подразумевающая распространение влияния лечения за пределы редукции основных симптомов и учет функциональных исходов и показателей качества жизни. Таким образом, концепция расширенного терапевтического подхода предполагает обращение к социальным и эмоциональным нуждам ребенка с СДВГ, на которые следует обращать особое внимание как на этапе диагностики и планирования лечения, так и в процессе динамического наблюдения за пациентом и оценки результатов проводимой терапии.

        Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Лечение СДВГ должны быть своевременными и обязательно включать:

  • помощь семье ребенка с СДВГ - приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ;
  • выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей;
  • просветительскую работу с учителями, коррекцию плана школьного обучения - через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
  • психотерапию детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей, формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий (см. приложение);
  • лекарственную терапию, которая должна быть достаточно длительной, поскольку улучшение состояния распространяется не только на основные симптомы СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов, включая их самооценку, взаимоотношения с членами семьи и сверстниками, обычно начиная с третьего месяца лечения. Поэтому планировать лекарственную терапию целесообразно на несколько месяцев вплоть до продолжительности всего учебного года.

        Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление СДВГ у детей. Разработка и применение комплексной коррекции должны осуществляться своевременно, носить индивидуальный характер. Лечение СДВГ, в том числе лекарственная терапия, должны быть достаточно продолжительными.

  1. Заключение

Ни при одном заболевании универсального, подходящего любой категории больных, способа лечения нет. Даже самый безукоризненный метод все равно необходимо "подгонять" под конкретного человека. Ведь, как пишут поэты, даже снежинок не бывает одинаковых, а что тогда говорить о такой сложнейшей системе, как организм человека.

        Синдром нарушения внимания с гиперактивностью тем более требует индивидуального лечения. В данном случае речь идет о нарушениях функций мозга, о неврологических неполадках. Естественно, лучше не уповать на какую-то одну методику, а подобрать с помощью специалиста комплекс мер, куда должны входить и психологическая коррекция, и реабилитация с помощью специальной физкультуры, и правильно подобранная диета, и педагогические приемы. Главное - вовремя обратиться к врачу. Помните, что СДВГ, в отличие от многих других неврологических заболеваний, достаточно хорошо поддается лечению и имеет более оптимистические прогнозы, но при условии, если терапию и реабилитацию проводить своевременно: в возрасте 5-10 лет. Не прозевайте это время.

Приложение.

Таблица1. Основные проявления СДВГ по МКБ-10 

Группы симптомов

Характерные симптомы СДВГ

1. Нарушения внимания

  1. Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  2. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  3. Не слушает обращенную к нему речь.
  4. Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  5. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  6. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  7. Часто теряет свои вещи.
  8. Легко отвлекается.
  9. Проявляет забывчивость.

2а. Гиперактивность

  1. Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  2. Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  3. Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  4. Не может тихо, спокойно играть.
  5. Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.

2б. Импульсивность

  1. Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  2. Не может дожидаться своей очереди.
  3. Мешает другим людям, перебивает их.
  4. Болтлив, несдержан в речи.

Упражнения (задания) для коррекции симптомов СДВГ.

Задание «Передай мяч»

Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает второму мяч сверху над головой, второй третьему – снизу между ногами и т.д. Другой вариант – передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево.

 Игра «Имена и ритмы»

Учить детей отхлопывать ритм, соблюдая ударный слог в слове.

Дети по очереди называют свои имена, отхлопывают их, а затем записывают его на доске ли листе бумаги.

Ритмическая игра «Мы охотимся на льва»

Ведущий:

Положите все руки на колени. (При повторе слов ребята повторяют и движения.)

— Мы охотимся на льва. (Хлопают руками по коленям.)

— Не боимся мы его. (Продолжают хлопать по коленям.)

— У нас хорошее ружье. (Продолжают хлопать по коленям.)

— И большой кинжал, во! (Победно выбрасывают руку с поднятым вверх большим пальцем.)

— Что это такое? (Разводят руками.)

—  Это болото!

— Через болото напрямик! (Поднимают руки вверх и описывают дугу.)

Быстро-быстро хлопают по коленкам. 

Далее слова повторяются сначала, но слово «болото» заменяется на:

  • горы (делают вид, что лезут по канату),
  • джунгли (делают рубящие движения руками),
  • поле (ползут вперед, делают узкий круг, соединяют пятки вместе, остаются в этом положении до следующего «препятствия»),
  • грязь (делают широкий круг).

Игра “Черепахи”.

Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2–3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

Мишки и шишки

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.
Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.

Игра  «Стоп,кулак!»

Цель: учить  трансформировать агрессию в физическую  активность.

Описание :ребёнок  проговаривает  текст, сопровождая  его  движениями(можно  дополнительно отстукивать ритм ногой).Можно  предлагать  игру, когда назревает конфликтная  ситуация.

 

Стоп, кулак!

Кулак  уймись!

Ты в  ладошку

Развернись!

Стоп ,ладонь!

Ладонь, замри!

На другую

Посмотри!

А теперь похлопаем,

А теперь потопаем!

Сели-встали,сели-встали

И опять  играть  мы  стали.

Список литературы:

1. Баркли Р.А. Дети с вызывающим поведением. Клиническое руководство по обследованию ребенка и тренингу родителей. Пер. с англ. М.: Теревинф, 2011;272.

2. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М: Школа-Пресс, 2001 — 122 с.

3. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения . – Ж: «Вопросы практической педиатрии» »» 2012, т. 7, №1, с.54–62 

4. Заваденко Н.Н., Лебедева Т.В., Счасная О.В., и др. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: роль анкетирования родителей и педагогов при оценке социально-психологической адаптации пациентов. Журн. неврол. и психиатр. им. С.С.Корсакова. 2009; 109(11): 53-7.

5. Кумарина Г. Ф. , Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н., Дементьева И.Ф., Кумарина Г.Ф., Мисаренко Г. Г., Степанова O.A., Чутко Н.Я. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие — M.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 c.

 6. Мухина С.Н. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. – 156с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Как диагностировать синдрома дефицита внимания с гиперактивностью ?Выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома ДВ.Однако может быть только повышенная двигатель-ная активность, но без д...

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания. Слабые стороны..Сильные стороны.Помощь такому ребенку.Рекомендации....

Методические рекомендации по воспитанию ребенка с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью)

Если у вас ребенок с синдромом дефицита внимания  или  гиперактивностью, этого  невозможно не заметить, поскольку такие дети резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной...

Коррекционное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Данная работа будет представлять интерес тем, у кого в классе учатся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, родителям, психологам. Основная цель работы - оказание помощи по организ...